Philosophy as a Design of New Meanings

 
PIIS004287440005726-3-1
DOI10.31857/S004287440005726-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: SPbSU
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 7
Pages64-68
Abstract

Philosophical understanding claims to universality. Meaning, understanding, sense-formation are fundamentally human characteristics of being as a meaningful picture of the world. Sense-formation is realized always from a certain position, from a certain point of view. Therefore, it is always personal, communicative and socially representable. In this regard, the concepts and practices of philosophical sense-formation, proposed and implemented by Michael Epstein in a series of network projects and scientific monographs, as well as in the discussed article [Epstein 2019] are indicative. The author assesses the prospects of the modern philosophy of the digitizing era in the context proposed by M.N. Epstein "philosophy of synthesis". It is about philosophizing in the genre of projective dictionaries (philosophy, humanitarian knowledge in general). The projective dictionary appears as a single hypertext, which expands the scope of the conceptual integrity of the entire project. This approach realizes today's humanist position as potentiation of being, opening up new possibilities of culture. A projective dictionary, in essence, is a generative model that latently contains the energy of divergent vectors of further work, which can embody different concepts, protect different positions, but use a common terminological and conceptual resource.

KeywordsM.N. Epstein, meaning, philosophy, projective dictionary, sense
AcknowledgmentThis paper is prepared with the support of Russian Foundation for Basic Research, project № 18-511-00018 The distribution of knowledge in a networked society: the interaction of archaic and modern forms
Received27.07.2019
Publication date28.07.2019
Number of characters14243
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Философия сама по себе ориентирована на синтез, на выстраивание целостной смысловой картины мира, общества, человека и его отношения к миру, обществу, себе самому. Ее роль «праматери всех наук» осталась в прошлом. Дивергенция дисциплинарного знания продолжается и нарастает. Теперь чаще философия следует за наукой, искусством, политикой, религией, обыденным опытом, осмыслениями порождаемых в них построений, «упаковывая» их в синкретичную смысловую картину мира. Формулируя и переформулируя острые вопросы бытия, отыскивая ответы на них философия сохраняет осмысленность мира.
2 В этой связи особый интерес представляют возможности смыслообразования, открываемые средствами современного «информационного массового общества» с его практикой всеобщей включенности в коммуникацию, и, одновременно, дивергенции точек зрения, подходов, мнений. Поэтому попытки, а тем более – практики – раскрытия и реализации этих возможностей не могут рассматриваться иначе как фронтир современной философии – как в концептуальном, так и социальном планах.
3 Такие практики ярко и убедительно представлены М.Н. Эпштейном. Отъезд за рубеж в 1990 г. не только сохранил его присутствие в отечественной гуманитаристике, но и способствовал росту его публикаций, расширению поднимаемых в них тем – от публицистики до обстоятельнейших фундаментальных разработок. Недавно вышедший «Проективный словарь гуманитарных наук» [Эпштейн 2017] заслуживает, однако, особoго внимания. Речь идет о масштабном проекте с немалым философским потенциалом. Это итог почти полувековой работы автора в разных областях гуманитарных наук, важный этап развития гуманитарных наук в современном, на глазах цифровизирующемся социуме1. По замечанию самого М.Н. Эпштейна, работа над словарем продолжалась 34 года (1982–2016) и стала своего рода синтезом его предыдущих работ в разных гуманитарных областях. И, можно добавить, стала важным явлением философии – как по жанру, так и по содержанию. 1. На этом пути были такие работы и проекты, как участие в новых литературных и интеллектуальных движениях и практиках 1980-х; действующий с 2000 г. сетевой проект «Дар слова. Проективный лексикон русского языка» (https://subscribe.ru/archive/linguistics.lexicon/201802/05100527.html/); инициированный М.Н. Эпштейном ежегодный конкурс «Слово года» с несколькими номинациями, включая неологизмы. Ступени работы М.Н. Эпштейна по обновлению гуманитарных наук: «Парадоксы новизны» (1988), «Transcultural Experiments» (1999), «Философия возможного» (2001), «Проективный философский словарь» (2002) [Тульчинский, Эпштейн ред. 2003] и его продолжение на страницах журнала «Философские науки» в 2009–2011 годах, «Знак пробела. О будущем гуманитарных наук» (2004), «The Transformative Humanities: A Manifesto» (2012), «От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки изменяют мир» (2016) и, наконец, обсуждаемая здесь статья [Эпштейн 2019].
4 Почему – словарь? Почему – проективный? И какое отношение он имеет к философии? Философствование выражается, реализуется в различных осмысливающих мир нарративах. Например, – в «паремиологически-афористической» форме (М. Монтень, Б. Паскаль, Новалис, В.В. Розанов). Философствование может носить сюжетный характер – от дневниковых записей и притч до назидания, эссе, диалогов, новелл, повестей или романов, как скажем, в творчестве Платона, М. де Унамуно, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.Ф. Лосева. Паремиологическое и сюжетное философствование вызывает необходимость толкования, которое может само стать способом философствования, сводящим результаты осмысления в некоторый герменевтический компендиум упорядоченной мысли. Современные «деконструкции» и классические формы философствования объединяет сюжет самой мысли, становящийся системообразующим фактором. Окончательно логика осмысления выходит на первый план в философских системах: от Р. Декарта и Б. Спинозы до К. Вольфа и Г.В.Ф. Гегеля. Опыт показывает, что существуют не только вербальные, но и визуальные, «поступочные» способы философствования. Философия, подобно Протею, может принимать самые различные, непохожие друг на друга смысловые обличья. Она столь же многообразна, как и пути человеческого познания, осмысления и понимания.

Number of purchasers: 2, views: 1809

Readers community rating: votes 0

1. Epstein, Mikhail N., Tulchinsky, Grigorii L. (2003) Projective Philosophical Dictionary, ed. G.L. Tulchinskii, M.N. Epstein, Aletheia, Saint-Petersburg (In Russian).

2. Epstein, Mikhail (2017) Projective Dictionary of Humanities. Novoe literaturnoe obozrenie, Moscow (In Russian).

3. Epstein, Mikhail N. (2019) ‘From Analysis to Synthesis: on the Vocation of Philosophy in the XXIst century” Voprosy Filosofii, Vol. 7 (2019), pp. ?–?.

Система Orphus

Loading...
Up