Философия как проектирование новых смыслов

 
Код статьиS004287440005726-3-1
DOI10.31857/S004287440005726-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: СПбГУ
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №7
Страницы64-68
Аннотация

Философское осмысление претендует на всеобщность и универсальность. Смысл, смыслообразование – принципиально человеческие характеристики бытия, как картины мира. Осмысление бесконечного разнообразия мира всегда реализуется с какой-то позиции, с какой-то точки зрения. Поэтому оно всегда персонологично, коммуникативно и социально презентативно. В этом плане показательны концепции и практики философского смыслообразования, предложенные и реализованные М.Н. Эпштейном в серии сетевых проектов и научных монографий, а также в обсуждаемой статье [Эпштейн 2019]. Автор оценивает перспективы современной философии цифровизирующейся эпохи в контексте предложенной М.Н. Эпштейном "философии синтеза". Речь идет о философствовании в жанре проективных словарей (философии, гуманитарного знания в целом). Автор подробно рассматривает "Проективный словарь гуманитарных наук", изданный Эпштейном в 2017 г., который предстает как единый гипертекст, что расширяет масштаб концептуальной целостности всего проекта "философии синтеза". Такой подход реализует позицию сегодняшнего гуманитария, как потенциатора бытия, открывающего новые возможности культуры. Проективный словарь, по сути дела, – порождающая модель, латентно содержащая энергетику расходящихся векторов дальнейшей работы, которые могут воплощать разные концепции, защищать разные позиции, но при этом использовать общий терминологический и концептуальный ресурс. 

Ключевые словапроективный словарь, смысл, смыслообразование, философия, М.Н. Эпштейн
Источник финансированияРабота выполнена при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-511-00018 «Распределение знания в сетевом обществе: взаимодействие архаических и современных форм»
Получено27.07.2019
Дата публикации28.07.2019
Кол-во символов14243
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Философия сама по себе ориентирована на синтез, на выстраивание целостной смысловой картины мира, общества, человека и его отношения к миру, обществу, себе самому. Ее роль «праматери всех наук» осталась в прошлом. Дивергенция дисциплинарного знания продолжается и нарастает. Теперь чаще философия следует за наукой, искусством, политикой, религией, обыденным опытом, осмыслениями порождаемых в них построений, «упаковывая» их в синкретичную смысловую картину мира. Формулируя и переформулируя острые вопросы бытия, отыскивая ответы на них философия сохраняет осмысленность мира.
2 В этой связи особый интерес представляют возможности смыслообразования, открываемые средствами современного «информационного массового общества» с его практикой всеобщей включенности в коммуникацию, и, одновременно, дивергенции точек зрения, подходов, мнений. Поэтому попытки, а тем более – практики – раскрытия и реализации этих возможностей не могут рассматриваться иначе как фронтир современной философии – как в концептуальном, так и социальном планах.
3 Такие практики ярко и убедительно представлены М.Н. Эпштейном. Отъезд за рубеж в 1990 г. не только сохранил его присутствие в отечественной гуманитаристике, но и способствовал росту его публикаций, расширению поднимаемых в них тем – от публицистики до обстоятельнейших фундаментальных разработок. Недавно вышедший «Проективный словарь гуманитарных наук» [Эпштейн 2017] заслуживает, однако, особoго внимания. Речь идет о масштабном проекте с немалым философским потенциалом. Это итог почти полувековой работы автора в разных областях гуманитарных наук, важный этап развития гуманитарных наук в современном, на глазах цифровизирующемся социуме1. По замечанию самого М.Н. Эпштейна, работа над словарем продолжалась 34 года (1982–2016) и стала своего рода синтезом его предыдущих работ в разных гуманитарных областях. И, можно добавить, стала важным явлением философии – как по жанру, так и по содержанию. 1. На этом пути были такие работы и проекты, как участие в новых литературных и интеллектуальных движениях и практиках 1980-х; действующий с 2000 г. сетевой проект «Дар слова. Проективный лексикон русского языка» (https://subscribe.ru/archive/linguistics.lexicon/201802/05100527.html/); инициированный М.Н. Эпштейном ежегодный конкурс «Слово года» с несколькими номинациями, включая неологизмы. Ступени работы М.Н. Эпштейна по обновлению гуманитарных наук: «Парадоксы новизны» (1988), «Transcultural Experiments» (1999), «Философия возможного» (2001), «Проективный философский словарь» (2002) [Тульчинский, Эпштейн ред. 2003] и его продолжение на страницах журнала «Философские науки» в 2009–2011 годах, «Знак пробела. О будущем гуманитарных наук» (2004), «The Transformative Humanities: A Manifesto» (2012), «От знания – к творчеству. Как гуманитарные науки изменяют мир» (2016) и, наконец, обсуждаемая здесь статья [Эпштейн 2019].
4 Почему – словарь? Почему – проективный? И какое отношение он имеет к философии? Философствование выражается, реализуется в различных осмысливающих мир нарративах. Например, – в «паремиологически-афористической» форме (М. Монтень, Б. Паскаль, Новалис, В.В. Розанов). Философствование может носить сюжетный характер – от дневниковых записей и притч до назидания, эссе, диалогов, новелл, повестей или романов, как скажем, в творчестве Платона, М. де Унамуно, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.Ф. Лосева. Паремиологическое и сюжетное философствование вызывает необходимость толкования, которое может само стать способом философствования, сводящим результаты осмысления в некоторый герменевтический компендиум упорядоченной мысли. Современные «деконструкции» и классические формы философствования объединяет сюжет самой мысли, становящийся системообразующим фактором. Окончательно логика осмысления выходит на первый план в философских системах: от Р. Декарта и Б. Спинозы до К. Вольфа и Г.В.Ф. Гегеля. Опыт показывает, что существуют не только вербальные, но и визуальные, «поступочные» способы философствования. Философия, подобно Протею, может принимать самые различные, непохожие друг на друга смысловые обличья. Она столь же многообразна, как и пути человеческого познания, осмысления и понимания.

Всего подписок: 2, всего просмотров: 2010

Оценка читателей: голосов 0

1. Тульчинский, Эпштейн (ред.) 2003 – Проективный философский словарь / Под ред. Г.Л. Тульчинского, М.Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003.

2. Эпштейн 2017 – Эпштейн М.Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

3. Эпштейн 2019 ? Эпштейн М.Н. О призвании философии в XXI веке // Вопросы философии. 2019. № 7. С. ???

Система Orphus

Загрузка...
Вверх