The Idea of Humanism as a Factor of Social Development

 
PIIS004287440000434-2-1
DOI10.31857/S004287440000735-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: DSc in Philosophy, Professor, Philosophy Department Chairperson
Affiliation: Transbaikal State University
Address: Russian Federation, Chita
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 8
Pages5-15
Abstract

The article noted that humanism exists as an idea and as a practical humanism (humaneness) in public relations. The author distinguishes three basic principles of relations between society and the individual. During the period of anthroposociogenesis, man was formed as a means of self-preservation for the society system. Therefore, in the pre-civilized society was dominated the relations principle “man for society”. However, development of consciousness and self- awareness led to the contradiction of man that resulted from both natural and social evolution: natural evolution created man as a collective being, and social evolution shaped his need for freedom. The reflection of the of social evolution acquisitions (intelligence, selfawareness, qualities of a subject and self-esteem) was the principle of “society for man” as an alternative to the first principle, and as the basis for the ideas of humanism. At the same time, denying the interests of society inevitably leads to social disasters. Each of these two principles is an extreme. A way to resolve this contradiction and the effective factor of social evolution should be the principle of “man for society and society for man”.

Keywordshumanism, a man, society, idea, the principle of cooperation, talion, the “golden rule of morality”, factors of development
Received07.08.2018
Publication date03.10.2018
Number of characters34740
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Человек для общества, или общество для человека?
2 На сайте Google ( >>>> ) проводилось голосование на тему: “Человек для общества или общество для человека”. Большинство (две трети) проголосовали за первый вариант. Но возникает вопрос: «Почему “или – или”», а не “и – и”? Возможно, потому, что россияне в своём большинстве – бескомпромиссный народ?
3 Философы пытаются ответить на этот вопрос уже несколько столетий, с тех пор как осознали ценность индивидуальной жизни человека.
4 Общество как система. Три принципа взаимодействия общества и человека
5 Общество возникло стихийно как естественная самоорганизующаяся система. Как и в любой подобной системе, её элементы (в данном случае – люди) изначально служили лишь для её самосохранения. Здесь имеется в виду форма взаимоотношений общества (группы, системы, целого) и человека (индивида, элемента системы, отдельного). То есть человек был не целью, а средством. С точки зрения объективных закономерностей человек является “строительным материалом” для общества, индивиды изначально не представляли никакой иной ценности, поэтому можно было ими жертвовать, если это было необходимо системе. А деятельность человека, находящегося на любой ступени социальной иерархии, в своей совокупности обеспечивала самосохранение и развитие общества. То же самое проявлялось и в каждой отдельной группе людей – большой и малой.
6 Однако социальная система качественно отличается от естественных систем. Да, конечно, общество – это не простая совокупность индивидов, а надындивидуальное системное образование, но системы бывают разные. Есть жёсткие системы, где каждый элемент выполняет строго определённую функцию (например, орган в организме, деталь в механизме). Многие классические философы понимали общество или в частном случае государство как систему такого, первого типа. Уже в работах Аристотеля сформулирована мысль о надличностном характере государства: “…государство существует по природе и по природе предшествует каждому человеку; поскольку последний, оказавшийся в изолированном состоянии, не является существом самодовлеющим, то его отношение к государству такое же, как отношение любой части к своему целому” [Аристотель 1983, 379].
7 Но общество не организм и тем более не механизм. Оно относится к системам, состоящим из подсистем, обладающих определенными степенями свободы. Уже животные популяции являются такими системами. Орган не может функционировать без организма, животное некоторое время способно жить вне популяции. У него, кроме того, есть определенный выбор в процессе жизнедеятельности. Еще более свободным должен быть человек в системе общества.
8 Возникновение и расширение свободы привело к одному из противоречий человека как результата одновременно и естественной и социальной эволюции. Естественная эволюция создала человека как коллективное существо. В то же время социальная эволюция, создав у человека потребность в свободе, на этапе цивилизации привела к тому, что человек начинает противиться давлению общества, тому, что общество, ограничивая его свободу, использует его как средство самосохранения по принципу “человек для общества”. Отражением результатов социальной эволюции (интеллекта; возникновения не только у коллектива, но и у отдельного индивида самосознания, качества субъекта и чувства собственного достоинства) явился принцип “общество для человека” как альтернатива первому принципу и как основание идеи гуманизма.

Number of purchasers: 0, views: 2697

Readers community rating: votes 0

1. Ginzburg, Kuvakin 2013 web – Ginzburg V.L., Kuvakin V.A. Mezhdunarodnoe gumanisticheskoe dvizhenie i «Manifest 2000» // http://atheismru.narod.ru/

2. Gusejnov 2010 – Gusejnov A.A. Talion // Novaya filosofskaya ehntsiklopediya: V 4 t. / In-t filosofii RAN. M.: Mysl', 2010. T. 4. S. 7–8.

3. Kruglov 2013 – Kruglov A. Chto takoe gumanizm? // http://www.humanism.ru/documents/71-whatis-humanism.html

4. Kuvakin 2013 – Kuvakin V. Kharakteristiki gumanisticheskogo mirovozzreniya // http://www.humanism.ru/ documents/72-xapakmepucmiku.html

5. Mezhuev 2010 – Mezhuev V.M. Gumanizm // Novaya filosofskaya ehntsiklopediya: V 4 t. / In-t filosofii RAN. M.: Mysl', 2010. T. 1. S. 568.

6. Ogurtsov 2010 – Ogurtsov A.P. Ideya // Novaya filosofskaya ehntsiklopediya: V 4 t. / In-t filosofii RAN. M.: Mysl', 2010. T. 2. S. 83



Additional sources and materials

Аристотель 1983 – Аристотель. Политика / пер. с древнегреч. С. Жебелева // Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4 (Aristotle. Politics. Russian translation).

Бердяев 1993 – Бердяев Н.А.О назначении человекаМ.: Республика, 1993 (Berdyaev N.A. About Appointment of the Person. In Russian).

Бердяев 2013 web – Бердяев Н.АФилософия свободного духа // http://www.magister.msk.ru/library/philos/berdyaev(Berdyaev N.A. Philosophy of the Free Spirit. In Russian).

Веневитинов 1980 – Веневитинов Д.ВСтихотворенияПрозаМ.: Наука, 1980 (Venevitinov D.V. Poems. Prose. In Russian).

Гердер – Гердер И.Г.Письма для поощрения гуманности // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Germany/XVIII/1780-1800/Herder_Johann_Gottfied/text1.htm (Herder J.G. Briefe zur Beförderung der Humanität. Russian translation).

Маркс 1955 – Маркс К. К критике гегелевской философии права. Введение // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 1. 1955. С. 414–429 (Marx K. Zur Kritik der Hegelschen Rechtsphilosophie. Einführung. Russian translation). 

Маркс 1974 – Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Соч. Изд. 2. Т. 42. М.: Политиздат, 1974. С. 41–174. (Marx K. Ökonomisch-philosophische Manuskripte aus dem Jahre 1844. Russian translation).

Маркс, Энгельс 1966 – Маркс К., Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрений. (Новая публикация первой главы “Немецкой идеологии”.) М.: Политиздат, 1966 (Marx K., Engels F. Die Deutsche Ideologie. Kapitel I. Russian translation).

Михайловский 1909 – Михайловский Н.К. Письма о правде и неправде // Михайловский Н.К. Полное собрание сочинений. Т. 4. Изд. 4-еСПб., 1909 (Mikhaylovsky N.K. Letters on Truth and Falsehood. In Russian).

Михайловский 1998а – Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность // Михайловский Н.К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии. Т. 2. СПб.: Алетейя, 1998. С. 229–385 (Mikhaylovsky N.K. Struggle for Individuality. In Russian).

Михайловский 1998б – Михайловский Н.К. Что такое прогресс? // Михайловский Н.К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии. Т. 1. СПб.: Алетейя, 1998. С. 1–139. (Mikhaylovsky N.K. What is Progress? In Russian).

Новгородцев 1991 – Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.: Пресса, 1991 (Novgorodtsev P.I. On the Social Ideal. In Russian).

Франк 2013 – Франк С.Л.Реальность и человек // http://altrea.narod.ru/frank/realnost.html (Frank S.L. Reality and Man. In Russian).

Хомяков 1900 – Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы // Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Изд. 3. Т. 1. М.: Университетская типография, 1900 (Khomyakov A.S. About the Possibility of Russian Art School. In Russian).

 Хомяков 2001 – Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях // Русская философия: Имена. УченияТекстыМ.: ИНФРА-МВесь Мир, 2001 (Khomyakov A.S. A Few Words of an Orthodox Christian about Western Confessions. In Russian). 

 

Система Orphus

Loading...
Up