Embassy of Megasthenes

 
PIIS086919080028821-0-1
DOI10.31857/S086919080028821-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor, Leading Research Fellow
Affiliation: Institute of Asian and African Studies, Moscow State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 6
Pages52-60
Abstract

The author of the article comes to the conclusion that the famous embassy of Megasthenes to India took place in the context of an acute conflict between Seleucus Nicator and Candragupta Maurya. It could be only the military campaign of Seleucus against Mauryan Empire around 303 BC. As a result of diplomatic negotiations, a peace treaty was concluded, sealed by marriage alliance – apparently, the daughter of Seleucus became the wife of the heir to the Mauryan throne. Since Megasthenes speaks of repeated visits to Candragupta, one can think that he could accompany the Seleucid princess to Pataliputra. Recent attempts to date the embassy of Megasthenes and publication of his “Indika” to a much earlier period or, on the contrary, to attribute the conclusion of the peace treaty to the beginning of the 3rd century, clearly contradict the reports of ancient historical sources. Greek cultural influence in India of the 3rd century BC can be explained not only by peaceful relations of India with Hellenistic world, but also by the dynastic ties between Mauryan Empire and the royal court of the Seleucids.

Description of India by Megasthenes, published at the beginning of the 3rd century BC, is the most important Greek source about Mauryan Empire. However, the content of this text – contrary to the opinion established in historiography – does not give grounds to talk about Megasthenes’ long stay in Pataliputra, about his travels around India or about the author’s acquaintance with Indian languages.

KeywordsMegasthenes, Seleucus, Candragupta, Mauryan Empire, Peace treaty
Received26.11.2023
Publication date26.12.2023
Number of characters23448
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Как известно, самым ценным античным источником об Индии является сочинение Мегасфена «Индика». Автор его был послом Селевка Никатора к Чандрагупте, основателю державы Маурьев. В историографии нередки утверждения [Smith, 1924, p. 126; Stein, 1931, Kol. 233], что Мегасфен прибыл в Индию после подписания мирного договора между Чандрагуптой и Селевком. Он будто бы много лет жил в Паталипутре1 (пока его не сменил Деимах), путешествовал [Stein, 1931, Kol. 233] и овладел языком [Stein, 1931, Kol. 299]. Утверждения эти безосновательны. В отличие от современной практики, послы в то время, как правило, не жили за рубежом – они приезжали с конкретной миссией передачи послания и ведения переговоров [Olshausen, 1979]. 1. Лет десять, по оценке А. Диле [Dihle, 1984, S. 109].
2 Плиний (Plin. NH. VI. 61) говорит, что расстояния в Северо-Западной Индии сообщают бематисты («путемеры») Александра Македонского. Но к востоку от Гифасиса (Биаса) Александр не бывал, и дальнейший путь до океана измерен был для Селевка Никатора2. Имеется в виду посольство Мегасфена к Чандрагупте. Однако здесь же порою указаны и варианты расстояний между пунктами с пометкой: «а другие передают». Скорее всего, под «другими» имеется в виду Деимах, который был послан к сыну Чандрагупты Биндусаре и также оставил записки об Индии. В сохранившихся фрагментах Мегасфена перечисляются притоки Ганга, которые он пересекал на пути в Паталипутру. При этом автор «Индики» совсем не знает рек даже северного Декана – таких, как Махи, Тапти, Нармада или Маханади. То есть за пределами дороги до столицы Мегасфен не бывал – даже в низовьях Ганга (нет уверенности в идентификации Брахмапутры). Страбон (Strab. XV. 1. 11) говорит, что расстояние до Паталипутры измерено точно, а далее – лишь приблизительно, по тому, сколько времени занимает плавание от устья Ганга. Мегасфен не имел возможности продолжить путешествие на восток, к океану. Но, находясь в столице, он расспрашивал капитанов кораблей, прибывавших в Паталипутру. 2. Reliqua inde Seleuco Nicatori peragrata sunt следует трактовать как «остальное пройдено для Селевка Никатора». Попытка на этом основании говорить о походе Селевка до Ганга [Altheim, 1970, S. 319] явно несостоятельна, тем более что у Плиния здесь говорится о расстояниях не только до Ганга, но и до Паталипутры, столицы Магадхи.
3 Правда, в труде Мегасфена содержались упоминания о природных явлениях, которые можно видеть только в Южной Индии. Так, например, он сообщает (Plin. NH. VI. 69; Strab. II. 1. 19), что «во многих местах Индии» тени в течение нескольких месяцев падают к северу, а в остальное время года – к югу. Но эта информация появляется у него в связи с соответствующим указанием Бэтона, «путемера» Александра. Район, о котором идет речь, – mons Maleus (вариант чтения в рукописях Malaeus). Несомненно, имеется в виду Малая – южная оконечность Западных Гхат. Ни Бэтон, ни Мегасфен в Керале не бывали. У Бэтона это результат расспросов индийских моряков где-то в устье Инда3. А Мегасфен внимательно читал записки спутников Александра и, будучи в Индии, проверял информацию, задавая вопросы индийцам. Так и появилась локализация «горы Малей»: «за ними (за страной Палиботров. – А.В.) во внутренних областях» Индии (Plin. NH. VI. 69: ab his in interiore situ, ср. у Солина 52. 13: ultra Palibothram mons Maleus). 3. Ср. фантастический рассказ Онесикрита о том, что в тех краях, «где нет теней», обитает народ ростом 5 локтей и две ладони, а срок жизни их – 130 лет, причем и в этом возрасте они не достигают старости (Plin. NH. VII. 28). Конечно, это фольклорные россказни индийцев.

Number of purchasers: 0, views: 88

Readers community rating: votes 0

1. Bukharin M.D. Megasthenes’ “Indika” in ancient literature and modern and contemporary historiography. Bongard-Levin G.M., Bukharin M.D., Vigasin A.A. India and Classical World. Moscow: Vostochnaya Literatura, 2002. Pp. 48–137 (in Russian).

2. Vigasin A.A. Ancient India: from Historical Sources to the History. Moscow: Vostochnaya Literatura, 2007 (in Russian).

3. Vigasin A.A. Indian Studies. Moscow: Nauka – Vostochnaya Literatura, 2021 (in Russian).

4. Stavisky B.Ya. Isolated Columns of Buddhists of Central Asia and Early Christians of Transcaucasia: the Problem of Origin. Journal of Ancient History. 1995. No. 1. Pp. 140–147 (in Russian).

5. Altheim F., Stiel R. Geschichte Mittelasiens im Altertum. Berlin: De Gruyter, 1970.

6. André J., Filliozat J. L’Inde vue de Rome. Paris: Les Belles Lettres, 1986.

7. Bosworth A.B. The Historical Settings of Megasthenes’ “Indika”. Classical Philology. 1996. Vol. 91. No. 2. Pp. 113–127.

8. Brown T.S. Onesicritus. A Study in Hellenistic Historiography. Los Angeles: University of California, 1949.

9. Cohen G.M. The Hellenistic Settlements in the East from Armenia and Mesopotamia to Bactria and India. Los Angeles: University of California, 2013.

10. Derrett D. Megasthenes. Der kleine Pauly. Lexikon der Antike. Bd. 3. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1979. Kol. 1150–1154.

11. Dihle A. Antike und Orient. Heidelberg: Carl Winter. Universitätsverlag, 1984.

12. Falk H. Schrift im alten Indien. Tübingen: Gunter Narr Verlag, 1993.

13. Festugière A-J. Les inscriptions d’Asoka et l’ideal du roi hellénistique. Recherches de Science Religieuse. 1951–1952. Vol. XXXIX–XL. Pp. 31–46.

14. Franke O. Pāli und Sanskrit. Strassburg: Karl Trübner, 1902.

15. Hinüber O. von. Did Hellenistic Kings Send Letters to Aśoka. Hinüber O. von, Kleine Schriften. Teil III. Pp. 1341–1346.

16. Jacoby F. Hieronymos aus Kardia. Paulys Real-Encyclopäedie der classischen Altertumswissenschaft. XVI Halbband. Stuttgart, 1913. Kol. 1541.

17. Kane P.V. History of Dharmaśāstra. Vol. I. Poona: Bhandarkar Oriental Research Institute, 1968.

18. Laodike 12. Paulys Real-Encyclopäedie der classischen Altertumswissenschaft. XXIII Halbband. Stuttgart, 1924. Kol. 700–701.

19. La Vallée Poussin L. de. L’Inde aux temps des Mauryas. Paris: De Boccard, 1930.

20. Liddell H.G., Scott R. Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1996.

21. Olshausen E. Zur Frage ständiger Gesandschaften in hellenistischer Zeit. Antike Diplomatie. H. Biller, E. Olshausen (eds.). Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1979. S. 291–317.

22. Schober L. Untersuchungen zur Geschichte Babyloniens und der Oberen Satrapien von 323–303 v. Chr. Frankfurt am Main-Bern: Peter D. Lang, 1981.

23. Schwanbeck E.A. Megasthenis Indica. Bonnae: Pleimesiae Bibliopolae, 1846.

24. Skurzak L. Le traité Syro-Indien de paix en 305, selon Strabon et Appien d’Alexandrie. Eos. 1964. Vol. 54. Pp. 225–229.

25. Smith V. The Early History of India. Oxford: Clarendon Press, 1924.

26. Solinus. Wunder der Welt. Lateinisch und Deutsch. Übersetzt von Kai Brodersen. Darmstadt: Edition Antike, 2014.

27. Stein O. Megasthenes. Paulys Real-Encyclopäedie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. XV. Stuttgart, 1931. Kol. 230–326.

28. Tarn W.W. The Greeks in Bactria and India. Cambridge: University Press, 1938.

29. Thapar R. Aśoka and the Decline of the Mauryas. Delhi: Oxford University Press, 1983.

30. Timmer B.C.J. Megasthenes en de Indische Maatschappij. Amsterdam, H.J. Paris, 1930.

31. Yailenko V.P. Les maximes delphiques d’Ai Khanum et la formation de la doctrine du Dharma d’Asoka. Dialogues d’Histoire Ancienne. 1990. Vol. 16. Pt. 1. Pp. 239–256.

Система Orphus

Loading...
Up