Methodology of the cultivation of reflective thinking in Russian education: the experience of reflection

 
PIIS271326680023949-3-1
DOI10.18254/S271326680023949-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the “Epistemic Technologies”
Affiliation: Institute of Advanced Studies. E.L. Schiffers
Address: Russian Federation
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 4 Issue 1-2
Abstract

The paper focuses on the reflective analysis of one of the most powerful philosophical and methodological programs for the development of reflective thinking in Russia. This is the “Program for the Development of Regional Social Systems by Means of Education”, developed in the 90s of the last century by a team of young scientists on the basis of the theory of developing education of V.V. Davydov. The author studies the problems to be solved by the program as well as the main stages of its implementation. Such projects as “Metropolitan Education”, “Updating the content of education: meta-subjects, meta-subject technologies”, “Education of design activities: School of General Designers”, – are in the centre of analysis. The author discusses also the structures of solutions that have been aimed at the developing educational practices (experimental sites, innovative networks) and reflective thinking in the metropolitan education system (Expert Council). The results of the implementation of the program at each stage are summed up. The limitations in the application of the reflection method are analyzed and the path of further research is outlined.

Keywordsreflexive thinking, meta-subjects, meta-subject technologies, Program for the Development of Regional Social Systems, design activity, School of General Designers, design concept, Davydov learning task
Received22.05.2023
Publication date30.05.2023
Number of characters51265
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Воспитание мыслящего общества через формирование рефлексивных структур мышления, рефлексии – задача, которая несколько раз получала свое воплощение в истории в виде масштабных образовательных программ и проектов, имеющих глубокие философские и психолого-антропологические основания. Нам хорошо известны две такие программы. Первая – это наукоучение И.Г. Фихте (1762–1814 г.), философа рефлексии. Свое наукоучение Фихте создавал как научно-образовательную программу конституирования и развития немецкой нации. Вторая программа – это наша, отечественная программа развития региональных общественных систем средствами образования. Она была выдвинута в России в 90-е годы прошлого столетия, т.е. в начале перестройки, и реализовывалась в течение 30-ти последующих лет. Если первая программа неплохо известна в России, и мы сами не раз писали о ней,1 то вторая программа российскому философскому сообществу, тем более – зарубежным философам, совсем не известна. Поэтому мы остановимся в этот раз на ней. 1. [[2], Громыко Н.В. Перевод: Лаут Р. Трансцендентально-философская позиция Мюнхенской школы // Реферативный журнал: Общественные науки за рубежом. М.: ИНИОН РАН, 1992. № 5–6, с. 25–44. (Серия 3 «Философия»)];
2 Но прежде обозначим свое понимание рефлексии. Сошлемся в связи с этим на разговор выдающегося российского психолога В.В. Давыдова со своим учеником Ю.В. Громыко, психологом, философом и методологом. Давыдов, размышляя о том, откуда у Щедровицкого возник такой предмет, как рефлексия, в чем причина этого, давал следующее объяснение. Рефлексия у Г.П. Щедровицкого являлась инструментом развития его практики. Она никогда не была для него тематизмом, но возникла из необходимости восстанавливать на разных этапах историю созданной им методологической школы – Московского методологического кружка (ММК). Это был определенный способ действия, позволяющий фиксировать на разных этапах развития методологической практики границу уже достигнутого, и благодаря этому понимать, что удалось, а что не удалось сделать, и организовать новое восхождение. Рефлексия являлась для Г.П. Щедровицкого не функцией сознания, которую интересно изучать и описывать как некий натуральный объект, не тематизмом, но каждый раз практической задачей, которую ему надо было решать с целью выхода из ситуации глубочайшего кризиса и разгрома к новым смыслам, к постановке новых целей развития. В данном случае Г.П.Щедровицкий действовал как настоящий фихтеанец. Полутора веками ранее И.Г. Фихте, создавая все новые и новые варианты наукоучения, в основу своей философской работы положил рефлексию. Он опирался на нее, когда предлагал своим слушателям осуществить Vernichtung der Theorie (уничтожение теории) и выйти в слой практики, практического деяния, связанного с реализацией проекта «интеллектуальная сеть – немецкий классический идеализм» и воскрешением немецких университетов и философских факультетов [23, с. 802-862]2. Это всякий раз требовало рефлексивного отношения к тому, что уже достигнуто, глубинной рефлексии способов предшествующей работы. 2. [[23], Коллинз, Pэндалл Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. Гл. 12. Немецкая университетская революция, с. 802-862].

views: 196

Readers community rating: votes 0

1. Buran (kosmicheskij korabl') https://ru.wikipedia.org/wiki/Buran_ (kosmicheskij_korabl') (dostup – 19.11.2022 g.).

2. Gromyko N.V. Perevod: Laut R. Transtsendental'no-filosofskaya pozitsiya Myunkhenskoj shkoly // Referativnyj zhurnal: Obschestvennye nauki za rubezhom. M.: INION RAN, 1992, № 5–6, s. 25–44. (Seriya 3 «Filosofiya»).

3. Gromyko N.V. Myunkhenskaya shkola transtsendental'noj filosofii: istoriko-filosofskie issledovaniya. M.: INION RAN, 1993. (Seriya «Filosofiya»).

4. Gromyko N.V. Myunkhenskaya shkola transtsendental'noj filosofii: metodologicheskie aspekty. M.: INION RAN, 1994. (Seriya «Filosofiya»).

5. Gromyko N.V. Metapredmet «Znanie». (Uchebnoe posobie). M.: Pushkinskij institut, 2001. (Seriya: Mysledeyatel'nostnaya pedagogika).

6. Gromyko N.V. Obuchenie skhematizatsii. (Uchebnoe posobie). M.: Pushkinskij institut, 2005. (Seriya: Mysledeyatel'nostnaya pedagogika).

7. Gromyko N.V. Problema translyatsii teoreticheskogo znaniya v obrazovatel'noj praktike: Monografiya. M.: Pushkinskij institut, 2009.

8. Gromyko N.V. Metapredmetnyj podkhod v obrazovanii: kak stsenirovat' i provodit' uchebnoe «metapredmetnoe» zanyatie, realizuya novye obrazovatel'nye standarty // NII Innovatsionnykh strategij razvitiya obschego obrazovaniya: Vestnik 2010–2011. M.: NII ISROO, Pushkinskij institut, 2010–2011.

9. Gromyko N.V. Naukouchenie Fikhte v svete sootneseniya Myunkhenskoj shkoly transtsendental'noj filosofii i Moskovskogo metodologicheskogo kruzhka// Fikhte i sovremennost': filosofiya, istoriya, religiya. Kollektivnaya monografiya/ Otv. red. A.N. Murav'yov i A.A. Ivanenko. SPb.: Vladimir Dal', 2018.

10. Gromyko N.V. O nesnyatom i nepreodolennom (I.G Fikhte, G.Girndt i neofikhteantsy) // Voprosy filosofii. 2019, № 5, s.148–153.

11. Gromyko N.V. Interv'yu s Girndtom // Voprosy filosofii. 2019, № 5, s. 152 – 158.

12. Gromyko N.V., Usol'tsev S.P. Metapredmetnye obrazovatel'nye tekhnologii // Obrazovatel'nye praktiki tekhnologicheskoj napravlennosti. Vserossijskij konkurs obrazovatel'nykh praktik dlya NTI. Kruzhkovoe dvizhenie. M., 2019.

13. Gromyko Yu.V. Metapredmet «Problema». M.: Institut uchebnika «Pajdejya», 1998.

14. Gromyko Yu.V. Mysledeyatel'nostnaya pedagogika. Minsk, 2000.

15. Gromyko Yu.V. Metapredmet «Znak». M.: Pushkinskij institut, 2001. Seriya: Mysledeyatel'nostnaya pedagogika.

16. Gromyko Yu.V. Ehksperimental'naya i innovatsionnaya deyatel'nost' obrazovatel'nykh uchrezhdenij goroda Moskvy kak forma razvitiya sfery obrazovaniya i postroeniya praktiki obrazovaniya sleduyuschego pokoleniya // Ehksperimental'noe obrazovatel'noe prostranstvo goroda Moskvy. M.: Pushkinskij institut, 2005, s. 15–46.

17. Gromyko Yu.V. Programma filosofsko-antropologicheskikh issledovanij, obespechivayuschikh razvitie praktiki razvivayuschego obrazovaniya// Teoriya i praktika razvivayuschego obrazovaniya v shkole V.V.Davydova. Sbornik statej. Po materialam Yubilejnoj konferentsii, posvyaschennoj 75-letiyu V.V.Davydova. M.: Nauchnyj mir, 2007. S.53-54.

18. Gromyko Yu.V. Davydov — osnovatel' deyatel'nostnoj praktiki obrazovaniya // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2020. Tom 25, № 5, s. 5-18.

19. Davydov V.V. Analiz struktury myslitel'nogo akta // Doklady Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR. 1960. № 2, s. 81–84.

20. Davydov V.V. Teoriya razvivayuschego obucheniya. M.: INTOR, 1996.

21. Davydov V.V. Vidy obobscheniya v obuchenii. M.: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2000.

22. Davydov V.V. Teoriya deyatel'nosti i sotsial'naya praktika (doklad na III Mezhdunarodnom kongresse po teorii deyatel'nosti) // Razvivayuschee obrazovanie. M.: APK i PRO, 2002. T.I: Dialog s Davydovym V.V., s. 10–23.

23. Kollinz, Pehndall Sotsiologiya filosofij. Global'naya teoriya intellektual'nogo izmeneniya. Novosibirsk: Sibirskij khronograf, 2002. Gl. 12. Nemetskaya universitetskaya revolyutsiya, s. 802 862.

24. Metapredmetnyj podkhod v obrazovanii: tekhnologiya skhematizatsii: sbornik stsenariev metapredmetnykh zanyatij po obucheniyu skhematizatsii / pod. obsch. red. B.B. Dambaevoj, S.Z. Kimovoj, N.V. Gromyko, I.I. Semina, S.P. Usol'tseva. Chita : IRO Zabajkal'skogo kraya, 2020.

25. Sabitov, Oleg COVID-19: chego my do sikh por o nem ne znaem (27.05.2020 g.) https://hightech.fm/2020/05/27/we-dont-know-covid (Dostup - 16.11.2002 g.).

26. Ustilovskaya A.A. Metapredmet «Zadacha». M: NII innovatsionnykh strategij razvitiya obschego obrazovaniya, 2011.

27. Ehksperimental'noe obrazovatel'noe prostranstvo goroda Moskvy. M., Pushkinskij institut, 2005 g.

28. Gromyko N.V. Zur Frage der Aktualität der Rraktischen Anwendung und Entwicklung der transzendentalen Methode von I.G.Fichte unter der gegenwärtigen Verthältnissen // Europa 2000. Studien zur interdisziplinären Deutschland- und Europaforschungen. Bd. 6. Wege der Deutungen. Vorträge des Fichte-Forums in Kaposvár. Münster: LIT-Verlag Münster-Hamburg u. Verlag des Pädagogischen Hochschule Csokonai Vitéz Mihály in Kaposvár/ Ungarn, 1992, S. 32–40.

Система Orphus

Loading...
Up