Миссия Мегасфена

 
Код статьиS086919080028821-0-1
DOI10.31857/S086919080028821-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: профессор, ведущий научный сотрудник
Аффилиация: ИСАА МГУ
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 6
Страницы52-60
Аннотация

Статья посвящена анализу сведений в античных источниках о дипломатических отношениях между державой Селевкидов и империей Маурьев. Важнейшим эпизодом в истории этих контактов было посольство Мегасфена в Индию. Одним из результатов дипломатической миссии явилось создание труда Мегасфена «Индика» – наиболее ценного античного источника об Индии. Этот памятник не сохранился, но известен благодаря многочисленным цитатам у более поздних греческих и римских писателей. Автор статьи приходит к выводу о том, что знаменитое посольство Мегасфена в Индию состоялось в обстановке острого конфликта между Селевком Никатором и Чандрагуптой. Речь должна идти о походе Селевка примерно в 303 г. до н.э. В результате дипломатических переговоров был заключен мирный договор, скрепленный брачным союзом, – по всей видимости, дочь Селевка стала женой наследника престола Маурьев. Так как Мегасфен говорит о неоднократных визитах к Чандрагупте, можно думать, что он и сопровождал селевкидскую принцессу в Паталипутру. Делавшиеся в недавнее время попытки датировать посольство Мегасфена и создание его труда значительно более ранним временем или, напротив, отнести заключение мирного договора к началу III века до н.э. противоречат сообщениям античных источников. Греческое культурное влияние в Индии III в. до н.э. может объясняться не только мирными контактами Индии с эллинистическим миром, но и династическим союзом между Маурийской империей и царским двором Селевкидов.

«Индика», написанная в начале III в. до н.э., – важнейший греческий источник об Индии. Однако содержание этого текста – вопреки мнению, устоявшемуся в историографии, – не дает оснований говорить о длительном пребывании Мегасфена в столице Маурьев, о его путешествиях по Индии и о знакомстве автора с индийскими языками.

Ключевые словаМегасфен, Селевк, Чандрагупта, империя Маурьев, мирный договор
Получено26.11.2023
Дата публикации26.12.2023
Кол-во символов23448
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Как известно, самым ценным античным источником об Индии является сочинение Мегасфена «Индика». Автор его был послом Селевка Никатора к Чандрагупте, основателю державы Маурьев. В историографии нередки утверждения [Smith, 1924, p. 126; Stein, 1931, Kol. 233], что Мегасфен прибыл в Индию после подписания мирного договора между Чандрагуптой и Селевком. Он будто бы много лет жил в Паталипутре1 (пока его не сменил Деимах), путешествовал [Stein, 1931, Kol. 233] и овладел языком [Stein, 1931, Kol. 299]. Утверждения эти безосновательны. В отличие от современной практики, послы в то время, как правило, не жили за рубежом – они приезжали с конкретной миссией передачи послания и ведения переговоров [Olshausen, 1979]. 1. Лет десять, по оценке А. Диле [Dihle, 1984, S. 109].
2 Плиний (Plin. NH. VI. 61) говорит, что расстояния в Северо-Западной Индии сообщают бематисты («путемеры») Александра Македонского. Но к востоку от Гифасиса (Биаса) Александр не бывал, и дальнейший путь до океана измерен был для Селевка Никатора2. Имеется в виду посольство Мегасфена к Чандрагупте. Однако здесь же порою указаны и варианты расстояний между пунктами с пометкой: «а другие передают». Скорее всего, под «другими» имеется в виду Деимах, который был послан к сыну Чандрагупты Биндусаре и также оставил записки об Индии. В сохранившихся фрагментах Мегасфена перечисляются притоки Ганга, которые он пересекал на пути в Паталипутру. При этом автор «Индики» совсем не знает рек даже северного Декана – таких, как Махи, Тапти, Нармада или Маханади. То есть за пределами дороги до столицы Мегасфен не бывал – даже в низовьях Ганга (нет уверенности в идентификации Брахмапутры). Страбон (Strab. XV. 1. 11) говорит, что расстояние до Паталипутры измерено точно, а далее – лишь приблизительно, по тому, сколько времени занимает плавание от устья Ганга. Мегасфен не имел возможности продолжить путешествие на восток, к океану. Но, находясь в столице, он расспрашивал капитанов кораблей, прибывавших в Паталипутру. 2. Reliqua inde Seleuco Nicatori peragrata sunt следует трактовать как «остальное пройдено для Селевка Никатора». Попытка на этом основании говорить о походе Селевка до Ганга [Altheim, 1970, S. 319] явно несостоятельна, тем более что у Плиния здесь говорится о расстояниях не только до Ганга, но и до Паталипутры, столицы Магадхи.
3 Правда, в труде Мегасфена содержались упоминания о природных явлениях, которые можно видеть только в Южной Индии. Так, например, он сообщает (Plin. NH. VI. 69; Strab. II. 1. 19), что «во многих местах Индии» тени в течение нескольких месяцев падают к северу, а в остальное время года – к югу. Но эта информация появляется у него в связи с соответствующим указанием Бэтона, «путемера» Александра. Район, о котором идет речь, – mons Maleus (вариант чтения в рукописях Malaeus). Несомненно, имеется в виду Малая – южная оконечность Западных Гхат. Ни Бэтон, ни Мегасфен в Керале не бывали. У Бэтона это результат расспросов индийских моряков где-то в устье Инда3. А Мегасфен внимательно читал записки спутников Александра и, будучи в Индии, проверял информацию, задавая вопросы индийцам. Так и появилась локализация «горы Малей»: «за ними (за страной Палиботров. – А.В.) во внутренних областях» Индии (Plin. NH. VI. 69: ab his in interiore situ, ср. у Солина 52. 13: ultra Palibothram mons Maleus). 3. Ср. фантастический рассказ Онесикрита о том, что в тех краях, «где нет теней», обитает народ ростом 5 локтей и две ладони, а срок жизни их – 130 лет, причем и в этом возрасте они не достигают старости (Plin. NH. VII. 28). Конечно, это фольклорные россказни индийцев.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 79

Оценка читателей: голосов 0

1. Бухарин М.Д. «Индика» Мегасфена в литературе древности и историографии нового и новейшего времени. Бонгард-Левин Г.М., Бухарин М.Д., Вигасин А.А. Индия и античный мир. М.: Восточная литература, 2002. C. 48–137.

2. Вигасин А.А. Древняя Индия: от источника к истории. М.: Восточная литература, 2007.

3. Вигасин А.А. Индийские этюды. М.: Наука – Восточная литература, 2021.

4. Ставиский Б.Я. Свободно стоящие колонны буддистов Центральной Азии и ранних христиан Закавказья: вопрос об их происхождении. Вестник древней истории. 1995. № 1. С. 140–147.

5. Altheim F., Stiel R. Geschichte Mittelasiens im Altertum. Berlin: De Gruyter, 1970.

6. André J., Filliozat J. L’Inde vue de Rome. Paris: Les Belles Lettres, 1986.

7. Bosworth A.B. The Historical Settings of Megasthenes’ “Indika”. Classical Philology. 1996. Vol. 91. No. 2. Pp. 113–127.

8. Brown T.S. Onesicritus. A Study in Hellenistic Historiography. Los Angeles: University of California, 1949.

9. Cohen G.M. The Hellenistic Settlements in the East from Armenia and Mesopotamia to Bactria and India. Los Angeles: University of California, 2013.

10. Derrett D. Megasthenes. Der kleine Pauly. Lexikon der Antike. Bd. 3. München: Deutscher Taschenbuch Verlag, 1979. Kol. 1150–1154.

11. Dihle A. Antike und Orient. Heidelberg: Carl Winter. Universitätsverlag, 1984.

12. Falk H. Schrift im alten Indien. Tübingen: Gunter Narr Verlag, 1993.

13. Festugière A-J. Les inscriptions d’Asoka et l’ideal du roi hellénistique. Recherches de Science Religieuse. 1951–1952. Vol. XXXIX–XL. Pp. 31–46.

14. Franke O. Pāli und Sanskrit. Strassburg: Karl Trübner, 1902.

15. Hinüber O. von. Did Hellenistic Kings Send Letters to Aśoka. Hinüber O. von, Kleine Schriften. Teil III. Pp. 1341–1346.

16. Jacoby F. Hieronymos aus Kardia. Paulys Real-Encyclopäedie der classischen Altertumswissenschaft. XVI Halbband. Stuttgart, 1913. Kol. 1541.

17. Kane P.V. History of Dharmaśāstra. Vol. I. Poona: Bhandarkar Oriental Research Institute, 1968.

18. Laodike 12. Paulys Real-Encyclopäedie der classischen Altertumswissenschaft. XXIII Halbband. Stuttgart, 1924. Kol. 700–701.

19. La Vallée Poussin L. de. L’Inde aux temps des Mauryas. Paris: De Boccard, 1930.

20. Liddell H.G., Scott R. Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1996.

21. Olshausen E. Zur Frage ständiger Gesandschaften in hellenistischer Zeit. Antike Diplomatie. H. Biller, E. Olshausen (eds.). Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1979. S. 291–317.

22. Schober L. Untersuchungen zur Geschichte Babyloniens und der Oberen Satrapien von 323–303 v. Chr. Frankfurt am Main-Bern: Peter D. Lang, 1981.

23. Schwanbeck E.A. Megasthenis Indica. Bonnae: Pleimesiae Bibliopolae, 1846.

24. Skurzak L. Le traité Syro-Indien de paix en 305, selon Strabon et Appien d’Alexandrie. Eos. 1964. Vol. 54. Pp. 225–229.

25. Smith V. The Early History of India. Oxford: Clarendon Press, 1924.

26. Solinus. Wunder der Welt. Lateinisch und Deutsch. Übersetzt von Kai Brodersen. Darmstadt: Edition Antike, 2014.

27. Stein O. Megasthenes. Paulys Real-Encyclopäedie der classischen Altertumswissenschaft. Bd. XV. Stuttgart, 1931. Kol. 230–326.

28. Tarn W.W. The Greeks in Bactria and India. Cambridge: University Press, 1938.

29. Thapar R. Aśoka and the Decline of the Mauryas. Delhi: Oxford University Press, 1983.

30. Timmer B.C.J. Megasthenes en de Indische Maatschappij. Amsterdam, H.J. Paris, 1930.

31. Yailenko V.P. Les maximes delphiques d’Ai Khanum et la formation de la doctrine du Dharma d’Asoka. Dialogues d’Histoire Ancienne. 1990. Vol. 16. Pt. 1. Pp. 239–256.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх