Non-standart position of the false door in Giza tombs - a builing mistake or a least-evil solution?

 
PIIS086919080013935-5-1
DOI10.31857/S086919080013935-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Senior researcher
Affiliation: Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia
Address: Russian Federation,
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 4
Pages6-24
Abstract

In the chapels of a number of tombs in the Giza necropolis, both rock-cut and stone (mastaba), the false door – the main place of worship of the tomb – is sometimes not located on the west wall. Given that the tradition of placing the false door precisely on the western wall had deep roots for centuries, these cases raise a legitimate question about the reasons for such an anomaly. But the paucity of examples, both in Giza and in other necropolises, made it difficult to conduct a broad analysis of this phenomenon.

This question has been repeatedly raised in the literature, but it is still debatable. And after the discovery of new examples at the site of the Russian Archaeological Mission at Giza of the Institute of Oriental Studies, RAS (RAMG), it became necessary to return to this problem to analyze it, to structure and summarize the early information, to try to understand the nature of the occurrence of such cases.

A total of nine such cases are known in the Giza necropolis; all of them date from the time of the V–VI dynasties, when the necropolis is drastically compacted – and the tombs are occupied by any vacant space. It was not always possible to place false doors on the western wall of the chapels for each individual burial. As a result, sometimes the builders deliberately placed a false door not on the western wall but in the immediate vicinity of the burial to emphasise the connection between them.

KeywordsAncient Egypt, Old Kingdom, Giza necropolis, rock-cut tomb, false door, chapel
Received22.08.2021
Publication date24.08.2021
Number of characters34201
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

На протяжении всей древнеегипетской истории с момента возникновения организованного культового пространства возле погребений, а в дальнейшем изолированных часовен рядом с ними ложная дверь служила главным магическим местом погребального комплекса, связующим звеном между миром живых и мертвых, через которую дух усопшего мог выходить для принятия подношений. Форма ложной двери прошла значительный путь развития от простого отверстия между погребением и местом подношения жертвенных даров в Раннединастический период до многосоставного архитектурного элемента гробницы с надписями, изображениями и даже статуями к концу Древнего царства. Простейшая форма ложной двери состоит из ниши и барабана, имитирующей настоящую дверь со скрученным дверным занавесом из циновки. Но наиболее традиционный вид, используемый практически во всех мастабах IV–VI династии, включает в себя нишу, косяки по флангам, нижний и верхний архитрав и плакетку, на которой изображался хозяин гробницы, сидящий перед столом с подношениями (рис. 1, 1).

2 Ложная дверь являлась главным культовым местом в гробнице и всегда была ориентирована на запад, располагалаясь на внутренней западной или на внешней восточной стене сооружения. Эта традиция идет еще из глубокой древности с момента возникновения первых прототипов часовен, где размещались жертвенные дары, а впоследствии после появления часовен осуществлялся поминальный культ.
3 Между тем встречаются единичные примеры ложных дверей, располагающихся не на западной, а на иных стенах часовни. Это особенно удивляет, когда совсем рядом – в этой же или соседней с ней гробнице – ложные двери размещаются как принято – на западной стене. Возникает вопрос – это ошибка, невнимательность или вынужденное и даже осознанное решение?
4
Рис_1

Рис. 1. Схемы различных типов ложных дверей: 1– классический тип (южная ложная дверь на западной стене часовни скальной гробницы Хафраанха (G 7948)); 3 – детальная имитация настоящей двери (ложная дверь на южной стене помещения для сердабов в мастабе Сешемнефера II (G 5080) в Гизе, по: Junker, 1938, Abb. 34, S. 190); 2 – «дворцовый фасад» (ложная дверь на северной стене часовни скальной гробницы Каджедеда (Service tomb 1) (реконструкция)).

5 Естественно, в некрополе Гизы (и не только) многочисленны случаи, когда ориентация скальной часовни и, соответственно, месторасположение ложных дверей зависели от направления скалы, в которой она высечена. В таких случаях «западная» стена с ложными дверьми могла оказаться ориентированной на северо-запад или юго-запад. Так, большинство самых первых скальных гробниц в Гизе, относящихся к IV династии, не могут похвастать точной ориентацией – ее диктовала скала (например, LG 86, LG 87, LG 88, LG 89 и др.). Также в некрополе Гизы вряд ли можно говорить о попытке соорентировать сооружения на Нил подобно мастабам I династии в Северной Саккаре или в провинциальных центрах, поскольку самые первые скальные гробницы в Гизе (на Центральном плато) были построены в отвесной скале открытой каменоломни, где добывался камень для строительства пирамид Хуфу и Хафра, а поздние гробницы занимали все доступные участки скалы независимо от ее направления. Но нам для исследования важны те случаи, когда ложная дверь осознанно размещалась не на западной стене, тогда как в этой же или соседних гробницах другие ложные двери находятся на своем традиционном месте.

Number of purchasers: 0, views: 504

Readers community rating: votes 0

1. Bolshakov A.O. Man and His Doppelganger. Fine Arts and Worldview in Egypt of the Old Kingdom. Saint Petersburg: Aletheia, 2001 (in Russian).

2. Vetokhov S.V. Niches in Egyptian Old Kingdom Rock-Cut Tombs of Giza as the Dating Feature. Novosibirsk State University Bulletin. Series: History and Philology. 2016. Vol. 15. No. 5. Pp. 70–84 (in Russian).

3. A7826_NS. Digital Giza. The Giza Project at Harvard University http://giza.fas.harvard.edu/photos/18305/full/ (accessed: 15.07.2021).

4. A7827_NS. Digital Giza. The Giza project at Harvard University http://giza.fas.harvard.edu/photos/18306/full/ (accessed: 15.07.2021).

5. Abu-Bakr A.-M. Excavations at Giza 1949–1950. Cairo: Government Press, 1953.

6. Arnold D. The Encyclopedia of Ancient Egyptian Architecture. Princeton: Princeton University Press, 2003.

7. Bárta M. A New Gate to the Netherworld. Studies in Honor of Ali Radwan, Supplement to the Annales du Service des Antiquités de l’ Egypte. Eds. Daoud K., Bedier S., Abd El-Fatah S. No. 34/1. Cairo: Supreme Council of Antiquities, 2005. Pp. 1–9.

8. Bárta M. Journey to the West: The World of the Old Kingdom Tombs in Ancient Egypt. Prague: Charles University in Prague, 2011.

9. Bárta M. Analyzing Collapse: The Rise and Fall of the Old Kingdom. Cairo – New York: The American University in Cairo Press, 2019.

10. Baud M., Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien 1. Bibliothèque d'Étude 126/1. Cairo: Institut Français d'Archéolgie Orientale, 1999.

11. Davies N. de G., Crum W.E, Boulenger G.A. The rock tombs of Deir el Gebrawi. London – Boston, 1902.

12. Emery W.B. Excavations at Saqqara. Great Tombs of the First Dynasty. T. III. London: Egypt Exploration Society, 1958.

13. EG021031. Digital Giza. The Giza project at Harvard University http://giza.fas.harvard.edu/photos/73391/full/ (accessed: 15.07.2021).

14. Emery W.B. Archaic Egypt. Harmondsworth: Penguin Books, 1972.

15. Hassan S. Excavations at Giza. Vol. V. 1933–1934. Cairo: Government Press, Bulaq, 1944.

16. Ikram S. Death and Burial in ancient Egypt. Cairo – New York: The American University in Cairo Press, 2015.

17. Junker H. Gîza III. Die Mastabas der vorgeschrittenen V. Dynastie auf dem Westfriedhof. Wien und Leipzig: Hölder-Pichler-Tempsky A. G., 1938.

18. Junker H. Gîza IX. Das Mittelfeld des Westfriedhofs. Wien: Rudolph M. Rohrer, 1950.

19. Junker H. Gîza X. Der Friedhof südlich der Cheopspyramide. Westteil. Wien: Rudolph M. Rohrer, 1951.

20. Kanawati N. Tombs at Giza. Seshathetep/Heti (G 5150), Nesutnefer (G 4970) and Seshemnefer II (G 5080). Volume 2. Warminster: Aris and Phillips, 2002.

21. Porter B., Moss R.L.B. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs, and Paintings. III. Memphis. Oxford: Clarendon Press, 1974.

22. Reisner G.A. The development of the Egyptian tomb down to the accession of Cheops. Cambridge: Harvard University Press, 1936.

23. Reisner G.A. History of the Giza Necropolis. Vol. I. Cambridge: Harvard University Press, 1942.

24. Saad Z. The excavations at Helwan: Art and civilization in the first and second Egyptian dynasties. Norman: University of Oklahoma Press, 1969.

25. Takenoshita J. When the living met the dead: the social functions of false doors in non-royal funerary culture with references to examples from the First Intermediate Period and Middle Kingdom. Birmingham: The University of Birmingham, 2011.

26. UM4469. Digital Giza. The Giza project at Harvard University http://giza.fas.harvard.edu/photos/65175/full/ (accessed: 15.07.2021).

27. Verner M. The Pyramids: The Mystery, Culture, and Science of Egypt's Great Monuments. Cairo – New York: The American University in Cairo Press, 2002.

28. Verner M. Sons of the Sun. Rise and Decline of the Fifth Dynasty. Prague: Charles University in Prague, 2014.

Система Orphus

Loading...
Up