Нестандартное положение ложной двери в гробницах Гизы - строительная ошибка или вынужденная мера?

 
Код статьиS086919080013935-5-1
DOI10.31857/S086919080013935-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Старший научный сотрудник
Аффилиация: Институт востоковедения РАН, Москва, Россия
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы6-24
Аннотация

 В часовнях как скальных гробниц, так и сложенных из камня (мастабах), ложная дверь – главное культовое место гробницы – как правило, располагалась на западной стене. Между тем есть примеры ее расположения и на иных стенах. Учитывая, что традиция размещения ложной двери на западной стене имела глубокие многовековые корни, эти случаи порождают закономерный вопрос о причинах такой аномалии. Но малочисленность примеров как в Гизе, так и в других некрополях, усложняла проведение широкого анализа этого явления.

В литературе данный вопрос уже неоднократно поднимался, но до сих пор он остается дискуссионным. А после обнаружения новых примеров на участке работ Российской археологической экспедиции ИВ РАН в Гизе для их анализа появилась необходимость вернуться к данной проблеме, структурировать и обобщить раннюю информацию, попробовать разобраться в природе появления подобных случаев.

В исследовании рассматривались случаи, когда ложная дверь осознанноразмещалась не на западной стене, тогда как в этой же или соседних гробницах другие ложные двери распологаются традиционно. Всего в некрополе Гизы известно девять подобных случаев; практически все они датируются временем V–VI династий, когда происходит резкое уплотнение некрополя и под гробницы отводятся любые доступные участки скального массива. Сооружение дополнительных погребений в самих гробницах нередко приводило к тому, что погребальные шахты целиком испещряли массив мастаб, а в полу часовен скальных гробниц не оставалось свободных участков. В такой ситуации размещение ложных дверей на западной стене часовен для каждого отдельного погребения не всегда представлялось возможным. В итоге иногда ложная дверь  намеренно размещалась не на западной стене, но в непосредственной близости к погребению, чтобы подчеркнуть связь между ними.

Ключевые словаДревний Египет, Древнее царство, Гиза, скальная гробница, ложная дверь, часовня
Получено22.08.2021
Дата публикации24.08.2021
Кол-во символов34201
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

На протяжении всей древнеегипетской истории с момента возникновения организованного культового пространства возле погребений, а в дальнейшем изолированных часовен рядом с ними ложная дверь служила главным магическим местом погребального комплекса, связующим звеном между миром живых и мертвых, через которую дух усопшего мог выходить для принятия подношений. Форма ложной двери прошла значительный путь развития от простого отверстия между погребением и местом подношения жертвенных даров в Раннединастический период до многосоставного архитектурного элемента гробницы с надписями, изображениями и даже статуями к концу Древнего царства. Простейшая форма ложной двери состоит из ниши и барабана, имитирующей настоящую дверь со скрученным дверным занавесом из циновки. Но наиболее традиционный вид, используемый практически во всех мастабах IV–VI династии, включает в себя нишу, косяки по флангам, нижний и верхний архитрав и плакетку, на которой изображался хозяин гробницы, сидящий перед столом с подношениями (рис. 1, 1).

2 Ложная дверь являлась главным культовым местом в гробнице и всегда была ориентирована на запад, располагалаясь на внутренней западной или на внешней восточной стене сооружения. Эта традиция идет еще из глубокой древности с момента возникновения первых прототипов часовен, где размещались жертвенные дары, а впоследствии после появления часовен осуществлялся поминальный культ.
3 Между тем встречаются единичные примеры ложных дверей, располагающихся не на западной, а на иных стенах часовни. Это особенно удивляет, когда совсем рядом – в этой же или соседней с ней гробнице – ложные двери размещаются как принято – на западной стене. Возникает вопрос – это ошибка, невнимательность или вынужденное и даже осознанное решение?
4
Рис_1

Рис. 1. Схемы различных типов ложных дверей: 1– классический тип (южная ложная дверь на западной стене часовни скальной гробницы Хафраанха (G 7948)); 3 – детальная имитация настоящей двери (ложная дверь на южной стене помещения для сердабов в мастабе Сешемнефера II (G 5080) в Гизе, по: Junker, 1938, Abb. 34, S. 190); 2 – «дворцовый фасад» (ложная дверь на северной стене часовни скальной гробницы Каджедеда (Service tomb 1) (реконструкция)).

5 Естественно, в некрополе Гизы (и не только) многочисленны случаи, когда ориентация скальной часовни и, соответственно, месторасположение ложных дверей зависели от направления скалы, в которой она высечена. В таких случаях «западная» стена с ложными дверьми могла оказаться ориентированной на северо-запад или юго-запад. Так, большинство самых первых скальных гробниц в Гизе, относящихся к IV династии, не могут похвастать точной ориентацией – ее диктовала скала (например, LG 86, LG 87, LG 88, LG 89 и др.). Также в некрополе Гизы вряд ли можно говорить о попытке соорентировать сооружения на Нил подобно мастабам I династии в Северной Саккаре или в провинциальных центрах, поскольку самые первые скальные гробницы в Гизе (на Центральном плато) были построены в отвесной скале открытой каменоломни, где добывался камень для строительства пирамид Хуфу и Хафра, а поздние гробницы занимали все доступные участки скалы независимо от ее направления. Но нам для исследования важны те случаи, когда ложная дверь осознанно размещалась не на западной стене, тогда как в этой же или соседних гробницах другие ложные двери находятся на своем традиционном месте.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 502

Оценка читателей: голосов 0

1. Большаков А.О. Человек и его двойник. Изобразительность и мировоззрение в Египте Старого царства. СПб: Алетейя, 2001.

2. Ветохов С.В. Ниши в египетских скальных гробницах Гизы эпохи Древнего царства как датирующий признак. Вестник НГУ. 2016. Т. 15. № 5. С. 70–84.

3. A7826_NS. Digital Giza. The Giza Project at Harvard University http://giza.fas.harvard.edu/photos/18305/full/ (accessed: 15.07.2021).

4. A7827_NS. Digital Giza. The Giza project at Harvard University http://giza.fas.harvard.edu/photos/18306/full/ (accessed: 15.07.2021).

5. Abu-Bakr A.-M. Excavations at Giza 1949–1950. Cairo: Government Press, 1953.

6. Arnold D. The Encyclopedia of Ancient Egyptian Architecture. Princeton: Princeton University Press, 2003.

7. Bárta M. A New Gate to the Netherworld. Studies in Honor of Ali Radwan, Supplement to the Annales du Service des Antiquités de l’ Egypte. Eds. Daoud K., Bedier S., Abd El-Fatah S. No. 34/1. Cairo: Supreme Council of Antiquities, 2005. Pp. 1–9.

8. Bárta M. Journey to the West: The World of the Old Kingdom Tombs in Ancient Egypt. Prague: Charles University in Prague, 2011.

9. Bárta M. Analyzing Collapse: The Rise and Fall of the Old Kingdom. Cairo – New York: The American University in Cairo Press, 2019.

10. Baud M., Famille royale et pouvoir sous l'Ancien Empire égyptien 1. Bibliothèque d'Étude 126/1. Cairo: Institut Français d'Archéolgie Orientale, 1999.

11. Davies N. de G., Crum W.E, Boulenger G.A. The rock tombs of Deir el Gebrawi. London – Boston, 1902.

12. Emery W.B. Excavations at Saqqara. Great Tombs of the First Dynasty. T. III. London: Egypt Exploration Society, 1958.

13. EG021031. Digital Giza. The Giza project at Harvard University http://giza.fas.harvard.edu/photos/73391/full/ (accessed: 15.07.2021).

14. Emery W.B. Archaic Egypt. Harmondsworth: Penguin Books, 1972.

15. Hassan S. Excavations at Giza. Vol. V. 1933–1934. Cairo: Government Press, Bulaq, 1944.

16. Ikram S. Death and Burial in ancient Egypt. Cairo – New York: The American University in Cairo Press, 2015.

17. Junker H. Gîza III. Die Mastabas der vorgeschrittenen V. Dynastie auf dem Westfriedhof. Wien und Leipzig: Hölder-Pichler-Tempsky A. G., 1938.

18. Junker H. Gîza IX. Das Mittelfeld des Westfriedhofs. Wien: Rudolph M. Rohrer, 1950.

19. Junker H. Gîza X. Der Friedhof südlich der Cheopspyramide. Westteil. Wien: Rudolph M. Rohrer, 1951.

20. Kanawati N. Tombs at Giza. Seshathetep/Heti (G 5150), Nesutnefer (G 4970) and Seshemnefer II (G 5080). Volume 2. Warminster: Aris and Phillips, 2002.

21. Porter B., Moss R.L.B. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs, and Paintings. III. Memphis. Oxford: Clarendon Press, 1974.

22. Reisner G.A. The development of the Egyptian tomb down to the accession of Cheops. Cambridge: Harvard University Press, 1936.

23. Reisner G.A. History of the Giza Necropolis. Vol. I. Cambridge: Harvard University Press, 1942.

24. Saad Z. The excavations at Helwan: Art and civilization in the first and second Egyptian dynasties. Norman: University of Oklahoma Press, 1969.

25. Takenoshita J. When the living met the dead: the social functions of false doors in non-royal funerary culture with references to examples from the First Intermediate Period and Middle Kingdom. Birmingham: The University of Birmingham, 2011.

26. UM4469. Digital Giza. The Giza project at Harvard University http://giza.fas.harvard.edu/photos/65175/full/ (accessed: 15.07.2021).

27. Verner M. The Pyramids: The Mystery, Culture, and Science of Egypt's Great Monuments. Cairo – New York: The American University in Cairo Press, 2002.

28. Verner M. Sons of the Sun. Rise and Decline of the Fifth Dynasty. Prague: Charles University in Prague, 2014.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх