Confucian Classical Studies in the Sui Period and the Fate of the Northern Exegetical School (4th Century AD – beginning of the 7th century AD)

 
PIIS086919080013506-3-1
DOI10.31857/S086919080013506-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Junior Research Fellow
Affiliation: Institute of Oriental Manuscripts of the Russian Academy of Sciences
Address: 191186 Russian Federation, Saint-Petersburg, Palace Embankment, 18
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 1
Pages106-117
Abstract

Confucian Classical studies during the Southern and Northern dynasties period, as well as during the short period of the rule of the Sui dynasty, are often considered as a decline of traditional Classical scholarship. In the North, Confucianism acquired an instrumental function as a guide to ritual practice and, in general, took a course towards preserving the Eastern Han scholarship. By the end of the 6th century when China, finally, was reunified after centuries of political disunity, a struggle between different political and scholarly factions began. Confucian exegesis of this period rarely receives special attention, since it looks like a transitional phenomenon that did not last long and only preceded the exegetical reforms of the Tang period.

At the same time, an analysis of the features of interpretive practice and the reasons for the decline of the Northern school is necessary to understand the further development of Confucian exegetical thought. This article traces the formation of the Northern school, the interaction of northern and southern scholars in the first years after the unification of China, and studies the reasons why did northern exegetes quit the stage of Classical studies. Scholarly disagreements, personal grievances and the lack of necessary intellectual connections led to the fact that in the first half of the 7th century the northern line of teaching succession lost official support and the historical choice was made in favour of southern commentaries. This choice marked the end of Early Medieval Confucian exegetics and largely determined its future development.

KeywordsConfucian exegetics, Classical studies, Confucianism, jing xue, Five Classics, commentary, Southern and Northern dynasties, Sui dynasty, Liu Xuan, Liu Zhuo, Kong Yingda
Received19.01.2021
Publication date25.02.2021
Number of characters34882
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Введение

2 Конфуцианская наука о канонах (цзин сюэ 經學) представляет собой сложное явление интеллектуальной истории Китая, активно развивавшееся и наращивавшее обширное письменное наследие со II в. до н.э. до начала XX в. н.э. После канонизации первых пяти книг (У цзин 五經 «Пятиканоние»)1 последовал длительный период развития конфуцианской экзегетической мысли в эпоху Хань 漢 (202 г. до н. э.–220 г. н. э.). Тогда были сформированы основные течения конфуцианского каноноведения, актуальность противостояния между которыми не исчезала на протяжении практически двух тысячелетий.2 Большой интерес вызывает ситуация, сложившаяся в конфуцианской экзегетике в период кризиса ханьской государственности и затем в эпоху Троецарствия.3 В целом, история раннесредневекового конфуцианства включает в себя период Шести династий (Лючао 六朝, 220–589 гг.) и империи Суй 隋 (589–618 гг.), когда каноноведение сначала было расколото на северную и южную школы (как регионально, так и интеллектуально)4, а затем прошло очень непростой этап объединения в новый единый стандарт образовательной системы в начале Тан. 1. В его состав входят следующие тексты: Шуцзин 書經 («Книга документов», тж. Шаншу 尚書, «Чтимая книга»; далее – Документы), Шицзин 詩經 («Канон стихов», «Канон песен», «Книга песен», «Канон поэзии», «Канон песнопений», далее – Песни), «Канон перемен» 易經 (тж. «Книга перемен», далее – Перемены), Чуньцю 春秋 («Вёсны и осени», далее – Чуньцю), Ли цзи 禮記 («Записки о ритуале», далее – Ли цзи).

2. Подробнее см. [Nylan, 1994; van Ess, 1994].

3. М. Фармер анализируют некоторые особенности экзегетической традиции царства Шу эпохи Троецарствия [Farmer, 2014], основные изменения, произошедшие в конфуцианском каноноведении на рубеже Восточной Хань и эпохи Троецарствия, были рассмотрены в нашей недавней статье, см. [Бонч-Осмоловская, 2021].

4. Конфуцианскому каноноведению периода Южный и Северных династий пока посвящено немного работ, выделим монографию [Цзяо Гуймэй, 2009].
3 Среди этих периодов особенно выделяется время политического раскола на Южные и Северные династии, когда конфуцианскому каноноведению пришлось приспосабливаться, в первом случае — к сближению с буддизмом и даосизмом, а во втором — к нуждам завоевавших север Китая кочевников, стремившихся к воспроизведению китайской государственности и учености. Причем если интеллектуальная жизнь Южных династий изучена достаточно детально, то что именно происходило с конфуцианством и каноноведением на Севере, пока фактически не выходит за рамки известного утверждения из династийной истории Суй шу: «Южане кратки и ясны, обрели свою славу. Северная наука глубока и запутана, исчерпала себя в несущественном» [Суй шу, 75/1706].
4

Задача

5 Данная статья представляет собой одно из серии исследований в рамках решения большой проблемы по выявлению специфики и динамики развития конфуцианской экзегетической мысли раннесредневекового Китая.5 В предыдущих своих статьях мы уже рассматривали различные аспекты каноноведения в эпоху Хань и в период Троецарствия.6 В настоящей работе акцент сделан на экзегетической практике северной школы во второй половине IV в. – первой половине VII в. Это обусловлено рядом причин: во-первых, малоизученностью письменного наследия северных конфуцианцев, во-вторых, необходимостью выявления значения северной экзегетики для истории конфуцианского каноноведения в целом. В связи с тем, что обозначенные причины требуют достаточно обширного исследования, мы ограничим задачу настоящей статьи определением проблемного поля северной экзегетики. Данную задачу можно конкретизировать следующим образом: (1) установить методологическую базу и направление исследований конфуцианских экзегетов при Северных династиях, (2) выявить уникальные характеристики северной экзегетики в сравнении в каноноведением при Хань и при Южных династиях, (3) проанализировать причины кризиса и заката северной экзегетической школы. 5. Под раннесредневековым периодом истории конфуцианской экзегетической мысли мы понимаем время от крушения империи Хань до восстановления политического и культурного единства при Тан, потому что именно в этих рамках получается проследить, что происходило с конфуцианским с пост-ханьским каноноведением, его раскол, появление новых типов комментария и затем объединение при Тан. О проблемах определения Средневековья в Китае, см. [Кравцова, 2010, с. 45–57].

6. См. [Бонч-Осмоловская, 2020, 2021].

Number of purchasers: 1, views: 719

Readers community rating: votes 0

1. Olga A. Bonch-Osmolovskaya. Confucian Commentary during the Han Period. Scientific notes of the Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky. Historical sciences. 2020. Vol. 6 (72). №1. P. 17–36 (in Russian).

2. Olga A. Bonch-Osmolovskaya. The Crisis of Han Classical Scholarship and Exegetical Trends in the Kingdom of Wei. China: society and culture. 2021. №1 (forthcoming) (in Russian).

3. Bei Qi shu 北齊書 (Book of Northern Qi). Comp.: Li Baiyao李百藥 (564–647). Beijing: Zhonghua, 1972. In 2 vols. (In Chinese)

4. Bei shi 北史 (History of the Northern Dynasties). Comp.: Li Yanshou 李延壽 (ep. Tang) et al. Beijing: Zhonghua, 1974. In 10 vols. (In Chinese).

5. Wei shu 魏書 (Book of Wei). Comp.: Wei Shou 魏收 (506–572). Beijing: Zhonghua, 1974. In 8 vols. (In Chinese).

6. Marina E. Kravtsova. On the Problem of Chinese Middle Ages. Verbum. Dispositions of the Middle Ages in the history of world culture. 2010. Iss. 12. Pp. 45–57 (in Russian).

7. Liji zhengyi 禮記正義 (Corrected Meaning of the Book of Rites). Comment.: Zheng Xuan 鄭玄 (127–200), subcomment.: Kong Yingda孔穎達 (574–648) et al. Shisanjing zhushu. Ed.: Ruan Yuan 阮元 (1764–1849). Shanghai: Shanghai guji, 2017. Pp. 1221–1696 (In Chinese).

8. Xin Tang shu 新唐書 (New Book of Tang). Comp.: Ouyang Xiu 歐陽修 (1007–1072) et al. Beijing: Zhonghua, 1975. In 20 vols. (In Chinese).

9. Sui shu 隋書 (Book of Sui). Comp.: Wei Zheng 魏徵 (580–643) et al. Beijing: Zhonghua, 1982. In 6 vols. (In Chinese).

10. Wu Yannan. History of Chinese Classical Scholarship. Beijing: Renmin, 2010 (in Chinese).

11. Zengding Wenxin diaolong jiaozhu 增訂文心雕龍校注 (An annotated edition of “The Literary Mind and the Carving of Dragons” edited and commented). Comp.: Liu Xie 劉勰 (465-520), comment.: Huang Shulin 黃叔琳 (1672-1756), add. comment.: Li Xiang 李詳 (1858-1931). Beijing: Zhonghua, 2016 (In Chinese).

12. Jiao Guimei. History of Classical Scholarship during the Southern and Northern Dynasties Period. Shanghai: Shanghai guji, 2009 (in Chinese).

13. Jiu Tang shu 舊唐書 (Old Book of Tang). Comp.: Liu Siui 劉昫 (888–947) et al. Beijing: Zhonghua, 1975. In 16 vols. (In Chinese).

14. Chunqiu Zuo zhuan zheng yi 春秋左傳正義 (Corrected Meaning of “Chunqiu Zuo zhuan ”). Comment.: Du Yu 杜預 (222–284), Kong Yingda 孔穎達 (574–648) et al. Shisanjing zhushu. Ed.: Ruan Yuan 阮元 (1764–1849). Shanghai: Shanghai guji, 2017, Pp. 1697-2188 (In Chinese).

15. Chunqiu Zuo-shi zhuan shuyi shiyi 春秋左氏傳述義拾遺 (Collected fragments of “Narrating the Meaning of the “Master Zuo's Spring and Autumn”). Comp.: Chen Xijin 陳熙晉 (1791–1851). Congshu jicheng xubian. Taibei: Taibei xin wen feng, 1988. Vol. 270. Pp. 479–593. (In Chinese).

16. Shang shu zheng yi 尚書正義 (Corrected Meaning of the “Esteemed Documents”). Comment.: Kong Yingda 孔穎達 (574–648) et al. Shisanjing zhushu. Ed.: Ruan Yuan 阮元 (1764–1849). Shanghai: Shanghai guji, 2017, Pp. 109–258. (In Chinese).

17. Yuhan shanfang jiyishu 玉函山房輯佚書 (The Jade-Case Mountain Studio Collection of Lost Books). Shanghai: Shanghai guji, 1990. In 4 vols. (In Chinese).

18. Farmer, J. Michael. Classical Scholarship in the Shu Region. Early Medieval China: A Sourcebook. New York: Columbia University Press. 2014. Pp. 108–124.

19. van Ess, Hans. The Old Text/New Text Controversy. Has the 20th Century Got It Wrong? T’ong Pao. 1994. No 80. Pp. 146–170.

20. Nylan, Michael. The "Chin Wen/Ku Wen" Controversy in Han Times. T’ong Pao. 1994. No 80. Pp. 83–145.

Система Orphus

Loading...
Up