Конфуцианское каноноведение эпохи Суй и судьба северной экзегетической школы (IV–нач. VII вв.)

 
Код статьиS086919080013506-3-1
DOI10.31857/S086919080013506-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: ИВР РАН
Адрес: 191186 Российская Федерация, Санкт-Петербург, Дворцовая наб., 18
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 1
Страницы106-117
Аннотация

Конфуцианское каноноведение эпохи Южных и Северных династий, а также недолгого периода правления дома Суй, нередко считается упадком традиционной науки о канонах. На Юге конфуцианство находилось под сильным влиянием синкретического учения сюаньсюэ, равно как и система образования и интеллектуальная деятельность стали выстраиваться по принципу активного взаимодействия буддийского, конфуцианского и даосского учений. Конфуцианство на Севере, наоборот, приобрело инструментальный характер справочника по ритуальной практике и, в целом, взяло курс на сохранение восточноханьской учености. В конце VI века состоялось политическое объединение Китая после веков раздробленности, и это положило начало борьбе не только между разными политическими, но и интеллектуальными фракциями. Конфуцианской экзегетике этого периода редко уделяется специальное внимание, поскольку она выглядит переходным явлением, просуществовавшим недолго и лишь предварившим каноноведческие реформы эпохи Тан.

Вместе с тем, изучение особенностей экзегетической практики и причин упадка Северной школы необходимо для понимания дальнейшего развития конфуцианской экзегетической мысли. Данная статья прослеживает становление Северной школы, взаимодействие северных и южных ученых в первые годы после объединения Китая, а также анализирует причины ухода северных экзегетов со значимых позиций в каноноведческой деятельности. Научные разногласия, личные обиды и отсутствие необходимых научных связей привело к тому, что в первой половине VII века северная линия учительского преемства потеряла официальную поддержку и исторический выбор был сделан в пользу южных комментариев. Детальные и строгие северные комментарии продолжали сохраняться на правах научных справочников. К их помощи впоследствии часто обращались, однако эталоном экзегетического исследования они уже не являлись никогда, что знаменовало собой завершение конфуцианской экзегетики раннего Средневековья и во многом определило ее будущее развитие.

Ключевые словаконфуцианская экзегетика, каноноведение, конфуцианство, цзин сюэ, Пятиканоние, комментарий, Южные и Северные династии, династия Суй, Лю Сюань, Лю Чжо, Кун Инда
Получено19.01.2021
Дата публикации25.02.2021
Кол-во символов34882
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение

2 Конфуцианская наука о канонах (цзин сюэ 經學) представляет собой сложное явление интеллектуальной истории Китая, активно развивавшееся и наращивавшее обширное письменное наследие со II в. до н.э. до начала XX в. н.э. После канонизации первых пяти книг (У цзин 五經 «Пятиканоние»)1 последовал длительный период развития конфуцианской экзегетической мысли в эпоху Хань 漢 (202 г. до н. э.–220 г. н. э.). Тогда были сформированы основные течения конфуцианского каноноведения, актуальность противостояния между которыми не исчезала на протяжении практически двух тысячелетий.2 Большой интерес вызывает ситуация, сложившаяся в конфуцианской экзегетике в период кризиса ханьской государственности и затем в эпоху Троецарствия.3 В целом, история раннесредневекового конфуцианства включает в себя период Шести династий (Лючао 六朝, 220–589 гг.) и империи Суй 隋 (589–618 гг.), когда каноноведение сначала было расколото на северную и южную школы (как регионально, так и интеллектуально)4, а затем прошло очень непростой этап объединения в новый единый стандарт образовательной системы в начале Тан. 1. В его состав входят следующие тексты: Шуцзин 書經 («Книга документов», тж. Шаншу 尚書, «Чтимая книга»; далее – Документы), Шицзин 詩經 («Канон стихов», «Канон песен», «Книга песен», «Канон поэзии», «Канон песнопений», далее – Песни), «Канон перемен» 易經 (тж. «Книга перемен», далее – Перемены), Чуньцю 春秋 («Вёсны и осени», далее – Чуньцю), Ли цзи 禮記 («Записки о ритуале», далее – Ли цзи).

2. Подробнее см. [Nylan, 1994; van Ess, 1994].

3. М. Фармер анализируют некоторые особенности экзегетической традиции царства Шу эпохи Троецарствия [Farmer, 2014], основные изменения, произошедшие в конфуцианском каноноведении на рубеже Восточной Хань и эпохи Троецарствия, были рассмотрены в нашей недавней статье, см. [Бонч-Осмоловская, 2021].

4. Конфуцианскому каноноведению периода Южный и Северных династий пока посвящено немного работ, выделим монографию [Цзяо Гуймэй, 2009].
3 Среди этих периодов особенно выделяется время политического раскола на Южные и Северные династии, когда конфуцианскому каноноведению пришлось приспосабливаться, в первом случае — к сближению с буддизмом и даосизмом, а во втором — к нуждам завоевавших север Китая кочевников, стремившихся к воспроизведению китайской государственности и учености. Причем если интеллектуальная жизнь Южных династий изучена достаточно детально, то что именно происходило с конфуцианством и каноноведением на Севере, пока фактически не выходит за рамки известного утверждения из династийной истории Суй шу: «Южане кратки и ясны, обрели свою славу. Северная наука глубока и запутана, исчерпала себя в несущественном» [Суй шу, 75/1706].
4

Задача

5 Данная статья представляет собой одно из серии исследований в рамках решения большой проблемы по выявлению специфики и динамики развития конфуцианской экзегетической мысли раннесредневекового Китая.5 В предыдущих своих статьях мы уже рассматривали различные аспекты каноноведения в эпоху Хань и в период Троецарствия.6 В настоящей работе акцент сделан на экзегетической практике северной школы во второй половине IV в. – первой половине VII в. Это обусловлено рядом причин: во-первых, малоизученностью письменного наследия северных конфуцианцев, во-вторых, необходимостью выявления значения северной экзегетики для истории конфуцианского каноноведения в целом. В связи с тем, что обозначенные причины требуют достаточно обширного исследования, мы ограничим задачу настоящей статьи определением проблемного поля северной экзегетики. Данную задачу можно конкретизировать следующим образом: (1) установить методологическую базу и направление исследований конфуцианских экзегетов при Северных династиях, (2) выявить уникальные характеристики северной экзегетики в сравнении в каноноведением при Хань и при Южных династиях, (3) проанализировать причины кризиса и заката северной экзегетической школы. 5. Под раннесредневековым периодом истории конфуцианской экзегетической мысли мы понимаем время от крушения империи Хань до восстановления политического и культурного единства при Тан, потому что именно в этих рамках получается проследить, что происходило с конфуцианским с пост-ханьским каноноведением, его раскол, появление новых типов комментария и затем объединение при Тан. О проблемах определения Средневековья в Китае, см. [Кравцова, 2010, с. 45–57].

6. См. [Бонч-Осмоловская, 2020, 2021].

Всего подписок: 1, всего просмотров: 720

Оценка читателей: голосов 0

1. Бонч-Осмоловская О. А. Конфуцианский комментарий в эпоху Хань. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Исторические науки. 2020. Т. 6 (72). № 1. С. 17–36.

2. Бонч-Осмоловская О. А. Кризис ханьского каноноведения и экзегетические тенденции в царстве Цао-Вэй. Китай: общество и культура. 2021. № 1 (в печати).

3. Бэй Ци шу 北齊書 (Книга [династии] Северная Ци). Сост.: Ли Байяо 李百藥 (564–647). Пекин: Чжунхуа, 1972, в 2 тт.

4. Бэй ши 北史 (История Северных [династий]). Сост.: Ли Яньшоу 李延壽 (эп. Тан) и др. Пекин: Чжунхуа, 1974, в 10 тт.

5. Вэй шу 魏書 (Книга [династии Северная] Вэй). Сост.: Вэй Шоу 魏收 (506–572). Пекин: Чжунхуа, 1974, в 8 тт.

6. Кравцова М. Е. К проблеме Средневековья в Китае. Verbum. Диспозиции Средневековья в истории мировой культуры. 2010. Вып. 12. С. 45–57.

7. Ли цзи чжэн и (Ли цзи) 禮記正義 (Выправленный смысл Лицзи). Комм.: Чжэн Сюаня 鄭玄 (127–200), субкомм.: Кун Инда孔穎達 (574–648) и др. Шисаньцзин чжу шу. Ред.: Жуань Юань 阮元 (1764–1849). Шанхай: Шанхай гуцзи, 2017. С. 1221–1696.

8. Синь Тан шу (СТШ) 新唐書 (Новая книга [о династии] Тан). Сост.: Оуян Сю 歐陽修 (1007–1072) и др. Пекин: Чжунхуа, 1975, в 20 тт.

9. Суй шу 隋書 (Книга [о династии] Суй). Сост.: Вэй Чжэн 魏徵 (580–643) и др. Пекин: Чжунхуа, 1982, в 6 тт.

10. У Яньнань 吳雁南. История китайского каноноведения. Пекин: Жэньминь, 2010.

11. Цзэн дин Вэнь синь дяо лун цзяо чжу (ВСДЛ) 增訂文心雕龍校注 (Дополненный и исправленный “Резной дракон литературной мысли”, сверенный и комментированный). Сост.: Лю Се 劉勰 (465-520), комм.: Хуан Шулинь 黃叔琳 (1672-1756), доп. комм.: Ли Сян 李詳 (1858-1931). Пекин: Чжунхуа, 2016.

12. Цзяо Гуймэй 焦桂美. История каноноведения в период Южных и Северных династий. Шанхай: Шанхай гуцзи, 2009.

13. Цзю Тан шу (ЦТШ) 舊唐書 (Старая книга [об эпохе] Тан). Сост.: Лю Сюй 劉昫 (888–947) и др. Пекин: Чжунхуа, 1975, в 16 тт.

14. Чуньцю Цзо чжуань чжэн и (ЧЦЦЧ) 春秋左傳正義 (Выправленный смысл «Комментария [господина] Цзо к “Веснам и осеням”»). Комм.: Ду Юя 杜預 (222–284), Кун Ин-да 孔穎達 (574–648) и др. Шисаньцзин чжу шу. Ред.: Жуань Юань 阮元 (1764–1849). Шанхай: Шанхай гуцзи, 2017, С. 1697-2188.

15. Чуньцю Цзо-ши чжуань шу и ши и (ШИШИ) 春秋左氏傳述義拾遺 (Собранные фрагменты “Изложения смысла Чуньцю Цзо-ши чжуань”). Сост.: Чэнь Сицзинь 陳熙晉 (1791-1851). Цуншу цзичэн сюйбянь. Тайбэй: Тайбэй синь вэнь фэн, 1988. Т. 270. С. 479–593.

16. Шан шу чжэн и (ШШЧИ) 尚書正義 (Выправленный смысл «Древних документов»). Комм.: Кун Ин-да 孔穎達 (574–648) и др. Шисаньцзин чжу шу. Ред.: Жуань Юань 阮元 (1764–1849). Шанхай: Шанхай гуцзи, 2017, С. 109–258.

17. Юйхань шаньфан цзи и шу (ЮХШ) 玉函山房輯佚書 (Собрание утраченных книг из горной обители Юйхань). Сост.: Ма Гохань 馬國翰 (1794–1857). Шанхай: Шанхай гуцзи, 1990, в 4 тт.

18. Farmer, J. Michael. Classical Scholarship in the Shu Region. Early Medieval China: A Sourcebook. New York: Columbia University Press. 2014. Pp. 108–124.

19. van Ess, Hans. The Old Text/New Text Controversy. Has the 20th Century Got It Wrong? T’ong Pao. 1994. No 80. Pp. 146–170.

20. Nylan, Michael. The "Chin Wen/Ku Wen" Controversy in Han Times. T’ong Pao. 1994. No 80. Pp. 83–145.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх