Indian Dargah in Dynamics: Everyday Life and Holidays on the Sacred Location

 
PIIS086919080009840-1-1
DOI10.31857/S086919080009840-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (the Kunstkamera)
Address: Saint Petersburg, Saint Petersburg, Russia
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 3
Pages122-133
Abstract

The article describes the current state of rituals taking place at the revered tomb (dargah) of Sheikh Bakhtiyar Kaki in Delhi, and also outlines the prospects for studying the social processes taking place in the burial site and reflecting the current state of the Muslim community of the city. Observations on dargah reveal the heterogeneity of the rites, their social significance and the dynamics of their development. The complex of the holy grave is described here as a special space where different parts of the complex carry a different semantic and, as a result, a different set of restrictions. The grave complex combines power relations of a different nature (the basic rules of Sharia, the holiness of the Sufi sheikh and Muslim ascetics, secular relations, etc.), what is expressed in physical space by the clear time cycles of the day and year. So, the main shrine of dargah is certainly closed during the five-time prayer, and this custom articulates the border between sources of holiness – that is, the baraqa of the holy sheikh and the installations of regular Islam. A few examples show how the rituals associated with visiting a holy place develop or die during lifetime of the dargah. Also the article draws attention to the current situation of the struggle for resources of the holy shrine, which is fueled by the difference between the ideologies of “popular” and modernist Islam. That example figures out, how a system of opposing sacred statuses and economic powers is being built. The materials were collected as a result of field work in March–April 2019.

KeywordsIndia, Islam, Chishti, syncretism, sacred space, sources of the sacral
AcknowledgmentThe reported study was funded by RFBR, project number19-39-90028.
Received24.05.2020
Publication date22.06.2020
Number of characters37077
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

ДАРГАХ И СУФИЗМ

2 Братство Чиштийа представляет собой самое многочисленное суфийское братство в Северной Индии, на протяжении веков оно играло главенствующую роль в распространении учения пророка Мухаммада на территории субконтинента. Отличительной особенностью мировоззрения Чиштийа на протяжении всей истории братства являлись открытость всем местным религиозным течениям, интенсивный обмен духовным опытом с йогами-натхами, бхактами и представителями иных школ мысли, отношение к благотворительности как краеугольному камню деятельности. Суфизм братства Чиштийа во многом лег в основу современного индийского ислама с его тесным переплетением мусульманских и местных индийских элементов и почитанием святых, внес огромную лепту в строение индийского мировоззрения в целом. Так, многочисленные течения – от бхакти до современных харизматических неорелигий – построены во многом на фундаменте, сводимом к учению «единства бытия» Ибн Араби, а сакральный характер мусульманских захоронений признается представителями всех конфессий на территории Индии.
3 Одним из наиболее почитаемых шейхов братства является Чиштийа Хваджа Кутб уд-дин Бахтияр Каки (1173–1235), считающийся одним из покровителей города Дели наряду с более известным Низам уд-дином Аулиа и Насир уд-дином Чираг-Дехли, последним из великих шейхов братства. Кутб уд-дин родился в городе Оше и после нескольких лет путешествий осел в Индии, где его духовным наставником (муршидом) стал Хваджа Муин уд-дин Гарибнаваз Чишти, похороненный в раджастханском Аджмере (порядка 350 км от Дели) [Суворова, 1999, с. 63–75]. Тесная связь, соединявшая ученика и учителя при жизни, играет важную структурирующую роль в формировании обрядов Чиштийя и по сей день, тогда как сам Бахтияр Каки стал духовным наставником целой плеяды важных деятелей братства.
4 Даргах1 Бахтияра Каки расположен на юге мегаполиса, в историческом районе Мероли (Mehrauli), близ знаменитого минарета Кутуб-Минар, названного в его честь. Весь район богат историческими памятниками, связанными с различными мусульманскими династиями Индии, религиозными течениями и историческими деятелями. Ландшафт района отмечен глубокой символикой: с него в некотором смысле как начинается история мусульманской Индии в Дели (рядом расположены руины крепости Лал Кот, первого исторического города Дели, завоеванного Кутб уд-дином Айбеком), так и заканчивается (дворец рядом могилой Бахтияра Каки служил летней резиденцией Моголов, здесь похоронены последние представители династии, в том числе расположен пустой кенотаф Бахадур-шаха Зафара, умершего в ссылке в Рангуне) [Dalrymple, 2007, p. 14, 40, 439]. 1. Обычно почитаемые мусульманские могилы в Северной Индии и Пакистане принято называть мазарами. Наиболее значимые усыпальницы обозначают словом даргах (от перс. «порог») – это слово известно лишь на Индийском субконтиненте и в южных районах Афганистана.
5 Традиция братства Чиштийа на протяжении истории развития и распространения силсилы2 на Индийском субконтиненте предполагала тесное взаимодействие с местными религиозными традициями, инклюзивность, приверженность «народным» формам ислама, почитание святых и использование музыки в зикре. Одной из задач проведенного автором полевого исследования было проследить, насколько актуальны и распространены те или иные аспекты учения, как они развиваются и сколь сильно влияют на социальную ткань, в том числе с учетом усиления политического ислама и общего политического фона в независимой Индии, в последнее десятилетие крайне неблагоприятного для мусульманского населения. 2. Слово силсила многозначно и может либо означать цепочку наследования от шейха к шейху в конкретном братстве (в зависимости от братства это может быть линия «учитель – ученик» либо «отец – сын»), либо быть синонимом суфийского братства определенной традиции.

Number of purchasers: 0, views: 1010

Readers community rating: votes 0

1. Suvorova A.A. Muslim Saints in South Asia in 11th–15th centuries. Moscow: IOS RAS, 1999 (in Russian).

2. Schimmel A. Mystical Dimensions of Islam, Tr. by N.I. Prigarina, A.S. Rappoport, Moscow: Aletheia, Enigma, 1999 (in Russian).

3. Anjum T. Bridal Symbolism in the Sufi Poetry of Islamicate South Asia: From the Earliest Times to the Fifteenth Century. Pakistan Journal of History & Culture. NIHCR, Islamabad. Vol. XXXIV, No. 1. Jan.–June 2013. Pp. 1–16.

4. Bouillier V. Nath Yogis` Encounters with Islam. 2014. https://www.academia.edu/12459534/Nath_Yogis_Encounters_with_Islam. (accessed: 20.07.2019).

5. Dalrymple W. The Last Mughal. The Fall of a Dynasty. Delhi. 1857. Gurgaon: Penguin Books, 2007.

6. Ewing K.P. The Sufi as Saint, Curer, and Exorcist in Modern Pakistan. Contributions to Asian Studies. 1984(1). No. 18. Pp. 106–114.

7. Ewing K.P. Malangs of the Punjab: Intoxication or Adab as the Path to God? Moral Conduct and Authority: The Place of Adab in South Asian Islam, Barbara Metcalf. Berkeley: University of California Press, 1984(2). Pp. 357–371.

8. Green N. Breaking the Begging Bowl: Morals, Drugs, and Madness in the Fate of the Muslim Faqīr. South Asian History and Culture. 2014. Vol 5(2). Pp. 226–245.

9. Rahman F.N. Spiritual Healing and Sufi Practices. Nova Journal of Sufism and Spirituality. Vol 2(1). 2014. Pp. 1–9.

10. Taneja A.V. Saintly Visions: Other Histories and History’s Others in the Medieval Ruins of Delhi. The Indian Economic & Social History Review. 2012. No. 49(4). Pp. 557–590.

Система Orphus

Loading...
Up