Индийский даргах в динамике: быт и праздник на сакральной территории

 
Код статьиS086919080009840-1-1
DOI10.31857/S086919080009840-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Адрес: Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, Россия
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 3
Страницы122-133
Аннотация

Статья описывает современное состояние ряда ритуалов, проходящих на почитаемой могиле (даргахе) шейха Кутб уд-дина Бахтияра Каки в городе Дели, а также намечает перспективы исследования социальных процессов, происходящих на территории захоронения и отражающих современное состояние мусульманской общины города. Наблюдения за повседневной жизнью и праздниками на даргахе выявляют гетерогенность обрядов, их социальную значимость и динамику развития. Комплекс святой могилы здесь описывается как особое пространство, где различные части комплекса несут разную семантическую нагрузку и, как следствие, разный набор запретов. Совмещение в одном комплексе властных отношений разной природы (базовые правила шариата, святость суфийского шейха и мусульманских аскетов-отшельников, секулярные отношения) выражается физически в четких временных циклах дня и года. Так, главная святыня даргаха непременно закрывается на время пятикратной молитвы, и этот обычай разводит по сторонам святость, исходящую из разных источников – бараки святого шейха и установок регулярного ислама. На нескольких примерах показано, как развиваются или же отмирают ритуалы, связанные с посещением святого места. Попутно затрагивается текущая ситуация на конкретном даргахе, где борьба за ресурсы подогревается разницей идеологий «народного» и обновленческого ислама. Выстраивается система противоборствующих сакральных статусов и экономических полномочий. Материалы собраны в результате полевой работы в марте – апреле 2019 г.

Ключевые словаИндия, ислам, Чиштийа, синкретизм, сакральное пространство, источники святости
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-39-90028.
Получено24.05.2020
Дата публикации22.06.2020
Кол-во символов37077
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

ДАРГАХ И СУФИЗМ

2 Братство Чиштийа представляет собой самое многочисленное суфийское братство в Северной Индии, на протяжении веков оно играло главенствующую роль в распространении учения пророка Мухаммада на территории субконтинента. Отличительной особенностью мировоззрения Чиштийа на протяжении всей истории братства являлись открытость всем местным религиозным течениям, интенсивный обмен духовным опытом с йогами-натхами, бхактами и представителями иных школ мысли, отношение к благотворительности как краеугольному камню деятельности. Суфизм братства Чиштийа во многом лег в основу современного индийского ислама с его тесным переплетением мусульманских и местных индийских элементов и почитанием святых, внес огромную лепту в строение индийского мировоззрения в целом. Так, многочисленные течения – от бхакти до современных харизматических неорелигий – построены во многом на фундаменте, сводимом к учению «единства бытия» Ибн Араби, а сакральный характер мусульманских захоронений признается представителями всех конфессий на территории Индии.
3 Одним из наиболее почитаемых шейхов братства является Чиштийа Хваджа Кутб уд-дин Бахтияр Каки (1173–1235), считающийся одним из покровителей города Дели наряду с более известным Низам уд-дином Аулиа и Насир уд-дином Чираг-Дехли, последним из великих шейхов братства. Кутб уд-дин родился в городе Оше и после нескольких лет путешествий осел в Индии, где его духовным наставником (муршидом) стал Хваджа Муин уд-дин Гарибнаваз Чишти, похороненный в раджастханском Аджмере (порядка 350 км от Дели) [Суворова, 1999, с. 63–75]. Тесная связь, соединявшая ученика и учителя при жизни, играет важную структурирующую роль в формировании обрядов Чиштийя и по сей день, тогда как сам Бахтияр Каки стал духовным наставником целой плеяды важных деятелей братства.
4 Даргах1 Бахтияра Каки расположен на юге мегаполиса, в историческом районе Мероли (Mehrauli), близ знаменитого минарета Кутуб-Минар, названного в его честь. Весь район богат историческими памятниками, связанными с различными мусульманскими династиями Индии, религиозными течениями и историческими деятелями. Ландшафт района отмечен глубокой символикой: с него в некотором смысле как начинается история мусульманской Индии в Дели (рядом расположены руины крепости Лал Кот, первого исторического города Дели, завоеванного Кутб уд-дином Айбеком), так и заканчивается (дворец рядом могилой Бахтияра Каки служил летней резиденцией Моголов, здесь похоронены последние представители династии, в том числе расположен пустой кенотаф Бахадур-шаха Зафара, умершего в ссылке в Рангуне) [Dalrymple, 2007, p. 14, 40, 439]. 1. Обычно почитаемые мусульманские могилы в Северной Индии и Пакистане принято называть мазарами. Наиболее значимые усыпальницы обозначают словом даргах (от перс. «порог») – это слово известно лишь на Индийском субконтиненте и в южных районах Афганистана.
5 Традиция братства Чиштийа на протяжении истории развития и распространения силсилы2 на Индийском субконтиненте предполагала тесное взаимодействие с местными религиозными традициями, инклюзивность, приверженность «народным» формам ислама, почитание святых и использование музыки в зикре. Одной из задач проведенного автором полевого исследования было проследить, насколько актуальны и распространены те или иные аспекты учения, как они развиваются и сколь сильно влияют на социальную ткань, в том числе с учетом усиления политического ислама и общего политического фона в независимой Индии, в последнее десятилетие крайне неблагоприятного для мусульманского населения. 2. Слово силсила многозначно и может либо означать цепочку наследования от шейха к шейху в конкретном братстве (в зависимости от братства это может быть линия «учитель – ученик» либо «отец – сын»), либо быть синонимом суфийского братства определенной традиции.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1000

Оценка читателей: голосов 0

1. Суворова А.А. Мусульманские святые Южной Азии XI–XV веков. М.: ИВ РАН, 1999.

2. Шиммель А. Мир исламского мистицизма. Пер. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт, М.: Алетейа, Энигма, 1999.

3. Anjum T. Bridal Symbolism in the Sufi Poetry of Islamicate South Asia: From the Earliest Times to the Fifteenth Century. Pakistan Journal of History & Culture. NIHCR, Islamabad. Vol. XXXIV, No. 1. Jan.–June 2013. Pp. 1–16.

4. Bouillier V. Nath Yogis` Encounters with Islam. 2014. https://www.academia.edu/12459534/Nath_Yogis_Encounters_with_Islam. (accessed: 20.07.2019).

5. Dalrymple W. The Last Mughal. The Fall of a Dynasty. Delhi. 1857. Gurgaon: Penguin Books, 2007.

6. Ewing K.P. The Sufi as Saint, Curer, and Exorcist in Modern Pakistan. Contributions to Asian Studies. 1984(1). No. 18. Pp. 106–114.

7. Ewing K.P. Malangs of the Punjab: Intoxication or Adab as the Path to God? Moral Conduct and Authority: The Place of Adab in South Asian Islam, Barbara Metcalf. Berkeley: University of California Press, 1984(2). Pp. 357–371.

8. Green N. Breaking the Begging Bowl: Morals, Drugs, and Madness in the Fate of the Muslim Faqīr. South Asian History and Culture. 2014. Vol 5(2). Pp. 226–245.

9. Rahman F.N. Spiritual Healing and Sufi Practices. Nova Journal of Sufism and Spirituality. Vol 2(1). 2014. Pp. 1–9.

10. Taneja A.V. Saintly Visions: Other Histories and History’s Others in the Medieval Ruins of Delhi. The Indian Economic & Social History Review. 2012. No. 49(4). Pp. 557–590.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх