Superstitions as a conservation mechanism of ancestor’s irrational experience: research in Arkhangelsk region

 
PIIS221979310012057-5-1
DOI10.37490/S221979310012057-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Master student
Affiliation: Higher school of Economics
Address: Russian Federation, Sankt Petersburg
Occupation: Master student
Affiliation: Higher school of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Journal namePskov Journal of Regional Studies
EditionIssue 2 (38)
Pages51-62
Abstract

The article considers superstitions through theoretical and applied aspects. The theoretical part is devoted to the development of research tools which makes it possible to analyze the stages of transfer of the superstitious knowledge and practices across generations. The theoretical synthesis of the E. Tylor`s anthropological conception of relics and the P. Berger and T. Luckmann’s sociological conception of construction of social reality, used as a basis, allows to describe current situation when superstitions play an important role in people`s life in Russian North despite the progress in sciences and technologies. The practical part based on the empirical research highlights psychological and social elements of superstitions. Methodological tools include mass questionnaire survey of a representative sample and expert interviews with lecturers of Northern (Arctic) federal university, museum workers and churchmen. The findings show that superstitions still play an important role in everyday practices of Russian North (Arkhangelsk region) citizens. The identified gender and age imbalance indicate that superstitions-oriented consciousness is inherent to orthodox elderly women more often than other categories.

Keywordssuperstition, relic, construction of reality, Tylor, Berger and Luckmann
Received13.05.2019
Publication date28.06.2019
Number of characters25284
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
1 Введение. Суеверия (как механизм памяти, консервирующий иррациональный опыт предков) являются неотъемлемой частью культуры многих народов Российской Федерации. Проживаемый повседневный опыт многих современных россиян тем или иным образом вписан в «суеверную парадигму» мышления хотя бы просто потому, что большинство людей знает о наличии в устной культуре суеверий и примет. Суеверный человек, руководствующийся не здравым смыслом, не логическими умозаключениями, а магическими и сверхъестественными представлениями (не-логическим мышлением по Леви-Брюлю) [5, с. 95], сам того не осознавая трансформирует свои ежедневные практики, корректируя их в соответствии с опытом предков, являющимся единственным источником генезиса суеверных конструктов, который в современное время потерял всяческую актуальность. Суеверия, являясь иррациональными «пережитками», критикуются со стороны РПЦ, но, тем не менее, в современном постиндустриальном обществе инструментальной рациональности воспроизводятся из раза в раз. Именно подобная живучесть этих мыслительных конструктов и явилась толчком к проведению исследования суеверий, проявляющихся в повседневной жизни жителей Архангельской области, ключевыми целями которого являются экспликация генезиса суеверий и их функциональная роль. Гипотетическим предположением в рамках представленного исследования является тезис, согласно которому суеверия продолжают играть важную роль в жизни современных северян как механизм защиты от потенциального незнания, которое в условиях современного «общества риска» становится имманентным состоянием человека.
2 Методика исследования. Объектом представленного исследования являются суеверия, существующие в повседневной культуре современного российского общества, предметом же исследования выступает функционирование суеверий, существующих в повседневных практиках современного российского общества (на примере Архангельской области). Основными методами в рамках данной работы являются анкетный опрос репрезентативной выборки и экспертное интервью. Экспертами выступили преподаватели культурологии, фольклористики, религиоведения Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова, а также работники психологической службы САФУ им. М. В. Ломоносова, представители РПЦ, музейные работники. Нужно отметить, что выборка экспертов строилась на основе классического для социологии метода «снежного кома». Для проведения анкетирования жителей Архангельской области из генеральной совокупности была составлена выборочная. Генеральная совокупность для проведения исследования — 893 054 чел. [7] (все жители области старше 18 лет). Чтобы рассчитать репрезентативную выборочную совокупность была использована формула Паниотто:

views: 694

Readers community rating: votes 0

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

2. Видео с официального канала А. И. Осипова. [Электронный ресурс]: URL: https://youtu.be/X0vgU8-ypak (дата обращения: 21.04.2018).

3. Выпуск программы «Слово Пастыря». [Электронный ресурс]: URL: https://my.mail.ru/mail/ntl0000/video/5758/6486.html (дата обращения: 19.04.2018).

4. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудков русского народа. [Электронный ресурс]: URL: http://www.bibliotekar.ru/dal/1.htm (дата обращения: 20.04.2018).

5. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 608 с.

6. Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.: Академический Проект, 2006. 1256 с.

7. Сайт Управления Федеральной службы государственной статистики по Архангельской области и Ненецкому автономному округу. [Электронный ресурс]: URL: http://arhangelskstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/arhangelskstat/ru/statistics/population/ (дата обращения: 12.06. 2018)

8. Тайлор Э. Б. Первобытные культуры / Перевод с англ. Д. А. Коропчевского / САТИ ИАЭТ СОРАН, 2003. 694 с.

9. Фрезер Дж. Труды Психеи: Лекция о влиянии суеверий на развитие институтов [Электронный ресурс]. URL: http://vatnik.spb.su/psyche0/psyche1.html#0 (дата обращения: 20.04.18).

Система Orphus

Loading...
Up