Transformation of traditional culture: the role of the Ganda female initiation rite (Uganda)

 
PIIS086919080005897-3-1
DOI10.31857/S086919080005897-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Junior Research Fellow
Affiliation: Institute for African Studies of the Russian Academy of Sciences
Address: Moscow, Moscow, Russia
Journal nameVostok. Afro-Aziatskie obshchestva: istoriia i sovremennost
EditionIssue 4
Pages34-41
Abstract

Cultural values, traditions, ideas about male and female social roles on the African continent were passed on to children from generation to generation in the processes of socialization and enculturation. In a traditional patriarchal society, the roles of men and women were strictly divided: it was common for men to assume the responsibilities of the breadwinner and be responsible for social interrelations, while women were engaged in housekeeping and offspring.

The mechanisms for transferring this social model from parents to children were primarily initiation rites, including naming, cutting, or first hair cutting. In the process of passing the rites, the young representatives of the people got an idea of their future and the opportunity to join all aspects of the life of adult men or women. Deterministic scenarios were distributed depending on the biological sex. For example, in agricultural societies, boys helped fathers with field work from an early age. And girls from about the age of six were already responsible for having water in the house and helping their mother in cooking.

Since colonial times, the “shaking” of traditional gender roles, stereotypes and social attitudes in African cultures began. The “white man” brought political, socio-economic and religious changes to the African continent. Models of family relations, first of all, the power of fathers and husbands, began to undergo “erosion”. The scale of labor migration has increased, which also has a significant impact on family and marriage relations.

In this work, we observe how changes in initiation rites reflect the spread of new socialization practices in society as a result of cultural transformations in Africa in the colonial and post-colonial periods. We described the ritual of the Ganda people and identified the main reasons for the transformation of their external (ritual) and substantive (functional) sides.

KeywordsGanda, initiation rite, school, Identity, gender roles, Institute of Socialization
Received16.07.2019
Publication date22.08.2019
Number of characters19776
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 По мнению африканских демографов и социологов, подростки становятся все более уязвимой частью общества. Они все больше подвергаются воздействию противоположных тенденций: традиций и модернизации, вовлеченности во взрослую жизнь родителей и необходимости совмещать ее с обязанностями в школе, сохранения аутентичных верований и участия в религиозной жизни местной церкви или мечети и т.д. [Adepoju, 1995].
2 В этой статье описывается обряд инициации у девушек ганда (Уганда). В фокусе работы – изменения в обряде инициации, произошедшие за период с колониальных времен по настоящее время. На этом примере прослеживается, как меняются обряды инициации и отношение к ним, а также гендерные роли и социальные взаимоотношения в традиционном обществе.
3 В основу статьи положен анализ полевых материалов, собранных в 2017 и 2018 гг. в Уганде автором и ее коллегой, профессором Д. М. Бондаренко. Информация была получена благодаря нескольким угандийцам, прежде всего священнику старообрядческой церкви Николе Бобкову. Помимо включенного наблюдения (насколько это было возможно) в качестве основных методов для получения информации использовались методы анкетирования и интервьюирования (структурированного, полу- и неструктурированного). В общей сложности было собрано 125 анкет и 30 интервью.
4 Культуре и традициям ганда, крупнейшего народа Уганды, посвящено достаточно много литературы. Тем не менее найти описание обрядов инициации оказалось непросто. В качестве источника мы использовали работу миссионера Джона Роскоу [Roscoe, 1911], который провел на территории современной Уганды 25 лет; некоторые отрывки из работ Аполло Каггва [Kaggwa, 1934] – политического деятеля и крупнейшего интеллектуала королевства Буганда, созданного ганда.
5 Примеры корреляции между положением женщин в обществе и наличием духовных существ женского пола в системах верований народов были взяты из работы американского исследователя Марион Килсон [Kilson, 1976]. Однако мы благодарны научному руководителю профессору Д. М. Бондаренко, который впервые обратил внимание на наличие корреляции у народа ганда.
6

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ НАРОДА ГАНДА

7 Ганда – наибольшая по численности этническая группа Уганды, проживающая в основном на территории доколониального королевства Буганда, ставшего основой британского протектората Уганды, установленного в 1894 г. Общая численность ганда – примерно 5,5 млн человек. Язык ганда – луганда относится к нигеро-конголезской языковой семье, группе банту.
8 Значительная часть ганда исповедует  христианство различных толков, остальные мусульмане или приверженцы традиционных верований. Наиболее популярны евангельские харизматические церкви.
9 Ганда свойственны патрилинейность и патрилокальность браков.
10

ИСТОКИ ОБРЯДОВ ИНИЦИАЦИЙ ГАНДА

11 Фраза «выходить замуж» на языке луганда дословно звучит как «снимать кожуру с плантана» (okuwata) или «готовить для кого-то» (okufumbira) [Roscoe, 1911]. В начале XX в. достаточно подробно свадебный обряд описал Дж. Роскоу: молодой человек спрашивает согласия на помолвку сначала у девушки и только затем просит руки у ее родителей. Если девушка согласна, жених отправляет письма и деньги в конвертах тем родственникам, которых укажет невеста. Жених продолжает отправлять подарки и еду родственникам невесты, пока не состоится знакомство, во время которого брат невесты устанавливает цену выкупа и составляется брачный договор, который необходим и на случай, если брак не состоится, так как в нем указывается сумма, которая будет возвращена [Roscoe, 1911]. Свадебная церемония, по традиции, начинается на перекрестке, что придает ей особый мистический статус [Van Gennep, 2004]. Невеста обменивается на сумму, о которой договорились родственники, а затем все празднуют в деревне жениха. Празднование сопровождается принятием пищи и алкогольных напитков, например пива, танцами и песнями.

Number of purchasers: 4, views: 1444

Readers community rating: votes 0

1. Adepoju A. The Impact of Structural Adjustment on the Population of Africa: The Implications for Education, Health, and Employment. Montreal: Canadian Association of African Studies, 1995.

2. Baker J. R. Race. Oxford: Oxford University Press, 1974.

3. Bantebya G. K. 1992. The role of women in petty commodity production and commerce: A case study of rural peasant women in Uganda. Eastern African Social Science Research Review, 1992. № 8(2). Pp. 1–19.

4. Conte C. Crossroads: Women Coming of Age in Today's Uganda. South Carolina: Createspace Independent Pub., 2015.

5. Dralega C. A. Examining women's customary roles as sex educators through community media in Uganda. Agenda, 2008. № 22(77). Pp. 91–99.

6. Kaggwa A. The customs of the Baganda. New York: Columbia University Press, 1934.

7. Kikooma J. Gender and Entrepreneurship in Uganda: Women Manoeuvring Economic. 2012. URL:https://www.researchgate.net/publication/221928371_Gender_and_Entrepreneurship_in_Uganda_Women_Manoeuvring_Economic_Space (accessed 01.01.2019)

8. Kilson M. Women in African traditional religions. Boston: Brill, 1976.

9. Kiyimba A. Gendering social destiny in the proverbs of the Baganda: reflections on boys and girls becoming men and women. Journal of African Cultural Studies, 2005. № 17(2). Pp. 253–270.

10. Mujuzi J. D. Female Genital Mutilation in Uganda: A Glimpse at the Abolition Process. Journal of African Law, 2012. № 56(1). Pp. 139–150.

11. Perez G. M. Labia minora elongation as understood by Baganda male and female adolescents in Uganda. Culture, health & sexuality, 2013. № 15(10), Pp. 15–27.

12. Roscoe J., The Baganda. An account of their native customs and beliefs. London: Macmillan and Co. Ltd., 1991.

13. Tadria H. M. K. Changes and Continuities in the Position of Women in Uganda. Beyond Crisis: Development Issues in Uganda. Kampala: Makerere Institute of Social Research, 1987.

14. Van Gennep A. The Rites of Passage. London: Routledge, 2004.

Lapushkina ill. (Vostok-4-19-VKLADKA-LAPUSHKINA.pdf, 513 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up