Трансформации традиционной культуры: роль обряда инициации у женщин ганда (Уганда)

 
Код статьиS086919080005897-3-1
DOI10.31857/S086919080005897-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Москва, Российская Федерация, Москва
Название журналаВосток. Афро-Азиатские общества: история и современность
ВыпускВыпуск 4
Страницы34-41
Аннотация

В статье рассматриваются процессы трансформации обрядов инициаций и распространения новых практик социализации угандийского народа ганда. Культурные ценности, традиции, представления о мужских и женских социальных ролях на Африканском континенте передавались из поколения в поколение в ходе процессов социализации и инкультурации. В традиционном патриархальном обществе роли мужчин и женщин были строго разделены: мужчины брали на себя обязанности кормильца и отвечали за социальные взаимосвязи, женщины же занимались домоустройством и потомством.

Механизмами для передачи этой социальной модели от родителей к детям служили прежде всего обряды инициации, в том числе наречение имени, обрезание или первая стрижка волос. В процессе прохождения обрядов юные африканцы получали представление о своем будущем и возможность приобщиться ко всем аспектам жизни взрослых мужчин или женщин. Детерминированные сценарии распределялись в зависимости от пола. В земледельческих обществах мальчики с раннего возраста помогали отцам в полевых работах. Девочки примерно с шести лет помогали матери в приготовлении пищи.

С колониальных времен началось «расшатывание» традиционных гендерных ролей, стереотипов и социальных установок, свойственных африканским культурам. С приходом на Африканский континент «белого человека» начались процессы политических, социально-экономических и религиозных перемен. Модели внутрисемейных отношений, прежде всего власть отцов и мужей, стали подвергаться «эрозии». Возросли масштабы трудовой миграции, оказывающей значительное влияние на семейно-брачные отношения.

Появление школ и церквей постепенно снижало роль традиционных механизмов социализации детей. С одной стороны, система образования взяла на себя часть функций, которые раньше выполняла семья, с другой – наличие образования предоставляло возможности отхода от традиционализма и вступления в мир «манящих огней города». Образованные африканские женщины начали уезжать в города и охладевать к обрядовой жизни родной общины. Религиозные изменения – распространение христианства и ислама – также создавали предпосылки для вытеснения традиционных верований или постепенного отказа современных африканцев от традиционных обрядов.

Ключевые словаганда, обряд инициации, школа, идентичность, гендерные роли, институт социализации
Источник финансированияИсследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2019 г. при поддержке проекта РФФИ (№ 17-01-00148): «Православные и старообрядцы в Уганде: социокультурные процессы в африканских христианских общинах».
Получено16.07.2019
Дата публикации22.08.2019
Кол-во символов19776
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 По мнению африканских демографов и социологов, подростки становятся все более уязвимой частью общества. Они все больше подвергаются воздействию противоположных тенденций: традиций и модернизации, вовлеченности во взрослую жизнь родителей и необходимости совмещать ее с обязанностями в школе, сохранения аутентичных верований и участия в религиозной жизни местной церкви или мечети и т.д. [Adepoju, 1995].
2 В этой статье описывается обряд инициации у девушек ганда (Уганда). В фокусе работы – изменения в обряде инициации, произошедшие за период с колониальных времен по настоящее время. На этом примере прослеживается, как меняются обряды инициации и отношение к ним, а также гендерные роли и социальные взаимоотношения в традиционном обществе.
3 В основу статьи положен анализ полевых материалов, собранных в 2017 и 2018 гг. в Уганде автором и ее коллегой, профессором Д. М. Бондаренко. Информация была получена благодаря нескольким угандийцам, прежде всего священнику старообрядческой церкви Николе Бобкову. Помимо включенного наблюдения (насколько это было возможно) в качестве основных методов для получения информации использовались методы анкетирования и интервьюирования (структурированного, полу- и неструктурированного). В общей сложности было собрано 125 анкет и 30 интервью.
4 Культуре и традициям ганда, крупнейшего народа Уганды, посвящено достаточно много литературы. Тем не менее найти описание обрядов инициации оказалось непросто. В качестве источника мы использовали работу миссионера Джона Роскоу [Roscoe, 1911], который провел на территории современной Уганды 25 лет; некоторые отрывки из работ Аполло Каггва [Kaggwa, 1934] – политического деятеля и крупнейшего интеллектуала королевства Буганда, созданного ганда.
5 Примеры корреляции между положением женщин в обществе и наличием духовных существ женского пола в системах верований народов были взяты из работы американского исследователя Марион Килсон [Kilson, 1976]. Однако мы благодарны научному руководителю профессору Д. М. Бондаренко, который впервые обратил внимание на наличие корреляции у народа ганда.
6

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ НАРОДА ГАНДА

7 Ганда – наибольшая по численности этническая группа Уганды, проживающая в основном на территории доколониального королевства Буганда, ставшего основой британского протектората Уганды, установленного в 1894 г. Общая численность ганда – примерно 5,5 млн человек. Язык ганда – луганда относится к нигеро-конголезской языковой семье, группе банту.
8 Значительная часть ганда исповедует  христианство различных толков, остальные мусульмане или приверженцы традиционных верований. Наиболее популярны евангельские харизматические церкви.
9 Ганда свойственны патрилинейность и патрилокальность браков.
10

ИСТОКИ ОБРЯДОВ ИНИЦИАЦИЙ ГАНДА

11 Фраза «выходить замуж» на языке луганда дословно звучит как «снимать кожуру с плантана» (okuwata) или «готовить для кого-то» (okufumbira) [Roscoe, 1911]. В начале XX в. достаточно подробно свадебный обряд описал Дж. Роскоу: молодой человек спрашивает согласия на помолвку сначала у девушки и только затем просит руки у ее родителей. Если девушка согласна, жених отправляет письма и деньги в конвертах тем родственникам, которых укажет невеста. Жених продолжает отправлять подарки и еду родственникам невесты, пока не состоится знакомство, во время которого брат невесты устанавливает цену выкупа и составляется брачный договор, который необходим и на случай, если брак не состоится, так как в нем указывается сумма, которая будет возвращена [Roscoe, 1911]. Свадебная церемония, по традиции, начинается на перекрестке, что придает ей особый мистический статус [Van Gennep, 2004]. Невеста обменивается на сумму, о которой договорились родственники, а затем все празднуют в деревне жениха. Празднование сопровождается принятием пищи и алкогольных напитков, например пива, танцами и песнями.

Всего подписок: 4, всего просмотров: 1229

Оценка читателей: голосов 0

1. Adepoju A. The Impact of Structural Adjustment on the Population of Africa: The Implications for Education, Health, and Employment. Montreal: Canadian Association of African Studies, 1995.

2. Baker J. R. Race. Oxford: Oxford University Press, 1974.

3. Bantebya G. K. 1992. The role of women in petty commodity production and commerce: A case study of rural peasant women in Uganda. Eastern African Social Science Research Review, 1992. № 8(2). Pp. 1–19.

4. Conte C. Crossroads: Women Coming of Age in Today's Uganda. South Carolina: Createspace Independent Pub., 2015.

5. Dralega C. A. Examining women's customary roles as sex educators through community media in Uganda. Agenda, 2008. № 22(77). Pp. 91–99.

6. Kaggwa A. The customs of the Baganda. New York: Columbia University Press, 1934.

7. Kikooma J. Gender and Entrepreneurship in Uganda: Women Manoeuvring Economic. 2012. URL:https://www.researchgate.net/publication/221928371_Gender_and_Entrepreneurship_in_Uganda_Women_Manoeuvring_Economic_Space (accessed 01.01.2019)

8. Kilson M. Women in African traditional religions. Boston: Brill, 1976.

9. Kiyimba A. Gendering social destiny in the proverbs of the Baganda: reflections on boys and girls becoming men and women. Journal of African Cultural Studies, 2005. № 17(2). Pp. 253–270.

10. Mujuzi J. D. Female Genital Mutilation in Uganda: A Glimpse at the Abolition Process. Journal of African Law, 2012. № 56(1). Pp. 139–150.

11. Perez G. M. Labia minora elongation as understood by Baganda male and female adolescents in Uganda. Culture, health & sexuality, 2013. № 15(10), Pp. 15–27.

12. Roscoe J., The Baganda. An account of their native customs and beliefs. London: Macmillan and Co. Ltd., 1991.

13. Tadria H. M. K. Changes and Continuities in the Position of Women in Uganda. Beyond Crisis: Development Issues in Uganda. Kampala: Makerere Institute of Social Research, 1987.

14. Van Gennep A. The Rites of Passage. London: Routledge, 2004.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Информант № 1. Медсестра, член старообрядческой общины. Уганда, Кампала, 18.06.2017Информант № 2. Фермер. Уганда, Кисоджо, 22.06.2017.Информант № 3. Ученица старшей школы. Уганда, Мперерве, 24.06.2017.Информант № 4. Фермер. Уганда, Накабаале, 18.06.2017.Информант № 5. Заместитель директора школы. Уганда, Мперерве, 18.06.2017.Информанты № 6, 7, 8. Ученицы старшей школы. Уганда, Мперерве, 16.06.2017.Информант № 9. Водитель, сын хозяина сервиса аренды машин. Уганда, Кампала, 25.06.2017.

Лапушкина вклейка (Vostok-4-19-VKLADKA-LAPUSHKINA.pdf, 513 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх