Reflection as the basis of E. Husserl's phenomenological methodology

 
PIIS271326680025762-8-1
DOI10.18254/S271326680025762-8
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associated Professor, senior researcher
Affiliation: Russian State University for the Humanitie, National Research University Higher School of Economics
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 4 Issue 1-2
Abstract

The article analyses reflection as a methodology of Husserl's phenomenology. Husserl used reflection as a method in his research, but did not always specifically consider it when describing his own methodology. He paid much more attention to essential intuition, epoché (reduction) and intentional analysis. The author develops the thesis that reflection is inextricably linked with these methods and requires special study. The article discusses the specifics of reflexive analysis used in Husserl's phenomenology to study consciousness and solve problems of cognition of the external world. The author takes into account its goals and objectives, which determine the terminological apparatus for fixing its results and are based on a certain understanding of the experience of consciousness.

Keywordsphenomenology, consciousness, reflection, reduction, epoché, essential intuition, Husserl
Received22.05.2023
Publication date30.05.2023
Number of characters47878
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

1. Введение. Место рефлексии в методологических исследованиях Э. Гуссерля

2

Феноменология Гуссерля вошла в историю философии ХХ в. прежде всего как философия сознания, предложившая и разрабатывающая собственное понимание сознания и новую методологию его изучения. Поскольку Гуссерль пытается исследовать реальный опыт сознания [1, S. 3, 8]1 и хочет избежать любых объясняющих конструкций и моделей, то, казалось бы, рефлексия – самый подходящий метод для реализации этой цели. В этой связи утверждение Гуссерля, что «феноменологический метод безусловно и исключительно вращается в актах рефлексии» [2, с. 229]2, представляется вполне закономерным.

1. В курсе лекция «Вещь и пространство» Гуссерль называет свое учение «феноменологией опыта» ([1], Husserl E. Ding und Raum. Vorlesungen 1907 // Husserliana XVI. Herausgegeben von Ulrich Claesges. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1973, S. 3, 8).

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. М.: Академический проект, 2009. С. 229.
3 Изучение гуссерлевских текстов позволяет подтвердить этот тезис: рефлексия, действительно, составляет основу методологии Гуссерля. Более того, можно согласится и с более сильным утверждением Э. Штрёкер о том, что феноменологическая позиция Гуссерля презентирует себя как рефлексивный трансцендентализм [3, S. 229]3. 3. Ströker E. Husserls transzendentale Phänomenologie. Frankfurt a. M., 1987.
4

Однако, является верным и другое утверждение, а именно: рефлексия как методология специально не рассматривается и не тематизируется в гуссерлевской феноменологии, как и почти во всей последующей феноменологической традиции. Это означает, что Гуссерль лишь указывает на рефлексию как на метод собственного исследования, но не выявляет ни условий его возможности, ни сущностных особенностей, ни особенностей применения рефлексии для исследования сознания и т. п. Действительно, Гуссерль, следуя заложенной Кантом и Брентано традиции4, рассматривает нередко рефлексию как вид самосознания, потенциально присущий всем актам сознания. «Способ бытия переживаний такой, что они принципиально воспринимаемы в рефлексии [2, с. 138]5, – пишет Гуссерль. Именно в этом ключе рефлексия обсуждается в современной англо-американской феноменологии. Так, в ней широко дискутируется вопрос, можно ли говорить о сознании, если у нас выпадают подробности какого-либо сознательного процесса, например, если мы не можем отрефлектировать (вспомнить) два часа, которые мы провели за рулем, хотя сам этот факт не вызывает сомнения. Галахер и Захави [4, p. 4968]6] полагают, что это тоже есть сознание. Но в таком случае оно подразумевает латентную степень рефлексии, если не сказать почти бессознательную рефлексию.

4. При всем критическом отношении к Канту, Брентано в отношении рефлексии может быть назван его последователем.

5. [[2], Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. М.: 2009, с. 138 (перевод изменен – А.А. Шиян)]

6. [[4], Gallagher Sh., Zahavi D. The Phenomenologocal Mind. London and New York: 2021, p. 49–68
5 Можно выдвинуть тезис, что в своих исследованиях Гуссерль пользуется результатами рефлексии, специально не разрабатывая рефлексивную процедуру как методологию. В этом отношении он действует в рамках традиции новоевропейской философии, заложенной еще Локком. Локк впервые дает определение рефлексии как наблюдения ума над самим собой и использует ее в своих исследованиях, в явном виде не фиксируя внимание на рефлексии как методологии, а предпочитая концентрироваться на ее результатах.

views: 196

Readers community rating: votes 0

1. Husserl E. Ding und Raum. Vorlesungen 1907 // Husserliana XVI. Herausgegeben von Ulrich Claesges. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1973.

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. М.: Академический проект, 2009.

3. Ströker E. Husserls transzendentale Phänomenologie. Frankfurt a. M., 1987.

4. Gallagher Sh., Zahavi D. The Phenomenologocal Mind. London and New York: 2021.

5. Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию. М.: Три квадрата, 2005.

6. Шиян Т.А. К определению рефлексии как деятельности // Трансцендентальный поворот в современной философии – 7: Эпистемология, когнитивистика и искусственный интеллект: Сборник тезисов международной научной конференции, Москва, 21–23 апреля 2022 г. / Oтв. ред. С.Л. Катречко, А.А. Шиян. М.: РГГУ, 2022.

7. Кузнецовой Н.И. Методология анализа систем с рефлексией в контексте теории социальных эстафет // Трансцендентальный журнал, 2022 №3 (этот номер по рефлексии).

8. Финк О. Оперативные понятия в феноменологии Гуссерля // Ежегодник по феноменологической философии. М.: РГГУ, 2008. С. 361–381.

9. Husserl E. Logische Untersuchungen. Zweiter Band. II Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis // Husserliana XIX/2. Herausgegeben von Ursula Panzer. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1984.

10. Tugendhat E. Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger. Berlin: De Gruyter, 1970.

11. Гуссерль Э. Идея феноменологии. СПб: Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2018.

12. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie // Husserliana III.1 Herausgegeben von Walter Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff Publishers, 1950.

13. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Тоска: издательство «Водолей», 1996.

14. Гуссерль Э. Амстердамские доклады // Эдмунд Гуссерль. Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. С. 297–340.

15. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М.: Академический проект, 2010.

16. Гуссерль Э. Логические исследования. Том II. Часть 1. Исследования по феноменологии и теории познания. М.: Академический проект, 2011.

17. Husserl E. Der Encyclopaedie der Britannica. Artikel // Husserl E. Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester. 1925 // Husserliana IX. Herausgegeben von Walter Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1968.

18. Гуссерль. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994.

19. Husserl E. Erfahrung und Urteil. Hamburg: Meiner. 1999.

20. Husserl E. Formale and transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft // Husserliana 17 Herausgegeben von Paul Janssen. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1974.

21. Шпигельберг Г. Основные черты феноменологического метода // Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М., 2002. С. 642–645.

22. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Drittes Buch: Die Phänomenologie und die Fundamente der Wissenschaften // Husserliana V. Herausgegeben von Marly Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1952.

23. Шиян А.А. Трансценденция сущностей и жизненный мир в феноменологии Эдмунда Гуссерля // История философии: история или философия? Алёшинские чтения – 2015. Материалы международной конференции. С. 149–157.

24. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution // Husserliana IV. Herausgegeben von Marly Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1952.

Система Orphus

Loading...
Up