Рефлексия как основа феноменологической методологии Э. Гуссерля

 
Код статьиS271326680025762-8-1
DOI10.18254/S271326680025762-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент, старший научный сотрудник
Аффилиация: Российский государственный гуманитарный университет, НИУ Высшая школа экономики
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаТрансцендентальный журнал
ВыпускТом 4 Выпуск 1-2
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению рефлексии как методологии феноменологии Гуссерля. Гуссерль использовал рефлексию как метод, хотя не всегда специально выделял ее как таковую при анализе собственной методологии. Гораздо большее внимание он уделял сущностной интуиции (созерцанию), эпохé (редукции) и интенциональному анализу. Автор развивает тезис, что рефлексия неразрывно связана с этими методами и требует специального изучения. В статье рассматривается специфика рефлексивного анализа, применяемого в феноменологии Гуссерля для исследования сознания и решения проблем познания внешнего мира. При тематизации учитываются ее цели и задачи, которые определяют терминологический аппарат фиксации ее результатов и основываются на определенном понимании опыта сознания.

Ключевые словафеноменология, сознание, рефлексия, редукция, эпохé, сущностная интуиция, Гуссерль
Получено22.05.2023
Дата публикации30.05.2023
Кол-во символов47878
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1

1. Введение. Место рефлексии в методологических исследованиях Э. Гуссерля

2

Феноменология Гуссерля вошла в историю философии ХХ в. прежде всего как философия сознания, предложившая и разрабатывающая собственное понимание сознания и новую методологию его изучения. Поскольку Гуссерль пытается исследовать реальный опыт сознания [1, S. 3, 8]1 и хочет избежать любых объясняющих конструкций и моделей, то, казалось бы, рефлексия – самый подходящий метод для реализации этой цели. В этой связи утверждение Гуссерля, что «феноменологический метод безусловно и исключительно вращается в актах рефлексии» [2, с. 229]2, представляется вполне закономерным.

1. В курсе лекция «Вещь и пространство» Гуссерль называет свое учение «феноменологией опыта» ([1], Husserl E. Ding und Raum. Vorlesungen 1907 // Husserliana XVI. Herausgegeben von Ulrich Claesges. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1973, S. 3, 8).

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. М.: Академический проект, 2009. С. 229.
3 Изучение гуссерлевских текстов позволяет подтвердить этот тезис: рефлексия, действительно, составляет основу методологии Гуссерля. Более того, можно согласится и с более сильным утверждением Э. Штрёкер о том, что феноменологическая позиция Гуссерля презентирует себя как рефлексивный трансцендентализм [3, S. 229]3. 3. Ströker E. Husserls transzendentale Phänomenologie. Frankfurt a. M., 1987.
4

Однако, является верным и другое утверждение, а именно: рефлексия как методология специально не рассматривается и не тематизируется в гуссерлевской феноменологии, как и почти во всей последующей феноменологической традиции. Это означает, что Гуссерль лишь указывает на рефлексию как на метод собственного исследования, но не выявляет ни условий его возможности, ни сущностных особенностей, ни особенностей применения рефлексии для исследования сознания и т. п. Действительно, Гуссерль, следуя заложенной Кантом и Брентано традиции4, рассматривает нередко рефлексию как вид самосознания, потенциально присущий всем актам сознания. «Способ бытия переживаний такой, что они принципиально воспринимаемы в рефлексии [2, с. 138]5, – пишет Гуссерль. Именно в этом ключе рефлексия обсуждается в современной англо-американской феноменологии. Так, в ней широко дискутируется вопрос, можно ли говорить о сознании, если у нас выпадают подробности какого-либо сознательного процесса, например, если мы не можем отрефлектировать (вспомнить) два часа, которые мы провели за рулем, хотя сам этот факт не вызывает сомнения. Галахер и Захави [4, p. 4968]6] полагают, что это тоже есть сознание. Но в таком случае оно подразумевает латентную степень рефлексии, если не сказать почти бессознательную рефлексию.

4. При всем критическом отношении к Канту, Брентано в отношении рефлексии может быть назван его последователем.

5. [[2], Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. М.: 2009, с. 138 (перевод изменен – А.А. Шиян)]

6. [[4], Gallagher Sh., Zahavi D. The Phenomenologocal Mind. London and New York: 2021, p. 49–68
5 Можно выдвинуть тезис, что в своих исследованиях Гуссерль пользуется результатами рефлексии, специально не разрабатывая рефлексивную процедуру как методологию. В этом отношении он действует в рамках традиции новоевропейской философии, заложенной еще Локком. Локк впервые дает определение рефлексии как наблюдения ума над самим собой и использует ее в своих исследованиях, в явном виде не фиксируя внимание на рефлексии как методологии, а предпочитая концентрироваться на ее результатах.

всего просмотров: 192

Оценка читателей: голосов 0

1. Husserl E. Ding und Raum. Vorlesungen 1907 // Husserliana XVI. Herausgegeben von Ulrich Claesges. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1973.

2. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга 1. М.: Академический проект, 2009.

3. Ströker E. Husserls transzendentale Phänomenologie. Frankfurt a. M., 1987.

4. Gallagher Sh., Zahavi D. The Phenomenologocal Mind. London and New York: 2021.

5. Эмбри Л. Рефлексивный анализ. Первоначальное введение в феноменологию. М.: Три квадрата, 2005.

6. Шиян Т.А. К определению рефлексии как деятельности // Трансцендентальный поворот в современной философии – 7: Эпистемология, когнитивистика и искусственный интеллект: Сборник тезисов международной научной конференции, Москва, 21–23 апреля 2022 г. / Oтв. ред. С.Л. Катречко, А.А. Шиян. М.: РГГУ, 2022.

7. Кузнецовой Н.И. Методология анализа систем с рефлексией в контексте теории социальных эстафет // Трансцендентальный журнал, 2022 №3 (этот номер по рефлексии).

8. Финк О. Оперативные понятия в феноменологии Гуссерля // Ежегодник по феноменологической философии. М.: РГГУ, 2008. С. 361–381.

9. Husserl E. Logische Untersuchungen. Zweiter Band. II Teil. Untersuchungen zur Phänomenologie und Theorie der Erkenntnis // Husserliana XIX/2. Herausgegeben von Ursula Panzer. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1984.

10. Tugendhat E. Der Wahrheitsbegriff bei Husserl und Heidegger. Berlin: De Gruyter, 1970.

11. Гуссерль Э. Идея феноменологии. СПб: Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2018.

12. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Erstes Buch: Allgemeine Einführung in die reine Phänomenologie // Husserliana III.1 Herausgegeben von Walter Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff Publishers, 1950.

13. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Тоска: издательство «Водолей», 1996.

14. Гуссерль Э. Амстердамские доклады // Эдмунд Гуссерль. Избранные работы. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. С. 297–340.

15. Гуссерль Э. Картезианские медитации. М.: Академический проект, 2010.

16. Гуссерль Э. Логические исследования. Том II. Часть 1. Исследования по феноменологии и теории познания. М.: Академический проект, 2011.

17. Husserl E. Der Encyclopaedie der Britannica. Artikel // Husserl E. Phänomenologische Psychologie. Vorlesungen Sommersemester. 1925 // Husserliana IX. Herausgegeben von Walter Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1968.

18. Гуссерль. Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М.: Гнозис, 1994.

19. Husserl E. Erfahrung und Urteil. Hamburg: Meiner. 1999.

20. Husserl E. Formale and transzendentale Logik. Versuch einer Kritik der logischen Vernunft // Husserliana 17 Herausgegeben von Paul Janssen. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1974.

21. Шпигельберг Г. Основные черты феноменологического метода // Шпигельберг Г. Феноменологическое движение. М., 2002. С. 642–645.

22. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Drittes Buch: Die Phänomenologie und die Fundamente der Wissenschaften // Husserliana V. Herausgegeben von Marly Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1952.

23. Шиян А.А. Трансценденция сущностей и жизненный мир в феноменологии Эдмунда Гуссерля // История философии: история или философия? Алёшинские чтения – 2015. Материалы международной конференции. С. 149–157.

24. Husserl E. Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie. Zweites Buch: Phänomenologische Untersuchungen zur Konstitution // Husserliana IV. Herausgegeben von Marly Biemel. Den Haag: Martinus Nijhoff, 1952.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх