Objectivity of scientific reflection

 
PIIS271326680024984-2-1
DOI10.18254/S271326680024984-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Teacher in department of Humanities
Affiliation: Moscow Institute of Psychoanalysis
Address: Russian Federation, Electrostal
Journal nameStudies in Transcendental Philosophy
EditionVolume 4 Issue 1-2
Abstract

The article focuses on scientific reflection. The transcendental reflection does not analyse the content of knowledge, but reveals its conditions and is a condition of scientific research. This is not only thinking about thinking, but also the operations of identifying and distinguishing sensory data, and the rules for structuring the universe. The selection of input data depends on objective cognitive operations. Reflection reveals possible ways of transforming nature. Different forms of reflection achieve different goals. Reflection as a metatheory builds a fundament for future science. The analysis of cognitive procedures reveals the privileged status of classical theory and possible ways of creating non-classical theories. The classical theory is the original theory from which the non-classical ones are derived. Correspondently, scientific knowledge is divided into initial and derived forms. Derived forms are established by second-order reflection. Thus, the objective structure of science is conditioned by the structure of the reflexive activity of the mind.

Keywordstranscendental reflection, cognitive procedures, foundations of science, classical science, non-classical theories
Received11.05.2023
Publication date30.05.2023
Number of characters36410
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современное состояние наук предполагает их рост и развитие под руководством планирующего разума, а не под давлением вненаучного социокультурного контекста. В прошлом рефлексия выявляла скрытые предпосылки уже реализованных ходов мысли и анализировала их условия возможности постфактум. Сегодня рефлексия выступает движущей силой эволюции науки. Чтобы выявить механизм воздействия рефлексии на истолкование имеющихся знаний, обнаружение в них проблем и точек роста, необходимо прояснить характер научной рефлексии. Различные виды и уровни этой деятельности обусловливают разные пути приращения предметного знания: проблематизацию предметной области, уточнение понятий, производство новых методов, смену парадигмы исследования. Наиболее важным путем роста знаний мы считаем переход от классических к неклассическим концепциям под влиянием научной рефлексии, которая на основе анализа наличных форм знаний открывает возможности иных форм.
2 Целенаправленное развитие науки и рациональной философии согласно высшим целям, ценностям и отчётливому плану возможно благодаря опережающей и проектирующей рефлексии. Изменения в познании происходят не сколько под воздействием открытия новых естественных и общественных фактов, сколько в результате самоанализа науки, критики её предпосылок и перспектив рассмотрения объектов. Рефлексия – источник роста знания, преодоления заблуждений и методических ограничений, условие расширения рационального метода науки на более широкий культурный контекст. Она предполагает обоснование правил деятельности, критику такого обоснования и варьирование возможных правил. Фиксируется норма интеллектуальной деятельности и при том обнаруживается, что в принципе возможно действие по иным нормам. Допущение альтернативных мыслительных актов составляет сущность научного и философского самосознания в отличие от вненаучных форм осмысления мира. Рефлексия есть неотъемлемый компонент рациональности как таковой и основание многообразия её форм. Поэтому рациональное мышление предполагает, что оно совершается не единственно возможным способом, а выбор фактически осуществленного способа мышления сам был разумно обусловлен.
3 Необходимость рефлексивных актов обусловлена внутренними проблемами научного и философского рассуждения, вне этих проблем рефлексивные акты были бы избыточны, как избыточно радикальное сомнение в том, что это моя рука, или в том, что буква обозначает одно и то же во всех вхождениях при написании письма. Критическая установка востребована на метатеоретическом уровне анализа реальных и возможных действий, основания которых уже стали объектом познания. В обыденной деятельности не выясняют, согласно каким нормам и образцам она выполняется. Получение информации о познавательной деятельности требует высокого уровня интеллектуальной культуры, расширения целей и дополнительных затрат. Нужны веские причины, чтобы помимо путей достижения практической цели заинтересоваться условиями возможности познания таких путей.

views: 129

Readers community rating: votes 0

1. Kant I. Kritika chistogo razuma // Soch.: V 6 t. T. 3. M.: Mysl', 1964.

2. Kant I. Kritika chistogo razuma // Soch.: V 6 t. T. 3. M.: Mysl', 1964.

3. Bazhanov V.A. K voprosu o mekhanizmakh samoreflektivnosti nauki // Problemy refleksii v nauchnom poznanii. Mezhvuzovskij sbornik. Kujbyshev, 1983.

4. Borisov V.N. Refleksiya v nauke: gnoseologicheskaya priroda, formy, funktsii. // Problemy refleksii v nauchnom poznanii. Mezhvuzovskij sbornik. Kujbyshev, 1983.

5. Karpenko A.S. Kontrfaktual'noe myshlenie. // Logicheskie issledovaniya. 2017. T. 23. №2 S. 98-122.

6. Lektorskij V.A. Sub'ekt, ob'ekt, poznanie. M.: Nauka, 1980.

7. Perminov V.Ya. Ob apriornosti klassicheskoj mekhaniki. // Voprosy filosofii №12, 2014.

8. Styopin V.S., Gorokhov V.G., Rozov M.A. Filosofiya nauki i tekhniki. M.: Gardariki, 1996.

9. Mamchur E.A. Ob'ektivnost' nauki i relyativizm: (K diskussiyam v sovremennoj ehpistemologii). M., 2004.

Система Orphus

Loading...
Up