Society for the Restoration of Orthodox Christianity in the Caucasus: between missionary work and civilization (1860–1885)

 
PIIS086956870007390-0-1
DOI10.31857/S086956870007390-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Moscow State Institute of International Relations (University)
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRossiiskaia istoriia
EditionIssue 6
Pages105-126
Abstract

            

Keywords
Received30.10.2019
Publication date06.11.2019
Number of characters70788
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Общество восстановления православного христианства на Кавказе не раз привлекало внимание как дореволюционных1, так и современных историков2. Ими детально рассматривалось создание данной организации, исследовалась социальная опора её деятельности, указывалось, сколько в результате неё было восстановлено и построено храмов, открыто приходских школ, переведено на местные языки (грузинский, осетинский, абхазский и др.) богослужебных и религиозных книг. Достаточно подробно изучена роль Общества в формировании осетинской интеллигенции3. 1. Лилов А.И. Деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе в 1860–1870 гг. Тифлис, 1872; Беляев И. Русские миссии на окраинах. Историко-этнографический очерк. СПб., 1900; Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901; Гатуев А. Христианство в Осетии. Исторический очерк. Владикавказ, 1901; Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский (1821–1890 гг.). Историко-биографический очерк жизни и деятельности «апостола Осетии» и первого архипастыря Владикавказской епархии. Киев, 1902; Платонов А. Обзор деятельности общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860–1910 гг. Тифлис, 1910.

2. Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992; Андрей (Мороз), игум. История Владикавказской епархии. Элиста, 2006; Наскидаева Е.Х. Строительство храмов как основа церковно-практической деятельности российских православных миссий на Кавказе // Материалы международной юбилейной научной конференции «Россия и Кавказ». 6–7 октября 2009 г. Владикавказ, 2010; Савенко Е.А. Состав членов Общества восстановления православного христианства на Кавказе как отражение уровня и динамики его социальной поддержки // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 3; Клычников М.В., Савенко Е.А. Общество восстановления православного христианства на Кавказе (К 150-летию основания) // Ставропольский хронограф на 2010 год. Краеведческий сборник. Ставрополь, 2010; Остапенко Р.А. Православная миссия среди адыгов Северо-Западного Кавказа (1864–1917 гг.). Краснодар, 2012; Дзанагова Л.В., Кесаева Р.Э. Роль Общества восстановления православного христианства в развитии школы и просвещении народов Центрального Кавказа. Владикавказ, 2013; Туаева Б.В. Образовательная миссия Общества восстановления православного христианства на Кавказе в XIX веке // Православная церковь в социально-культурных процессах России: история и современность. Материалы I всероссийской научно-практической конференции (23–24 мая 2012 года). Владикавказ, 2013; Савенко Е.А. К вопросу об учреждении «Общества из духовных особ для проповедования греко-российской веры на Кавказе» // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 11; Савенко Е.А., Савенко С.Н. Вопросы историографии восстановления православного христианства на Северном Кавказе в середине XVIII – начале XX вв. Ставрополь, 2013; Муханов В.М. Проекты создания миссионерского общества на Кавказе: от А.П. Ермолова до князя А.И. Барятинского // Российская история. 2016. № 3.

3. Таказова З.С. Апостол Осетии – Иосиф Владикавказский // Осетинская филология. История и современность. Вып. 3. Владикавказ, 1999; Кайтукова З.М., Хатаев Е.Е. Аксо Колиев и проблемы женского образования на Северном Кавказе (начало XIX в. – 1917 г.). Владикавказ, 2000; Бирагова Ф.Р. Культурно-просветительская деятельность осетинских священнослужителей // Ритмы истории. Сборник научных трудов. Владикавказ, 2003; Бекоева Е.Д. Просветительская деятельность епископа Иосифа Чепиговского // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ, 2009. № 31; Гостиева Л.К. Православие в Осетии: очерки о православном духовенстве второй половины XIX – начала XX в. Владикавказ, 2014.
2 Между тем почти никто не пытался выяснить: почему в 1885 г. понадобилось реформировать общество? Современные исследователи либо просто констатируют факт его реорганизации, либо ссылаются на «Обзор» А.И. Платонова, в котором отмечалось, что «дело о преобразовании Общества началось в 1882 году», а «ближайшим поводом к возникновению его послужили сведения, полученные обер-прокурором Св[ятейшего] Синода о неудовлетворительном положении православных приходов в Северной Осетии». По словам Платонова, «причинами, вызвавшими преобразование, были: 1) несогласная с коренным характером общества, преследующего преимущественно православно-церковные цели, обособленность и независимость его от высшего в государстве православно-духовного правительства – Св[ятейшего] Синода; 2) финансовые затруднения Общества, возникшие вследствие больших денежных затрат на устройство ирригационного канала для орошения высочайше пожертвованной обществу Караязской степи… и имевшие своим последствием неудовлетворительное содержание обществом за последние годы подведомых ему причтов, школ и церквей»4. 4. Платонов А. Указ. соч. С. 132–133.
3 Однако каким образом миссионерское общество оказалось втянутым в ирригационные работы? И как собственно «обособленность» от Синода негативно сказывалась на делах? А.И. Лилов, А.И. Платонов, епископ Кирион (Садзаглишвили), конечно, указывали, что председателем Общества был наместник на Кавказе, тогда как экзарх Грузии являлся вице-председателем. Но ведь более 20 лет эта система не вызывала возражений и только в 1882 г. подверглась острой критике со стороны синодального обер-прокурора. Следовало ли её менять, если Общество действовало столь успешно, как это обычно изображается? И почему тогда К.П. Победоносцев в 1882 г. утверждал, что оно, обособившись от церковной власти, не выполняет своих прямых задач?
4 Интерес к деятельности Общества у Победоносцева возник в связи с устройством Владикавказской епархии. В 1880 г. экзарх Грузии Иоанникий (Руднев) представил в Синод записку о необходимости «образовать в Грузинском экзархате епархию для осетин, занимающих весь северный скат Кавказа и южный скат оного в Горийском и Душетском уездах с кафедрой в городе Владикавказе, предоставив настоящему Владикавказскому викарию права епархиального архиерея». Эту просьбу поддержал митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский), предложивший передать в состав новой епархии как осетинские приходы, так и все «церкви и причты Владикавказского округа и Терской области, станичные, крепостные и осетинские со включением города Моздока». 15 февраля 1882 г. Синод постановил приступить к образованию Владикавказской епархии5. Тем не менее передача ей церквей и причтов затянулась на несколько лет. Только 23 апреля 1885 г. Александр III утвердил представление Синода об учреждении новой кафедры6. 5. РГИА, ф. 797, оп. 52, д. 102, л. 1–1г.

6. Андрей (Мороз), игум. История Владикавказской епархии. С. 30.

Number of purchasers: 1, views: 1164

Readers community rating: votes 0

1. Andrej (Moroz), igum. Istoriya Vladikavkazskoj eparkhii. Ehlista, 2006.

2. Bekoeva E.D. Prosvetitel'skaya deyatel'nost' episkopa Iosifa Chepigovskogo // Byulleten' Vladikavkazskogo instituta upravleniya. Vladikavkaz, 2009. № 31.

3. Belyaev I. Russkie missii na okrainakh. Istoriko-ehtnograficheskij ocherk. SPb., 1900; Kirion (Sadzaglishvili), ep. Kratkij ocherk istorii Gruzinskoj tserkvi i ehkzarkhata za XIX stoletie. Tiflis, 1901.

4. Biragova F.R. Kul'turno-prosvetitel'skaya deyatel'nost' osetinskikh svyaschennosluzhitelej // Ritmy istorii. Sbornik nauchnykh trudov. Vladikavkaz, 2003.

5. Gatagova L.S. Pravitel'stvennaya politika i narodnoe obrazovanie na Kavkaze v XIX v. M., 1993. S. 67–71.

6. Gatuev A. Khristianstvo v Osetii. Istoricheskij ocherk. Vladikavkaz, 1901.

7. Gedeon (Dokukin), mitr. Istoriya khristianstva na Severnom Kavkaze do i posle prisoedineniya ego k Rossii. M.; Pyatigorsk, 1992.

8. Gostieva L.K. Pravoslavie v Osetii: ocherki o pravoslavnom dukhovenstve vtoroj poloviny XIX – nachala XX v. Vladikavkaz, 2014.

9. Dzanagova L.V., Kesaeva R.Eh. Rol' Obschestva vosstanovleniya pravoslavnogo khristianstva v razvitii shkoly i prosveschenii narodov Tsentral'nogo Kavkaza. Vladikavkaz, 2013.

10. Dnevnik gosudarstvennogo sekretarya A.A. Polovtsova. V 2 t. / Pod red. P.A. Zajonchkoskogo T. I. M., 1966. S. 29–30.

11. Zisserman A.A. Fel'dmarshal knyaz' Aleksandr Ivanovich Baryatinskij 1815–1879. T. 3. M., 1891. S. 100–101.

12. Kavkaz i Rossijskaya imperiya: proekty, idei, illyuzii i real'nost'. Nachalo XIX – XX vv. SPb., 2005. S. 413.

13. Kajtukova Z.M., Khataev E.E. Akso Koliev i problemy zhenskogo obrazovaniya na Severnom Kavkaze (nachalo XIX v. – 1917 g.). Vladikavkaz, 2000.

14. Klychnikov M.V., Savenko E.A. Obschestvo vosstanovleniya pravoslavnogo khristianstva na Kavkaze (K 150-letiyu osnovaniya) // Stavropol'skij khronograf na 2010 god. Kraevedcheskij sbornik. Stavropol', 2010;

15. Lilov A.I. Deyatel'nost' Obschestva vosstanovleniya pravoslavnogo khristianstva na Kavkaze v 1860–1870 gg. Tiflis, 1872.

16. Materialy po istorii osetinskogo naroda. T. V. Sbornik dokumentov po istorii narodnogo obrazovaniya v Osetii. Ordzhonikidze, 1942. S. 123.

17. Mukhanov V.M. Proekty sozdaniya missionerskogo obschestva na Kavkaze: ot A.P. Ermolova do knyazya A.I. Baryatinskogo // Rossijskaya istoriya. 2016. № 3.

18. Naskidaeva E.Kh. Stroitel'stvo khramov kak osnova tserkovno-prakticheskoj deyatel'nosti rossijskikh pravoslavnykh missij na Kavkaze // Materialy mezhdunarodnoj yubilejnoj nauchnoj konferentsii «Rossiya i Kavkaz». 6–7 oktyabrya 2009 g. Vladikavkaz, 2010;

19. O dejstviyakh vysochajshe uchrezhdyonnogo Obschestva vosstanovleniya pravoslavnogo khristianstva na Kavkaze. SPb., 1862. S. 10.

20. Ostapenko R.A. Pravoslavnaya missiya sredi adygov Severo-Zapadnogo Kavkaza (1864–1917 gg.). Krasnodar, 2012.

21. Otchyot Obschestva vosstanovleniya pravoslavnogo khristianstva na Kavkaze za 1862 i 1863 gody. Tiflis, 1865. S. 8, 18.

22. Platonov A. Obzor deyatel'nosti obschestva vosstanovleniya pravoslavnogo khristianstva na Kavkaze za 1860–1910 gg. Tiflis, 1910.

23. Platonov A. Ukaz. soch. S. 132–133.

24. Popov I. Preosvyaschennyj Iosif, episkop Vladikavkazskij (1821–1890 gg.). Istoriko-biograficheskij ocherk zhizni i deyatel'nosti «apostola Osetii» i pervogo arkhipastyrya Vladikavkazskoj eparkhii. Kiev, 1902.

25. Savenko E.A. K voprosu ob uchrezhdenii «Obschestva iz dukhovnykh osob dlya propovedovaniya greko-rossijskoj very na Kavkaze» // Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanij. 2011. Vyp. 11;

26. Savenko E.A. Sostav chlenov Obschestva vosstanovleniya pravoslavnogo khristianstva na Kavkaze kak otrazhenie urovnya i dinamiki ego sotsial'noj podderzhki // Vestnik Pyatigorskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2011. № 3;

27. Savenko E.A., Savenko S.N. Voprosy istoriografii vosstanovleniya pravoslavnogo khristianstva na Severnom Kavkaze v seredine XVIII – nachale XX vv. Stavropol', 2013.

28. Takazova Z.S. Apostol Osetii – Iosif Vladikavkazskij // Osetinskaya filologiya. Istoriya i sovremennost'. Vyp. 3. Vladikavkaz, 1999.

29. Tuaeva B.V. Obrazovatel'naya missiya Obschestva vosstanovleniya pravoslavnogo khristianstva na Kavkaze v XIX veke // Pravoslavnaya tserkov' v sotsial'no-kul'turnykh protsessakh Rossii: istoriya i sovremennost'. Materialy I vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (23–24 maya 2012 goda). Vladikavkaz, 2013;

Система Orphus

Loading...
Up