Общество восстановления православного христианства на Кавказе: между миссионерством и цивилизаторством (1860–1885)

 
Код статьиS086956870007390-0-1
DOI10.31857/S086956870007390-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Московский государственный институт международных отношений (университет)
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаРоссийская история
ВыпускВыпуск 6
Страницы105-126
Аннотация

       

Ключевые слова
Получено30.10.2019
Дата публикации06.11.2019
Кол-во символов70788
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Общество восстановления православного христианства на Кавказе не раз привлекало внимание как дореволюционных1, так и современных историков2. Ими детально рассматривалось создание данной организации, исследовалась социальная опора её деятельности, указывалось, сколько в результате неё было восстановлено и построено храмов, открыто приходских школ, переведено на местные языки (грузинский, осетинский, абхазский и др.) богослужебных и религиозных книг. Достаточно подробно изучена роль Общества в формировании осетинской интеллигенции3. 1. Лилов А.И. Деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе в 1860–1870 гг. Тифлис, 1872; Беляев И. Русские миссии на окраинах. Историко-этнографический очерк. СПб., 1900; Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901; Гатуев А. Христианство в Осетии. Исторический очерк. Владикавказ, 1901; Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский (1821–1890 гг.). Историко-биографический очерк жизни и деятельности «апостола Осетии» и первого архипастыря Владикавказской епархии. Киев, 1902; Платонов А. Обзор деятельности общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860–1910 гг. Тифлис, 1910.

2. Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992; Андрей (Мороз), игум. История Владикавказской епархии. Элиста, 2006; Наскидаева Е.Х. Строительство храмов как основа церковно-практической деятельности российских православных миссий на Кавказе // Материалы международной юбилейной научной конференции «Россия и Кавказ». 6–7 октября 2009 г. Владикавказ, 2010; Савенко Е.А. Состав членов Общества восстановления православного христианства на Кавказе как отражение уровня и динамики его социальной поддержки // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 3; Клычников М.В., Савенко Е.А. Общество восстановления православного христианства на Кавказе (К 150-летию основания) // Ставропольский хронограф на 2010 год. Краеведческий сборник. Ставрополь, 2010; Остапенко Р.А. Православная миссия среди адыгов Северо-Западного Кавказа (1864–1917 гг.). Краснодар, 2012; Дзанагова Л.В., Кесаева Р.Э. Роль Общества восстановления православного христианства в развитии школы и просвещении народов Центрального Кавказа. Владикавказ, 2013; Туаева Б.В. Образовательная миссия Общества восстановления православного христианства на Кавказе в XIX веке // Православная церковь в социально-культурных процессах России: история и современность. Материалы I всероссийской научно-практической конференции (23–24 мая 2012 года). Владикавказ, 2013; Савенко Е.А. К вопросу об учреждении «Общества из духовных особ для проповедования греко-российской веры на Кавказе» // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 11; Савенко Е.А., Савенко С.Н. Вопросы историографии восстановления православного христианства на Северном Кавказе в середине XVIII – начале XX вв. Ставрополь, 2013; Муханов В.М. Проекты создания миссионерского общества на Кавказе: от А.П. Ермолова до князя А.И. Барятинского // Российская история. 2016. № 3.

3. Таказова З.С. Апостол Осетии – Иосиф Владикавказский // Осетинская филология. История и современность. Вып. 3. Владикавказ, 1999; Кайтукова З.М., Хатаев Е.Е. Аксо Колиев и проблемы женского образования на Северном Кавказе (начало XIX в. – 1917 г.). Владикавказ, 2000; Бирагова Ф.Р. Культурно-просветительская деятельность осетинских священнослужителей // Ритмы истории. Сборник научных трудов. Владикавказ, 2003; Бекоева Е.Д. Просветительская деятельность епископа Иосифа Чепиговского // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ, 2009. № 31; Гостиева Л.К. Православие в Осетии: очерки о православном духовенстве второй половины XIX – начала XX в. Владикавказ, 2014.
2 Между тем почти никто не пытался выяснить: почему в 1885 г. понадобилось реформировать общество? Современные исследователи либо просто констатируют факт его реорганизации, либо ссылаются на «Обзор» А.И. Платонова, в котором отмечалось, что «дело о преобразовании Общества началось в 1882 году», а «ближайшим поводом к возникновению его послужили сведения, полученные обер-прокурором Св[ятейшего] Синода о неудовлетворительном положении православных приходов в Северной Осетии». По словам Платонова, «причинами, вызвавшими преобразование, были: 1) несогласная с коренным характером общества, преследующего преимущественно православно-церковные цели, обособленность и независимость его от высшего в государстве православно-духовного правительства – Св[ятейшего] Синода; 2) финансовые затруднения Общества, возникшие вследствие больших денежных затрат на устройство ирригационного канала для орошения высочайше пожертвованной обществу Караязской степи… и имевшие своим последствием неудовлетворительное содержание обществом за последние годы подведомых ему причтов, школ и церквей»4. 4. Платонов А. Указ. соч. С. 132–133.
3 Однако каким образом миссионерское общество оказалось втянутым в ирригационные работы? И как собственно «обособленность» от Синода негативно сказывалась на делах? А.И. Лилов, А.И. Платонов, епископ Кирион (Садзаглишвили), конечно, указывали, что председателем Общества был наместник на Кавказе, тогда как экзарх Грузии являлся вице-председателем. Но ведь более 20 лет эта система не вызывала возражений и только в 1882 г. подверглась острой критике со стороны синодального обер-прокурора. Следовало ли её менять, если Общество действовало столь успешно, как это обычно изображается? И почему тогда К.П. Победоносцев в 1882 г. утверждал, что оно, обособившись от церковной власти, не выполняет своих прямых задач?
4 Интерес к деятельности Общества у Победоносцева возник в связи с устройством Владикавказской епархии. В 1880 г. экзарх Грузии Иоанникий (Руднев) представил в Синод записку о необходимости «образовать в Грузинском экзархате епархию для осетин, занимающих весь северный скат Кавказа и южный скат оного в Горийском и Душетском уездах с кафедрой в городе Владикавказе, предоставив настоящему Владикавказскому викарию права епархиального архиерея». Эту просьбу поддержал митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский), предложивший передать в состав новой епархии как осетинские приходы, так и все «церкви и причты Владикавказского округа и Терской области, станичные, крепостные и осетинские со включением города Моздока». 15 февраля 1882 г. Синод постановил приступить к образованию Владикавказской епархии5. Тем не менее передача ей церквей и причтов затянулась на несколько лет. Только 23 апреля 1885 г. Александр III утвердил представление Синода об учреждении новой кафедры6. 5. РГИА, ф. 797, оп. 52, д. 102, л. 1–1г.

6. Андрей (Мороз), игум. История Владикавказской епархии. С. 30.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1144

Оценка читателей: голосов 0

1. Андрей (Мороз), игум. История Владикавказской епархии. Элиста, 2006.

2. Бекоева Е.Д. Просветительская деятельность епископа Иосифа Чепиговского // Бюллетень Владикавказского института управления. Владикавказ, 2009. № 31.

3. Беляев И. Русские миссии на окраинах. Историко-этнографический очерк. СПб., 1900; Кирион (Садзаглишвили), еп. Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901.

4. Бирагова Ф.Р. Культурно-просветительская деятельность осетинских священнослужителей // Ритмы истории. Сборник научных трудов. Владикавказ, 2003.

5. Гатагова Л.С. Правительственная политика и народное образование на Кавказе в XIX в. М., 1993. С. 67–71.

6. Гатуев А. Христианство в Осетии. Исторический очерк. Владикавказ, 1901.

7. Гедеон (Докукин), митр. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М.; Пятигорск, 1992.

8. Гостиева Л.К. Православие в Осетии: очерки о православном духовенстве второй половины XIX – начала XX в. Владикавказ, 2014.

9. Дзанагова Л.В., Кесаева Р.Э. Роль Общества восстановления православного христианства в развитии школы и просвещении народов Центрального Кавказа. Владикавказ, 2013.

10. Дневник государственного секретаря А.А. Половцова. В 2 т. / Под ред. П.А. Зайончкоского Т. I. М., 1966. С. 29–30.

11. Зиссерман А.А. Фельдмаршал князь Александр Иванович Барятинский 1815–1879. Т. 3. М., 1891. С. 100–101.

12. Кавказ и Российская империя: проекты, идеи, иллюзии и реальность. Начало XIX – XX вв. СПб., 2005. С. 413.

13. Кайтукова З.М., Хатаев Е.Е. Аксо Колиев и проблемы женского образования на Северном Кавказе (начало XIX в. – 1917 г.). Владикавказ, 2000.

14. Клычников М.В., Савенко Е.А. Общество восстановления православного христианства на Кавказе (К 150-летию основания) // Ставропольский хронограф на 2010 год. Краеведческий сборник. Ставрополь, 2010;

15. Лилов А.И. Деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе в 1860–1870 гг. Тифлис, 1872.

16. Материалы по истории осетинского народа. Т. V. Сборник документов по истории народного образования в Осетии. Орджоникидзе, 1942. С. 123.

17. Муханов В.М. Проекты создания миссионерского общества на Кавказе: от А.П. Ермолова до князя А.И. Барятинского // Российская история. 2016. № 3.

18. Наскидаева Е.Х. Строительство храмов как основа церковно-практической деятельности российских православных миссий на Кавказе // Материалы международной юбилейной научной конференции «Россия и Кавказ». 6–7 октября 2009 г. Владикавказ, 2010;

19. О действиях высочайше учреждённого Общества восстановления православного христианства на Кавказе. СПб., 1862. С. 10.

20. Остапенко Р.А. Православная миссия среди адыгов Северо-Западного Кавказа (1864–1917 гг.). Краснодар, 2012.

21. Отчёт Общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1862 и 1863 годы. Тифлис, 1865. С. 8, 18.

22. Платонов А. Обзор деятельности общества восстановления православного христианства на Кавказе за 1860–1910 гг. Тифлис, 1910.

23. Платонов А. Указ. соч. С. 132–133.

24. Попов И. Преосвященный Иосиф, епископ Владикавказский (1821–1890 гг.). Историко-биографический очерк жизни и деятельности «апостола Осетии» и первого архипастыря Владикавказской епархии. Киев, 1902.

25. Савенко Е.А. К вопросу об учреждении «Общества из духовных особ для проповедования греко-российской веры на Кавказе» // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 11;

26. Савенко Е.А. Состав членов Общества восстановления православного христианства на Кавказе как отражение уровня и динамики его социальной поддержки // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. 2011. № 3;

27. Савенко Е.А., Савенко С.Н. Вопросы историографии восстановления православного христианства на Северном Кавказе в середине XVIII – начале XX вв. Ставрополь, 2013.

28. Таказова З.С. Апостол Осетии – Иосиф Владикавказский // Осетинская филология. История и современность. Вып. 3. Владикавказ, 1999.

29. Туаева Б.В. Образовательная миссия Общества восстановления православного христианства на Кавказе в XIX веке // Православная церковь в социально-культурных процессах России: история и современность. Материалы I всероссийской научно-практической конференции (23–24 мая 2012 года). Владикавказ, 2013;

Система Orphus

Загрузка...
Вверх