On the occasion of the 100th anniversary of the May 4th Movement of 1919

 
PIIS013128120007996-6-1
DOI10.31857/S013128120007996-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: IFES RAS
Address: Russian Federation
Journal nameProblemy Dalnego Vostoka
EditionIssue 6
Pages125-131
Abstract

The article gives an updated look at the most important event in the history of China - the May 4th Movement of 1919. Both the causes and consequences of the Movement are presented against the backdrop of the Movement for a New Culture (1915-1925) and taking into account the influence of Westernization ideas on China , as well as the theory and practice of the October Revolution of 1917 in Russia. The interrelation of internal events and external influences on China is shown. The author emphasizes that in no country in the world did a social movement have such power and such a wide resonance for the further course of history as in China. The May 4th Movement developed against the backdrop of an intellectual upsurge across a wide spectrum. As history has shown, it was a turning point in the public life of China and raised the question of the further path of development of the country. Higher than before, the assessments of the “Movement for a New Culture” and the “May 4 Movement” of 1919 update the earlier understanding of the causes and content of the May 4 Movement of 1919.

Keywords“Movement for a new culture”, “May 4 Movement” 1919, emancipation of the personality, revolution in literature and linguistics, Soviet Russia. Westernization, the influence of the ideas of the October Revolution on China
Received22.12.2019
Publication date24.12.2019
Number of characters29298
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 «Движение 4 мая 1919 г.» считается одним из выдающихся событий в Китае XX века. В 2019 г. ему исполнилось 100 лет. И причины, и последствия «Движения» охватывали широкий круг проблем, стоявших перед Китаем. «Движение» всегда вызывало интерес китайских руководителей страны, а также историков, пользовалось большим вниманием в мировой историографии, особенно китайской и советской/российской. Как сообщает информационная служба  "Россия-Китай: главное" , Генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин, выступая в преддверии 100-летия «Движения 4 мая» 1919 г. на 14-й коллективной учебе с участием членов Политбюро ЦК КПК, призвал к усилиям по укреплению изучения «Движения 4 мая". Характеризуя «Движение» с позиции его значения для возрождения нации, он подчеркнул необходимость поощрять молодежь вносить неустанный вклад в изучение наследия «Движения 4 мая», в сохранение духа обновления и сохранения китайской нации. Текст выступления председателя КНР Си Цзиньпина на торжественном собрании по случаю 100-летия Движения "4 мая" вышел в Китае отдельной брошюрой, выпущенной издательством "Жэньминь чубаньшэ". В ней даны исчерпывающие знания истории Китая, предшествовавшей «Движению 4 мая», «проанализированы внутренние причины и влияние Октябрьской революции на развитие коммунистического движения.
2 Изучение «Движения 4 мая» в России имеет длительную историю. Данная тема получила отражение в работах многих российских исследователей Китая: В.И. Глунина, К.В. Кукушкина, К.В. Шевелева, А.И. Картуновой, М. Юрьева, А.В. Меликсетова, Н.Л. Мамаевой, И.Н. Сотниковой и др. Изучение «Движения» осуществлялось по двум основным направлениям. Первое направление включает характеристику внутренних событий в Китае, связанных с «Движением за новую культуру» (1915-1925 гг.). Другое направление акцентируется на исследовании идейно-культурного и политического влияния Октябрьской революции на общественную жизнь КР (Китайской Республики). Взаимосвязь внутренних событий и внешних влияний на Китай наиболее четко и всесторонне проявила себя в «Движении 4 мая» 1919 г., развивавшегося на базе «Движения за новую культуру»1. Говоря о «Движения за новую культуру», подчеркнем, что ни в одной стране мира общественное движение не имело такой силы и такого обширного резонанса на дальнейший ход истории, как в Китае. Сосредоточение духовного начала, направленного против конфуцианства, апологета деспотизма во многих его проявлениях – в политике и семье, «раскрепощение сознания» и бурное развитие культуры, всей духовной и политической жизни оказалось способным воздействовать на небывалый рост самосознания населения. Более высокие, чем прежде, оценки «Движения за новую культуру», типичные для современных историков, обновляют ранние представления о причинах и содержании «Движения 4 мая» 1919 г. Благодаря феноменальному значению в идейной, культурной и общественной жизни страны «Движения за новую культуру» «Движение 4 мая» развивалось на фоне интеллектуального подъема по широчайшему спектру, включавшему различные области демократии и науки, дипломатии, просвещения, литературы, культуры. Интеллектуальный подъем, идеи освобождения и раскрепощения личности, революция в литературе и языкознании, реформа системы народного просвещения как результаты «Движения за новую культуру» отражали в целом стремление к обновлению, к разрыву со старой феодальной культурой, тесно связанной с догматами конфуцианства, одновременно - стремление интеллектуальных слоев населения к утверждению и укреплению буржуазно-демократических ценностей, характерных для западных стран. Таким образом, одним из основных прямых каналов идейно-культурного влияния на развитие, а точнее сказать, на трансформацию «Движения за новую культуру» проявилось в «Движении 4 мая» 1919 г. которое, с одной стороны, развивалось под влиянием духа и идей "Движения за новую культуру", с другой - восприняло опыт революционного движения в Советской России: массовость, антиимпериалистические, прежде всего, антияпонские лозунги, а также социальные аспекты. Как показала дальнейшая историческая практика, оно стало поворотным событием в общественной жизни Китая и поставило вопрос о дальнейшем пути развития страны. В клубке разнородных идей и духовных ценностей определенное место занимали идеи вестернизации, имевшие свою историю и ориентированные на буржуазно-демократическое развитие страны. На построение капиталистического общества была направлена Синьхайская революция (1911 г.). В этом направлении предпринимались попытки формирования политической системы парламентской республики. Среди определенных, настроенных на капиталистическое строительство слоев населения идеи западного образа жизни продолжали сохранять свои позиции и на фоне влияния на Китай Октябрьской революции в России. Миссионерская деятельность западных стран, в том числе продолжение гуманитарной поддержки населения со стороны великих держав: строительство школ и ВУЗов, медицинских учреждений и т.д., подпитывала в стране идеи вестернизации. 1. Подробно см. Мамаева.Н.Л.: Проблемы Дальнего Востока. 2016. №. 6.

Number of purchasers: 0, views: 667

Readers community rating: votes 0

1. For details, see Mamaev.N.L .: Problems of the Far East. 2016. No. 6.

2. Zhonghua Renmin Gunhego Shigao (Essay on the History of the People's Republic of China). Xu Juan (Tom Foreword). Beijing, 2012.S. 86-87. Zhongguo Gongchandang Lishi (History of the Chinese Communist Party). Volume 1 (1921-1949). Book one. Beijing, 2011.S. 33.

3. A. Ivin. For the USSR. For revolutionary China. Moscow, Leningrad, 1929.S. 22.

4. Republic of China (1912-1949) / T. VII. Repl. ed. N.L. Mamaev. // The history of China from ancient times to the beginning of the century. In 10 volumes / Ans. ed. S.L. Tikhvin. M., 2013.S. 87.

5. Republic of China (1912-1949) / T. VII. Repl. ed. N.L. Mamaev // History of China from ancient times to the beginning of the XXI century. In 10 volumes / Ans. ed. S.L. Tikhvin. M., 2013.S. 88.

6. May 4, 1919 movement in China. Documents and materials. M., 1969.S. 275-279, 285-289.

7. In the same place. C 237.

8. In the same place. S. 238.

9. In the same place. S. 238.

10. In the same place. S. 242-242.

11. In the same place. S. 87-88.

12. Zhonghua Renmin Gunhego Shigao. S. 89.

13. Lomanov A.V. The role of Xu Zhimo in the Chinese discussion of Soviet Russia // China in world and regional politics. History and modernity. Repl. ed. E.I. Safronova. S. 343.

14. Mao Zedong. Selected works. T. 3. Translation from Chinese. M., 1953. S. 215-220.

15. Zhonghua Renmin Gunhego Shigao. S. 91.

16. Republic of China (1912-1949) / Ans. ed. N.L. Mamaev. T. VII. S. 90.

17. Recent History of China 1917-1927. M., 1983. S. 48-49.

18. Documents of foreign policy of the USSR. T. 1 - 10. M., 1957-1965. T. 2.P. 223.

19. Republic of China (1912-1949). T. VII. Repl. ed. N.L. Mamaev // History of China from ancient times to the beginning of the XXI century. In 10 volumes. Repl. ed. S.L. Tikhvin. S. 108, 111.

20. A. Ivin. For the USSR. For revolutionary China. S. 24.

21. "Red flag". Vladivostok. 21.V.1920.

22. Mirovitskaya R.A. The movement in China for the recognition of Soviet Russia (1920-1924). M., 1962.S. 14-24.

23. The latest history of China. S. 70.

24. Lomanov A.V. The role of Xu Zhimo in the Chinese discussion of socialism // China in world and regional politics. History and modernity. Issue XXIII. M., 2018. C. 347-348.

Система Orphus

Loading...
Up