Обеспечение культурологической безопасности обучающихся в процессе их культурно-творческого развития на внеурочных занятиях в общеобразовательной школе

 
Код статьиS181570410028061-2-1
DOI10.54884/S181570410028061-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: помощник ученого секретаря
Аффилиация: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: профессор кафедры начального, дошкольного образования и социального управления
Аффилиация: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (76)
Страницы168-174
Аннотация

В статье раскрываются педагогические условия обеспечения культурологической безопасности обучающихся в процессе их культурно-творческого развития на внеурочных занятиях в общеобразовательной школе. Авторы рассматривают особенности реализации образовательных курсов внеурочной деятельности на занятиях с обучающимися подросткового возраста. Программы «Технологии креативных дисциплин» и «Культура и креативность» являются модульными и преследуют цель – освоение этапов создания творческих продуктов и подготовки художественных проектов с использованием современных цифровых технологий. Формирование художественной культуры подростков в процессе участия в проектной и творческой деятельности позволило выявить положительную динамику в развитии креативности детей в условиях обеспечения культурологической безопасности во внеурочной деятельности.

Ключевые словакреативность школьников, техники изобразительного искусства, курс внеурочной деятельности, культурно-творческое развитие, культурологическая безопасность, креативные индустрии
Источник финансированияНаучная статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00009-23-02 на 2023 год по проекту «Феномен культурологической безопасности школьников как устойчивая модель стабильного развития российского общества».
Получено25.10.2023
Дата публикации27.10.2023
Кол-во символов13066
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Внедрение в школах России федеральных государственных образовательных стандартов актуализировало значимость культурно-творческого развития обучающихся. Эстетическое воспитание в современной школе предусматривает такую организацию учебно-воспитательного процесса, в котором реализуются идеи гуманитаризации образования, направленные на обеспечение культурологической безопасности детей и юношества. В настоящее время в системе образования особое внимание уделяется культурно-творческому развитию и обеспечению культурологической безопасности школьников.
2 В результате анализа исследований, посвященных проблеме культурно-творческого развития личности, О.В. Стукалова подчеркивает, что «развитие культуры общества и принадлежащей к нему личности глубоко взаимосвязаны» [1, с. 82]. Именно в культурном наследии представители нового поколения учатся понимать ценности и нравственные идеалы своих предков. В основе процесса культурно-творческого развития личности – социокультурный опыт общества, его культурные традиции. То есть культура общества и культура личности тесно взаимосвязаны.
3 К такому же выводу приходит М. Жарнаускайте. Понимая в структуре креативности такие компоненты, как оригинальность, воображение, дивергентное мышление, способность генерировать новые идеи или реконфигурировать существующие полезным и значимым образом для данного контекста, автор приходит к выводу, что креативность — это культурно обусловленный феномен, обеспечиваемый как экспериментальным, так и оценочным мышлением. Взаимозависимость оригинальности и эффективности в конструкции творчества имеет решающее значение, поскольку простого производства оригинальных и новых идей недостаточно, чтобы квалифицировать их как творческие. Поскольку восприятие и подтверждение творчества зависят от социального согласия, сформированного более широкими культурными структурами, предполагается, что разные части мира могут иметь разные взгляды на творчество, его концепцию и цель из-за разных культурных и социально-экономических последствий [2].
4 Е.П. Олесина определяет культурологическую безопасность в образовательной организации как особую вариативную систему, которая основывается на таких компонентах, как «синтез всех видов образовательной и воспитательной деятельности; отражение континуума искусства; творческая деятельность; взаимодействие с музеями, театрами, библиотеками; виртуальное взаимодействие с континуумом искусства» [3, с. 203].
5 На практике необходимы дополнительные общеразвивающие образовательные программы внеурочных занятий, направленные на создание условий для развития творчества подростков в процессе приобретения ими опыта практической работы в различных видах культурно-творческой деятельности. Именно во внеурочной деятельности реализуются воспитательные мероприятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, в культурных и социальных практиках с учетом историко-культурной и этнической специфики региона и потребностей обучающихся и их родителей. Внеурочной является образовательная деятельность, в результате которой достигаются планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения основной образовательной программы в форме, отличной от урочной [4]. Так, знакомство с культурным разнообразием повышает креативность школьников, снижает степень использования стереотипов и устоявшихся когнитивных схем при решении проблемных ситуаций [5].

всего просмотров: 138

Оценка читателей: голосов 0

1. Стукалова О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства: монография. М.: Издательство «ИХО РАО», 2011. 173 с.

2. Žarnauskaitė М. Young children's creativity education in the context of Lithuania: A systematic review // Thinking Skills and Creativity. 2023. V. 48. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1871187123000809 (дата обращения: 23.07.2023).

3. Олесина Е.П. Культурологическая безопасность обучающихся как новое направление педагогики искусства // Музыкальное и художественное образование в современном мире: традиции и инновации: материалы V Международной научно-практической конференции. 31 марта 2022 г. / отв. ред. Т.В. Надолинская. Ростов-на-Дону, 2022. C. 197–204.

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования». URL: https://publication.pravo.gov.ru/document/0001202307130017 (дата обращения: 23.07.2023).

5. Vezzali L., Gocłowska M.A., Crisp R.J., Stathi S. On the relationship between cultural diversity and creativity in education: The moderating role of communal versus divisional mindset // Thinking Skills and Creativity. 2016. V. 21. P. 152–157.

6. Paz-Baruch N., Maor R. Cognitive abilities and creativity: The role of working memory and visual processing // Thinking Skills and Creativity. 2023. V. 48. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1871187123000640 (дата обращения: 26.07.2023).

7. Опросник для обучающихся: Культурологическая безопасность. Анкета для школьников 12–18 лет. URL: https://forms.yandex.ru/u/64352d3dc417f30f3f155e9b/ (дата обращения: 20.07.2023).

8. Ермолинская Е.А., Савенкова Л.Г., Медкова Е.С. Изобразительное искусство. 7 класс. М.: Просвещение, 2022. 321 с.

9. Питерских А.С., Гуров Г.Е. Изобразительное искусство. 7 класс / под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2023. 175 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх