Римский престол и Восточные Церкви в конфликте вокруг св. Иоанна Златоуста

 
Код статьиS032103910010639-5-1
DOI10.31857/S032103910010639-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВестник древней истории
ВыпускТом 80 Выпуск 3
Страницы697-711
Аннотация

Статья посвящена взаимоотношениям между Римским престолом и Восточными Церквами в период кризиса, вызванного низложением в 404 г. с Константинопольской кафедры св. Иоанна Златоуста. Автор соотносит высказывания и действия участников конфликта с моделями взаимоотношений между Римским престолом и Восточными Церквами, сформировавшимися в период арианских споров IV в. Феофил Александрийский и его сторонники рассматривали конфликт как внутреннее дело восточного епископата, что сближает их с евсевианской традицией. В то же время в отличие от евсевиан они стремились избежать прямого разрыва с Западными Церквами. Римский престол как в период арианских споров, так и во время конфликта вокруг св. Иоанна Златоуста настаивал на необходимости общецерковного консенсуса по поводу справедливости низложения епископов, занимавших важнейшие кафедры. Сам св. Иоанн Златоуст, как в свое время и св. Афанасий Великий, не руководствовался какой-либо очевидной экклезиологической моделью, обратившись за поддержкой к западному епископату лишь в тот исторический момент, когда у него исчезла надежда разрешить спор в рамках Востока.

Ключевые словасв. Иоанн Златоуст, Феофил Александрийский, папа Иннокентий I, Рим, Константинополь, церковные течения, церковные соборы
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках проекта МК-1180.2019.6 «Христианские общины Балкан и Северного Причерноморья в системе межцерковной коммуникации конца IV – первой половины V вв.», осуществляемого при поддержке Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки российских молодых ученых и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации.
Получено14.05.2020
Дата публикации17.09.2020
Кол-во символов42902
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 1, всего просмотров: 1117

Оценка читателей: голосов 0

1. Древние жития святителя Иоанна Златоуста: тексты и комментарий. Пер., вступит. статья, коммент. А.С. Балаховской. М. 2007.

2. Banev, K. 2015: Theophilus of Alexandria and the First Origenist Controversy: Rhetoric and Power. Oxford.

3. Batiffol, P. 1938: Cathedra Petri: études d’histoire ancienne de l’Eglise. Paris.

4. Baur, Ch. 1960: John Chrysostom and His Time. Vol. II. Constantinople. Westminster.

5. Baynes, N.H. 1926: Alexandria and Constantinople: A study in ecclesiastical diplomacy. Journal of Egyptian Archaeology 12 (3/4), 145–156.

6. Брендле, Р. Иоанн Златоуст: проповедник, епископ, мученик. (Пер. Д. Бумажнова). М. 2008.

7. Caspar, E. 1930: Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Bd. I. Römische Kirche und Imperium Romanum. Tübingen.

8. Demougeot, É. 1954: À propos des interventions du pape Innocent Ier dans la politique séculière. Revue historique 212/1, 23–38.

9. Dunn, G.D. 2005a: Roman primacy in the correspondence between Innocent I and John Chrysostom. In: Giovanni Crisostomo. Oriente e Occidente tra IV e V secolo. XXXIII Incontro di studiosi dell'antichità Cristiana, Roma, 6–8 maggio 2004. Roma, 687–698.

10. Dunn, G.D. 2005b: The date of Innocent I’s Epistula 12 and the second exile of John Chrysostom. Greek, Roman and Byzantine Studies 45, 2, 155–170.

11. Dvornik, F. 1964: Byzance et la primauté romaine. Paris.

12. Elm, S. 1998: The dog that did not bark: doctrine and patriarchal authority in the conflict between Theophilus of Alexandria and John Chrysostom of Constantinople. In: L. Ayres, G. Jones (eds.), Christian Origins: Theology, Rhetoric and Community. London–New York, 68–93.

13. Guinot, J.-N. 2001: L’apôtre Pierre dans la tradition antiochienne. In: Pietro e Paolo: Il loro rapporto con Roma nelle testimonianze antiche: XXIX Incontro di studiosi dell'antichità cristiana, Roma, 4–6 maggio 2000. Roma, 509–541.

14. Iadanza, M. 2017: Il vescovo Emilio di Benevento e la delegazione inviata a Constantinopoli da Innocenzo I (405/406). La testimonianza di Palladio. In: Costellazioni geo-ecclesiali da Costantino a Giustiniano: dalle Chiese ‘principali’ alle Chiese patriarcali. XLIII Incontro di studiosi dell'Antichità Cristiana, Roma, 7–9 maggio 2015. Roma, 139–153.

15. Joannou, P.-P. 1962: Discipline générale antique (IVe–IXe s.). T. I. 1. Les canons des conciles oecuméniques. T. I. 2. Les canons des synodes particuliers. Grottaferrata.

16. Jugie, M. 1908: Saint Jean Chrysostome et la primauté de Saint Pierre. Echos d’Orient 11, 68, 5–15.

17. Kelly, J.N.D. 1995: Golden Mouth: The Story of John Chrysostom. Ascetic, Preacher, Bishop. Ithaca.

18. Kessler, S.Ch. 2001: Rom bei Johannes Chrysostomus: Petrus und Paulus als Motiv einer rhetorischen Idealisierung der Reichshauptstadt. In: Pietro e Paolo: Il loro rapporto con Roma nelle testimonianze antiche: XXIX Incontro di studiosi dell'antichità cristiana, Roma, 4–6 maggio 2000. Roma, 543–554.

19. Klug, S. 2014: Alexandria und Rom. Die Geschichte der Beziehungen zweier Kirchen in der Antike. Münster.

20. Liebeschuetz, J.H.W.G. 1985: The fall of John Chrysostom. Nottingham Medieval Studies 29, 1–31.

21. Liebeschuetz, J.H.W.G. 1990: Barbarians and Bishops: Army, Church and State in the Age of Arcadius and Chrysostom. Oxford.

22. Miranda, A. 2001: Roma città universale ed apostolica in s. Giovanni Crisostomo – un contrastato itinerario tra ostilità e idealizzazione. In: Pietro e Paolo: Il loro rapporto con Roma nelle testimonianze antiche: XXIX Incontro di studiosi dell'antichità cristiana, Roma, 4–6 maggio 2000. Roma, 555–565.

23. Ommeslaeghe, F. van 1977: Que vaut le témoignage de Pallade sur le procès de saint Jean Chrysostome? Analecta Bollandiana 95, 389–413.

24. Pietri, Ch. 1976: Roma Christiana. Recherches sur l’Eglise de Rome, son organisation, sa politique, son idéologie de Miltiade à Sixte III (311–440). Rome.

25. Reutter, U. 2009: Damasus, Bischof von Rom (366–384). Leben und Werk. Tübingen.

26. Russell, N. 2007: Theophilus of Alexandria. London–New York.

27. Sieben, H.-J. (Hrsg.) 2014–2015: Vetustissimae epistulae romanorum pontificum: Die ältesten Papstbriefe. Bd. II–III. Freiburg–Basel–Wien.

28. Tiersch, C. 2000: Johannes Chrysostomus in Konstantinopel (398–404): Weltsicht und Wirken eines Bischofs in der Hauptstadt des Oströmischen Reiches. Tübingen.

29. Wojtowytsch, M. 1981: Papsttum und Konzile von den Anfängen bis zu Leo I (440–461): Studien zur Entstehung der Überordnung des Papstes über Konzile. Stuttgart.

30. Захаров, Г.Е. Внешняя коммуникация и богословская традиция Римской Церкви в эпоху арианских споров. М. 2019.

31. Захаров, Г.Е. Феномен церковного течения в корпусе писем свт. Ва-силия Великого. Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви 89, 9–26. 2019.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх