BOLOGNA SYSTEM: WHY IS IT NOT SUITABLE AND WHAT CAN REPLACE IT?

 
PIIS181570410026372-4-1
DOI10.54884/S181570410026372-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: President
Affiliation: Herzen State Pedagogical University of Russia
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Head of the Humanities Chair of Institute of Medial Education
Affiliation: FSBE “Almazov National Medical Research Centre” of the Russian Ministry of Health Care
Address: Russian Federation
Journal nameMan and Education
Edition2 (75)
Pages9-14
Abstract

The article looks into the reasons of why the Bologna system in Russian higher education failed to take off. The main reason is argued to be the lack of a parallel additional system of professional education to complement the general higher education system. This complementarity principle is part of the Bologna Declaration, and it is implemented in all countries where the Bologna system is in use. The article draws attention to important differences in educational technologies applied in Russian or foreign universities, which complicate the graduates’ adaptation to the professional work in the unstable job market environment. The article proposes some principles which can underlie the efficient national system of higher education. 

KeywordsBologna system, general higher education, higher professional education, level system of education, education technologies
Received26.06.2023
Publication date11.08.2023
Number of characters12592
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В 2023 году исполняется 20 лет со дня подписания Российской Федерацией Болонской декларации. Этим актом наша страна приняла на себя обязательства присоединиться к общеевропейскому процессу по сближению образовательных систем различных стран с целью формирования единого общеевропейского образовательного пространства. Авторам довелось еще в 90-е годы и в первом десятилетии уже нового века сотрудничать со многими европейскими университетами и наблюдать, как непросто выстраивалось это общеевропейское пространство. Реальность была таковой, что практически каждая страна имела свою национальную систему образования, которая далеко не в полной мере соответствовала требованиям Болонской декларации, и переход на новые требования многими воспринимался достаточно болезненно. Однако процесс унификации проводился неуклонно, жестко контролировался Европейской комиссией. Сейчас в Европе целесообразность Болонской системы не подвергается сомнению и похоже, что поставленные там цели в основном достигнуты. Более того, многие страны Азии, Африки и Латинской Америки имеют схожее с Болонской системой образование, хотя и не входят в Европейский союз.
2 В нашей стране дела обстояли и обстоят сейчас несколько иначе. Как и во многих других странах, изначально у нас далеко не все приветствовали переход вузов на Болонскую систему. Однако в Европе критика ее достаточно быстро утихла и начался необходимый процесс устранения тех или иных выявляющихся недостатков. У нас же в настоящее время сложился полный консенсус в том, что переход на Болонскую систему не просто изменил, а существенно ухудшил перешедшую по наследству из Советского Союза систему подготовки специалистов для самых разных отраслей народного хозяйства. Об этом свидетельствуют вполне объективные данные, а не только мнения работодателей и общественности. Более того, вопрос о выходе из Болонской системы уже поставлен на уровне Президента страны [1]. Исходя из сказанного, авторы делают попытку проанализировать, в чем причина столь разительного отличия результатов перехода на Болонскую систему у нас и в Европе.
3 Результаты анализа. Советская система высшего образования, которая многими сейчас воспринимается чуть ли не идеальной, требовала обновления уже давно. Не случайно еще в конце 80-х годов прошлого века была объявлена реформа образования. В частности, была частично реформирована Академия педагогических наук СССР, которая в определенной степени несла ответственность за качество нашего образования [2].
4 В чем же проявлялись недостатки советской системы образования? Коснемся только высшего образования, которое, подчеркнем, было высшим профессиональным образованием. Однако это чрезвычайно важное обстоятельство не было учтено при переходе на Болонскую систему. У нас выпускников вузов всегда рассматривали и воспринимали как специалистов, готовых к соответствующей профессиональной деятельности. При этом у них не было большого практического опыта, но имелись свежие знания, полученные в вузе. Недостаток опыта частично компенсировался за счет длительных практик, часто на том же предприятии, куда выпускник в конечном итоге получал распределение. Однако в предсказуемости условий будущей трудовой деятельности крылась как сила, так и слабость советской системы высшего образования. Вся система вузовской подготовки исходила из уверенности, что мы знаем, в каких технологических и социально-экономических условиях будет работать выпускник вуза и готовили его к этому буквально с первого года обучения.

views: 154

Readers community rating: votes 0

1. Putin, V.V. Annual Address of the President of Russia to the Federal Assembly 21.02.2023. Available at: http://kremlin.ru/events/president/news/70565 (Aсcessed: 04 May 2023). (In Russ.)

2. Communist Party Central Committee Plenum. Materials of the Central Committee Plenum, 17–18 February 1988. Available at: https://inlnk.ru/n0aX3n (Aсcessed: 04 May 2023). (In Russ.)

3. Bordovsky, G.A., Sokolova, I.I. (1996) Changes in the market of education services in Russia and the new tasks of pedagogical universities. Annual EAIN 18th Forum. Budapest, p. 38.

4. Bordovsky, G.A. (ed.) (1995) Tertiary pedagogical education. St. Petersburg: Education. (In Russ.)

5. Bordovsky, G.A., Akulova, O.V., Kozyrev, V.A. et al. (2008) Federal state educational standards in pedagogical education for the public expertise and academic appraisal. A project. St. Petersburg: Herzen University. (In Russ.)

6. Federal Law № 273-ФЗ of 29.12.2012 (ed. of 17.02.2023) «On Education in the Russian Federation». Available at: https://zakonobobrazovanii.ru/ (Aсcessed: 04 May 2023). (In Russ.)

7. Sazonov, B.А. (2012) The graded rating systems of assessing knowledge and quality assurance in the training process. Higher Education in Russia, no 6, pp. 28–40. (In Russ.)

Система Orphus

Loading...
Up