БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА: ПОЧЕМУ НЕ ПОДХОДИТ И ЧЕМ ЕЕ ЗАМЕНИТЬ?

 
Код статьиS181570410026372-4-1
DOI10.54884/S181570410026372-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Президент
Аффилиация: РГПУ им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: заведующий кафедрой гуманитарных наук Института медицинского образования
Аффилиация: ФГБУ «НМИЦ им. В.А. Алмазова» Минздрава России
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (75)
Страницы9-14
Аннотация

Анализируются причины неудачной реализации Болонской системы в практике работы отечественной высшей школы. Отмечается, что главное обстоятельство состоит в том, что параллельно ей в России не выстроена дополнительная система профессионального образования на базе общего высшего образования, заложенного Болонской декларацией, которая в том или ином виде существует во всех странах, использующих Болонскую систему. Отмечаются и важные различия в образовательных технологиях в российских и зарубежных вузах, затрудняющих успешную адаптацию наших выпускников к практической работе в неопределенных рыночных условиях. Предлагаются некоторые принципы, на базе которых может быть построена эффективная национальная система отечественного высшего образования.

Ключевые словаБолонская система, высшее общее образование, высшее профессиональное образование, уровневая система образования, образовательные технологии
Получено26.06.2023
Дата публикации11.08.2023
Кол-во символов12592
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В 2023 году исполняется 20 лет со дня подписания Российской Федерацией Болонской декларации. Этим актом наша страна приняла на себя обязательства присоединиться к общеевропейскому процессу по сближению образовательных систем различных стран с целью формирования единого общеевропейского образовательного пространства. Авторам довелось еще в 90-е годы и в первом десятилетии уже нового века сотрудничать со многими европейскими университетами и наблюдать, как непросто выстраивалось это общеевропейское пространство. Реальность была таковой, что практически каждая страна имела свою национальную систему образования, которая далеко не в полной мере соответствовала требованиям Болонской декларации, и переход на новые требования многими воспринимался достаточно болезненно. Однако процесс унификации проводился неуклонно, жестко контролировался Европейской комиссией. Сейчас в Европе целесообразность Болонской системы не подвергается сомнению и похоже, что поставленные там цели в основном достигнуты. Более того, многие страны Азии, Африки и Латинской Америки имеют схожее с Болонской системой образование, хотя и не входят в Европейский союз.
2 В нашей стране дела обстояли и обстоят сейчас несколько иначе. Как и во многих других странах, изначально у нас далеко не все приветствовали переход вузов на Болонскую систему. Однако в Европе критика ее достаточно быстро утихла и начался необходимый процесс устранения тех или иных выявляющихся недостатков. У нас же в настоящее время сложился полный консенсус в том, что переход на Болонскую систему не просто изменил, а существенно ухудшил перешедшую по наследству из Советского Союза систему подготовки специалистов для самых разных отраслей народного хозяйства. Об этом свидетельствуют вполне объективные данные, а не только мнения работодателей и общественности. Более того, вопрос о выходе из Болонской системы уже поставлен на уровне Президента страны [1]. Исходя из сказанного, авторы делают попытку проанализировать, в чем причина столь разительного отличия результатов перехода на Болонскую систему у нас и в Европе.
3 Результаты анализа. Советская система высшего образования, которая многими сейчас воспринимается чуть ли не идеальной, требовала обновления уже давно. Не случайно еще в конце 80-х годов прошлого века была объявлена реформа образования. В частности, была частично реформирована Академия педагогических наук СССР, которая в определенной степени несла ответственность за качество нашего образования [2].
4 В чем же проявлялись недостатки советской системы образования? Коснемся только высшего образования, которое, подчеркнем, было высшим профессиональным образованием. Однако это чрезвычайно важное обстоятельство не было учтено при переходе на Болонскую систему. У нас выпускников вузов всегда рассматривали и воспринимали как специалистов, готовых к соответствующей профессиональной деятельности. При этом у них не было большого практического опыта, но имелись свежие знания, полученные в вузе. Недостаток опыта частично компенсировался за счет длительных практик, часто на том же предприятии, куда выпускник в конечном итоге получал распределение. Однако в предсказуемости условий будущей трудовой деятельности крылась как сила, так и слабость советской системы высшего образования. Вся система вузовской подготовки исходила из уверенности, что мы знаем, в каких технологических и социально-экономических условиях будет работать выпускник вуза и готовили его к этому буквально с первого года обучения.

всего просмотров: 112

Оценка читателей: голосов 0

1. Путин В.В. Ежегодное послание Президента РФ Федеральному Собранию 21.02.2023. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/70565 (дата обращения: 04.05.2023).

2. Пленум ЦК КПСС. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 17–18 февраля 1988 года. URL: https://inlnk.ru/n0aX3n (дата обращения: 04.05.2023).

3. Bordovsky G.A., Sokolova I.I. Changes in the market of education services in Russia and new tasks of pedagogical universities. Annual EAIN 18th Forum. Budapest, 1996. P. 38.

4. Многоуровневое педагогическое образование / под ред. Г.А. Бордовского. СПб.: Образование, 1995.

5. Бордовский Г.А., Акулова О.В., Козырев В.А. и др. Проект федеральных государственных образовательных стандартов по направлениям педагогического образования для общественной экспертизы и обсуждения в академическом сообществе. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 599 с.

6. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации». URL: https://zakonobobrazovanii.ru/ (дата обращения: 04.05.2023).

7. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса // Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 28–40.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх