Профессиональное развитие и воспитание будущего специалиста в условиях образовательно-производственного кластера

 
Код статьиS181570410023842-1-1
DOI10.54884/S181570410023842-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры профессионального образования; руководитель политехнического факультета
Аффилиация:
Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург, Гатчина
Должность: заместитель руководителя СПО по учебно-воспитательной работе
Аффилиация: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий
Адрес: Российская Федерация, Гатчина
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы107-116
Аннотация

В статье анализируется проблема актуализации процесса воспитания нравственных ориентиров, профессиональных стимулов, интересов, ценностей, а также формирование профессиональной компетенции современного специалиста, его профессиональной культуры, обеспечивающей высокое качество работы. Показано, что успешность социальной адаптации и конкурентоспособность специалиста на рынке труда обеспечивается в условиях реализации интегративных моделей сотрудничества образовательных и производственных организаций (кластеров), целью которых является повышение качества успешной реализации образовательных программ профессионального обучения будущих работников.

Ключевые словакачество, профессиональное воспитание, кластер, дуальное образование, наставничество
Получено27.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов20539
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Изменения в современном обществе приводят к тому, что профессиональное образование должно своевременно реагировать на динамично меняющиеся тенденции и требования общества, бизнеса и промышленности, предъявлять принципиально иные требования к организации и содержанию, отражать оптимальный уровень развития культуры и профессиональных качеств, ориентировать личность профессионала на современный рынок труда.
2 Эти требования относятся не только к процессу профессионального обучения, но и прежде всего к профессиональному воспитанию. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что образование «должно выполнять две фундаментальные задачи – передавать знания и воспитывать нравственного человека... именно нравственные устои определяют развитие общества во всех направлениях» [1].
3 Современный уровень развития общества, характеризующийся сложными социальными процессами, с большой остротой поставил проблему формирования личности молодого профессионального работника, который является непосредственным производителем материальных благ, важным ресурсом для совершенствования профессионального и культурного потенциала страны. Высокий уровень сформировавшейся личности молодого работника становится одним из условий устойчивого развития как производства, так и социальных отношений. Быстро меняющиеся производственные технологии, усиление их наукоемкости требуют от работника гибкой профессиональной адаптации, новой профессиональной психологии, нового уровня культуры.
4 Владение профессией в условиях рыночной экономики является одним из средств социальной защиты человека, его социального самоутверждения, самореализации и успешного предпринимательства. Конкурентоспособность современного сотрудника определяется не только широтой и качеством профессиональных знаний, но и его высокой профессиональной культурой, профессиональной подготовкой и профессиональными навыками. Соответственно, задачей и конечной целью образования на современном этапе развития общества в профессиональном образовании является формирование личности профессионала, субъекта профессиональной деятельности с развитыми чувствами порядочности, справедливости и самоуважения. Таким образом, профессиональное воспитание как часть общего образования личности ведет к развитию ее нравственности, духовности, пониманию человеком миссии своего существования.
5 Эти фундаментальные задачи достижимы в виде новых инновационных форм сотрудничества учреждений профессионального образования и их интеграции со сферами экономических и промышленных предприятий.
6 Интеграция в форме образовательно-производственного кластера обладает значительным потенциалом для реализации идей профессионального воспитания будущих специалистов, в частности обучающихся в системе СПО. Несмотря на значительный объем исследований кластерного подхода в развитии системы СПО [2], возможности реализации этого подхода в воспитательном аспекте рассмотрены в педагогической науке недостаточно. Данная проблема ставится в этой статье.

всего просмотров: 222

Оценка читателей: голосов 0

1. Концепция развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://ipk.bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.pdf. (дата обращения: 28.11.2022).

2. Белов В.И. Воспитание в непрерывной системе образования // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2003. № 2. С. 29-33.

3. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М.: Логос, 1999. 272 с.

4. Кучерова О.Е., Тарасова С.И., Анохина С.В. Профессиональное воспитание будущего специалиста в общей системе воспитательной работы организаций среднего профессионального образования // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2018. № 4. С. 63-72.

5. Системный, личностный, деятельностный подходы в педагогике [Электронный ресурс]. URL: https://algoritm-centr.ru/platonov/sistemnyi-lichnostnyi-deyatelnostnyi-podhody-v-pedagogike.html (дата обращения: 28.11.2022).

6. Портер М.Э. Международная конкуренция: Конкурентные преимущества стран. М.: Международные отношения, 1993. 895 c.

7. Карпов И.В. Образовательно-производственный кластер как форма социального партнерства (Миасская модель) // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. № 7. С. 32-35.

8. Смирнов А.В. Образовательные кластеры и инновационное обучение в вузе. Казань: РИЦ «Школа», 2010. 102 с.

9. Шамова Т.И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Народное образование. 2019. № 4. С. 101 – 104.

10. Серкова Г.Г. Дуальное обучение: проблемы, перспективы // Инновационное развитие профессионального образования. 2016. № 4 (12). С. 72–75.

11. Моштаков А.А. Дуальная и кластерная системы профессионального образования // Традиции и инновации в образовании: сборник статей юбилейной ХХ Международной научно-практической конференции. Посвящается 85-летию ЛОИРО / науч. ред. О.В. Ковальчук, В.П. Панасюк, А.Е. Марона. 2017. С. 164–170.

12. Марон А. Е., Резинкина Л.В. Эволюция теорий образования взрослых: от педагогики грамотности к практической андрагогике // Человек и образование. 2015. N 2(43). С. 9–13.

13. Колчина А.А., Педагогические условия организации воспитательной деятельности в современном вузе // Человек и образование. 2012. № 1 (30). С.142–144.

14. Старова Н.М. Компетентностный подход – конкретно-научный уровень методологии формирования профессионально-компетентностной культуры будущего специалиста // Вестник ЮУрГУ. 2010. № 36. С.24–32.

15. Фисенко Т.И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения [Электронный ресурс]. URL: http://psihdocs.ru/sistemno-deyatelenostnij-podhod-v-realizacii-standartov- novogo.html (дата обращения: 28.11.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх