Future Specialist’s Professional Development and Upbringing in the Frames of an Educational and Industrial Cluster

 
PIIS181570410023842-1-1
DOI10.54884/S181570410023842-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation:
State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
Leningrad Regional Institute of Education Development
Address: Russian Federation, St. Petersburg, Gatchina
Occupation: Deputy Head of STR for educational work
Affiliation: State Institute of Economics, Finance, Law and Technology
Address: Russian Federation, Gatchina
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages107-116
Abstract

The article analyzes the problem of actualization of the process of formation of moral guidelines, professional incentives, interests, values, as well as professional competence of a modern specialist, his professional culture, ensuring high quality of work, successful social adaptation and competitiveness in the labor market, in the context of the implementation of integration models of cooperation of educational and industrial organizations, the purpose of which is to ensure successful realization of vocational training for future employees.

Keywordsquality, professional education, cluster, dual education, mentoring
Received27.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters20539
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Изменения в современном обществе приводят к тому, что профессиональное образование должно своевременно реагировать на динамично меняющиеся тенденции и требования общества, бизнеса и промышленности, предъявлять принципиально иные требования к организации и содержанию, отражать оптимальный уровень развития культуры и профессиональных качеств, ориентировать личность профессионала на современный рынок труда.
2 Эти требования относятся не только к процессу профессионального обучения, но и прежде всего к профессиональному воспитанию. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Владимир Путин заявил, что образование «должно выполнять две фундаментальные задачи – передавать знания и воспитывать нравственного человека... именно нравственные устои определяют развитие общества во всех направлениях» [1].
3 Современный уровень развития общества, характеризующийся сложными социальными процессами, с большой остротой поставил проблему формирования личности молодого профессионального работника, который является непосредственным производителем материальных благ, важным ресурсом для совершенствования профессионального и культурного потенциала страны. Высокий уровень сформировавшейся личности молодого работника становится одним из условий устойчивого развития как производства, так и социальных отношений. Быстро меняющиеся производственные технологии, усиление их наукоемкости требуют от работника гибкой профессиональной адаптации, новой профессиональной психологии, нового уровня культуры.
4 Владение профессией в условиях рыночной экономики является одним из средств социальной защиты человека, его социального самоутверждения, самореализации и успешного предпринимательства. Конкурентоспособность современного сотрудника определяется не только широтой и качеством профессиональных знаний, но и его высокой профессиональной культурой, профессиональной подготовкой и профессиональными навыками. Соответственно, задачей и конечной целью образования на современном этапе развития общества в профессиональном образовании является формирование личности профессионала, субъекта профессиональной деятельности с развитыми чувствами порядочности, справедливости и самоуважения. Таким образом, профессиональное воспитание как часть общего образования личности ведет к развитию ее нравственности, духовности, пониманию человеком миссии своего существования.
5 Эти фундаментальные задачи достижимы в виде новых инновационных форм сотрудничества учреждений профессионального образования и их интеграции со сферами экономических и промышленных предприятий.
6 Интеграция в форме образовательно-производственного кластера обладает значительным потенциалом для реализации идей профессионального воспитания будущих специалистов, в частности обучающихся в системе СПО. Несмотря на значительный объем исследований кластерного подхода в развитии системы СПО [2], возможности реализации этого подхода в воспитательном аспекте рассмотрены в педагогической науке недостаточно. Данная проблема ставится в этой статье.

views: 220

Readers community rating: votes 0

1. Kontseptsiya razvitiya nepreryvnogo obrazovaniya vzroslykh v Rossijskoj Federatsii na period do 2025 goda [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://ipk.bspu.ru/sites/default/files/koncepciya_razvitiya_nepreryvnogo_obrazovaniya_vzroslyh.docx.pdf. (data obrascheniya: 28.11.2022).

2. Belov V.I. Vospitanie v nepreryvnoj sisteme obrazovaniya // Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesakh ustojchivogo razvitiya. 2003. № 2. S. 29-33.

3. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost'. Teoriya i praktika proektirovaniya pedagogicheskikh sistem. M.: Logos, 1999. 272 s.

4. Kucherova O.E., Tarasova S.I., Anokhina S.V. Professional'noe vospitanie buduschego spetsialista v obschej sisteme vospitatel'noj raboty organizatsij srednego professional'nogo obrazovaniya // Nauchnyj rezul'tat. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2018. № 4. S. 63-72.

5. Sistemnyj, lichnostnyj, deyatel'nostnyj podkhody v pedagogike [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://algoritm-centr.ru/platonov/sistemnyi-lichnostnyi-deyatelnostnyi-podhody-v-pedagogike.html (data obrascheniya: 28.11.2022).

6. Porter M.Eh. Mezhdunarodnaya konkurentsiya: Konkurentnye preimuschestva stran. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 1993. 895 c.

7. Karpov I.V. Obrazovatel'no-proizvodstvennyj klaster kak forma sotsial'nogo partnerstva (Miasskaya model') // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. 2014. № 7. S. 32-35.

8. Smirnov A.V. Obrazovatel'nye klastery i innovatsionnoe obuchenie v vuze. Kazan': RITs «Shkola», 2010. 102 s.

9. Shamova T.I. Klasternyj podkhod k razvitiyu obrazovatel'nykh sistem // Narodnoe obrazovanie. 2019. № 4. S. 101 – 104.

10. Serkova G.G. Dual'noe obuchenie: problemy, perspektivy // Innovatsionnoe razvitie professional'nogo obrazovaniya. 2016. № 4 (12). S. 72–75.

11. Moshtakov A.A. Dual'naya i klasternaya sistemy professional'nogo obrazovaniya // Traditsii i innovatsii v obrazovanii: sbornik statej yubilejnoj KhKh Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. Posvyaschaetsya 85-letiyu LOIRO / nauch. red. O.V. Koval'chuk, V.P. Panasyuk, A.E. Marona. 2017. S. 164–170.

12. Maron A. E., Rezinkina L.V. Ehvolyutsiya teorij obrazovaniya vzroslykh: ot pedagogiki gramotnosti k prakticheskoj andragogike // Chelovek i obrazovanie. 2015. N 2(43). S. 9–13.

13. Kolchina A.A., Pedagogicheskie usloviya organizatsii vospitatel'noj deyatel'nosti v sovremennom vuze // Chelovek i obrazovanie. 2012. № 1 (30). S.142–144.

14. Starova N.M. Kompetentnostnyj podkhod – konkretno-nauchnyj uroven' metodologii formirovaniya professional'no-kompetentnostnoj kul'tury buduschego spetsialista // Vestnik YuUrGU. 2010. № 36. S.24–32.

15. Fisenko T.I. Sistemno-deyatel'nostnyj podkhod v realizatsii standartov novogo pokoleniya [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://psihdocs.ru/sistemno-deyatelenostnij-podhod-v-realizacii-standartov- novogo.html (data obrascheniya: 28.11.2022).

Система Orphus

Loading...
Up