Технология обучения студентов СПО ответственному предпринимательству

 
Код статьиS181570410023828-5-1
DOI10.54884/S181570410023828-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: заместитель директора по общим вопросам
Аффилиация: Академия индустрии красоты «ЛОКОН»
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 4 (73)
Страницы98-106
Аннотация

Перед современным образованием стоит задача воспитать специалистов, которые будут не только заботиться о получении прибыли, но и чувствовать ответственность перед обществом и государством, стремиться улучшить отечественную экономику. В статье обоснованы возможности современной профессиональной образовательной организации для формирования у студентов СПО предпринимательских качеств, воспитания у них социальной ответственности, гражданской позиции и патриотизма. Описаны условия подготовки специалистов, обладающих качествами успешных предпринимателей со сформированными морально-ценностными установками гражданской и патриотической направленности, что способствует повышению их конкурентоспособности и востребованности на рынке труда. Для этого в ход образовательного процесса встроена система ориентирования студентов на социально значимый аспект своей будущей деятельности, наполняющая содержание соответствующим контекстом, использующая современные ресурсы, в том числе цифровые. Показано, что особое внимание должно быть уделено деятельностному проявлению формируемых деловых и личностных качеств в реальной практике. 

Ключевые словапредпринимательство, предпринимательские качества, СПО, профессиональная образовательная организация, самозанятость, социальная ответственность, гражданская позиция, патриотизм
Получено26.12.2022
Дата публикации25.01.2023
Кол-во символов17476
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В современных условиях все чаще поднимается вопрос о подготовке квалифицированного специалиста в системе среднего профессионального образования с определенными личностными и деловыми качествами, с конкретными морально-ценностными установками гражданско-патриотической направленности. Необходимо сформировать у студентов осознание связи своего будущего с Родиной, желание и потребность в инвестировании новых предприятий, создании рабочих мест, развитии туристической инфраструктуры, что является объективной реакцией на современную действительность. Сегодняшние выпускники системы СПО будут поддерживать школы, университеты, здравоохранение, социальную сферу, культуру, спорт и другие социально-общественные объекты [1].
2 В качестве одной из основных тенденций в развитии экономики выделена помощь предпринимательским инициативам, которая будет способствовать ускорению производительных темпов в результате применения инновационных возможностей и подготовке конкурентоспособных специалистов. Все это акцентирует внимание на востребованности кадров нового формата, способных разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты, интегрирующие социальную, экологическую и экономическую сферы на вопросы, связанные с качеством жизни [2].
3 Анализ исследований и форсайт-сессий, которые в течение последних 5 лет проводят крупные компании (HeadHunter, Rabota.ru, Job, SuperJob и др.) и государственные организации с целью выявления востребованных компетенций и предпочтительных качеств кадров, позволил установить, что работодатели считают необходимостью переориентировать мышление сотрудников на предпринимательское, т.е. всестороннее, стратегическое, гибкое. В бизнес-сообществе появился новый термин – «внутреннее предпринимательство». Под внутренним предпринимательством подразумевается поддержка компаниями тех предприимчивых сотрудников, которые разрабатывают собственные проекты в рамках интересов работодателя. Наемный работник проявляет предпринимательские качества, его проект развивается и реализуется с помощью ресурсов и финансовых средств работодателя. Такая деятельность окупается многократно, способствуя росту компании, укреплению ее корпоративной культуры и развитию активности кадров. Доказано, что корпорации с предприимчивыми сотрудниками имеют преимущества на рынке труда: от более высокой мотивации и внутрифирменного повышения квалификации работников до снижения затрат, роста инновационных предложений и быстрого выпуска продуктов и услуг [3].
4 Такая форма предпринимательской деятельности, как самозанятость, показала свою востребованность, особенно в период пандемии, когда предпринимательство перешло в категорию массового явления.
5 Актуальность заявленной проблемы подтверждается аналитическими данными форсайт-сессии, согласно которым менее 37% выпускников, принятых на работу, соответствуют запросам работодателей. Представители предпринимательского сообщества отмечают не столько непрофессиональный уровень специалистов, выходящих из стен образовательных учреждений, сколько низкую способность к адаптации, неинициативность и несформированность soft skills [4]. Данный факт подтверждается исследованиями крупных компаний и корпораций, проводимыми в течение последних 5 лет. Опрос, проведенный в популярных российских компаниях интернет-рекрутменов HeadHunter, Rabota.ru, Job, SuperJob, показал, какие предпринимательские компетенции будут котироваться на рынке труда. Их взгляды сводятся к тому, что для осуществления корпоративных проектов надлежит перенацелить мышление сотрудников на предпринимательское, т.е. всестороннее, стратегическое.

всего просмотров: 193

Оценка читателей: голосов 0

1. Материалы XXV Петербургского международного экономического форума 17 июня 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/17/06/2022/ 62ac83369a7947c34da62329 (дата обращения: 25.08.2022).

2. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Министерством экономического развития Российской Федерации, 2022 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190 (дата обращения: 25.08.2022).

3. Холявка А. Что такое внутреннее предпринимательство и зачем оно корпорациям: пять кейсов от лидеров рынка [Электронный ресурс] // RB.RU. 2021. URL: https://rb.ru/longread/intrapreneurship/ (дата обращения: 25.08.2022).

4. Нагимова Н.И., Фахретдинова М.А. Развитие soft skills как ресурс формирования предпринимательских компетенций обучающихся профессиональных образовательных организаций // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 6. С. 82–87.

5. Гражданский кодекс РФ, часть первая (принят Государственной думой 21.10.1994) // Собр. Законодательства РФ. 2017. С. 609.

6. Глушко Д.Е., Демин В.М., Уразов Р.Н. Из 2020 в 2030: новая стратегия развития СПО [Электронный ресурс] // Аккредитация в образовании. 2020. № 6(122). URL: https://akvobr.ru/new/publications/158 (дата обращения: 25.09.2022).

7. Доклад о целях в области устойчивого развития, 2020 год [Электронный ресурс] / ООН. The-Sustainable-Development-Goals-Report-2020_Russian URL://unstats.un.org/sdgs/report/2020/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2020_Russian.pdf (дата обращения: 25.08.2022).

8. Меркулов П.А. Молодежное предпринимательство как фактор устойчивого социально-экономического роста // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. № 12. С. 43-51.

9. Акимова Т.Н. Воспитание социальной активности школьников в условиях актуализации историко-героических традиций города-героя // Человек и образование. 2019. № 2. С. 35-41.

10. Певзнер М.Н., Петряков П.А. Межпоколенные взаимодействия в территориальных детско-взрослых сообществах // Вестник НовГУ. 2017. № 93. С. 82-87.

11. Шерайзина Р.М., Александрова М.В., Зиновьева С.Д. Межпоколенные отношения и продуктивное взаимодействие субъектов территориальных детско-взрослых сообществ // Развитие детско-взрослых сообществ в условиях многообразия: сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции (Великий Новгород, 24-25 апреля 2017 г. Великий Новгород, 2017 (71). 465 с.

12. Хлебова Ю. М. Просоциальная активность личности // Молодой ученый. 2020. № 15 (305). С. 275-276.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх