Technology of Teaching Responsible Entrepreneurship to Secondary Vocational Education Students

 
PIIS181570410023828-5-1
DOI10.54884/S181570410023828-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: St. Petersburg State University of Industrial Technologies and Design
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Deputy Director for General Affairs
Affiliation: Academy of Beauty Industry "LOCON"
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (73)
Pages98-106
Abstract

Modern education is faced with the task of educating specialists who will not only make a profit, but also feel responsible for the society and the state, and strive to improve the domestic economy. The article substantiates the possibilities of a modern professional educational organization for the formation of entrepreneurial qualities, social responsibility, citizenship and patriotism in students of vocational education. The conditions of training specialists who possess qualities of successful entrepreneurs with developed moral and value attitudes of civil and patriotic orientation are described, which contributes to increasing their competitiveness and demand in the labor market. For this purpose a system of orientation of students to a socially significant aspect of their future activities is included into the course of the educational process, filling the content with the appropriate context, using modern resources, including digital ones. It is shown that special attention should be paid to the activity-based manifestation of business and personal qualities developed in real practice.

Keywordsеntrepreneurship, entrepreneurial qualities, vocational education, professional educational organization, self-employment, social responsibility, citizenship, patriotism
Received26.12.2022
Publication date25.01.2023
Number of characters17476
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В современных условиях все чаще поднимается вопрос о подготовке квалифицированного специалиста в системе среднего профессионального образования с определенными личностными и деловыми качествами, с конкретными морально-ценностными установками гражданско-патриотической направленности. Необходимо сформировать у студентов осознание связи своего будущего с Родиной, желание и потребность в инвестировании новых предприятий, создании рабочих мест, развитии туристической инфраструктуры, что является объективной реакцией на современную действительность. Сегодняшние выпускники системы СПО будут поддерживать школы, университеты, здравоохранение, социальную сферу, культуру, спорт и другие социально-общественные объекты [1].
2 В качестве одной из основных тенденций в развитии экономики выделена помощь предпринимательским инициативам, которая будет способствовать ускорению производительных темпов в результате применения инновационных возможностей и подготовке конкурентоспособных специалистов. Все это акцентирует внимание на востребованности кадров нового формата, способных разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты, интегрирующие социальную, экологическую и экономическую сферы на вопросы, связанные с качеством жизни [2].
3 Анализ исследований и форсайт-сессий, которые в течение последних 5 лет проводят крупные компании (HeadHunter, Rabota.ru, Job, SuperJob и др.) и государственные организации с целью выявления востребованных компетенций и предпочтительных качеств кадров, позволил установить, что работодатели считают необходимостью переориентировать мышление сотрудников на предпринимательское, т.е. всестороннее, стратегическое, гибкое. В бизнес-сообществе появился новый термин – «внутреннее предпринимательство». Под внутренним предпринимательством подразумевается поддержка компаниями тех предприимчивых сотрудников, которые разрабатывают собственные проекты в рамках интересов работодателя. Наемный работник проявляет предпринимательские качества, его проект развивается и реализуется с помощью ресурсов и финансовых средств работодателя. Такая деятельность окупается многократно, способствуя росту компании, укреплению ее корпоративной культуры и развитию активности кадров. Доказано, что корпорации с предприимчивыми сотрудниками имеют преимущества на рынке труда: от более высокой мотивации и внутрифирменного повышения квалификации работников до снижения затрат, роста инновационных предложений и быстрого выпуска продуктов и услуг [3].
4 Такая форма предпринимательской деятельности, как самозанятость, показала свою востребованность, особенно в период пандемии, когда предпринимательство перешло в категорию массового явления.
5 Актуальность заявленной проблемы подтверждается аналитическими данными форсайт-сессии, согласно которым менее 37% выпускников, принятых на работу, соответствуют запросам работодателей. Представители предпринимательского сообщества отмечают не столько непрофессиональный уровень специалистов, выходящих из стен образовательных учреждений, сколько низкую способность к адаптации, неинициативность и несформированность soft skills [4]. Данный факт подтверждается исследованиями крупных компаний и корпораций, проводимыми в течение последних 5 лет. Опрос, проведенный в популярных российских компаниях интернет-рекрутменов HeadHunter, Rabota.ru, Job, SuperJob, показал, какие предпринимательские компетенции будут котироваться на рынке труда. Их взгляды сводятся к тому, что для осуществления корпоративных проектов надлежит перенацелить мышление сотрудников на предпринимательское, т.е. всестороннее, стратегическое.

views: 189

Readers community rating: votes 0

1. Materialy XXV Peterburgskogo mezhdunarodnogo ehkonomicheskogo foruma 17 iyunya 2022 g. [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.rbc.ru/business/17/06/2022/ 62ac83369a7947c34da62329 (data obrascheniya: 25.08.2022).

2. Prognoz dolgosrochnogo sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2030 goda (razrabotan Ministerstvom ehkonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii, 2022 g.) [Ehlektronnyj resurs]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144190 (data obrascheniya: 25.08.2022).

3. Kholyavka A. Chto takoe vnutrennee predprinimatel'stvo i zachem ono korporatsiyam: pyat' kejsov ot liderov rynka [Ehlektronnyj resurs] // RB.RU. 2021. URL: https://rb.ru/longread/intrapreneurship/ (data obrascheniya: 25.08.2022).

4. Nagimova N.I., Fakhretdinova M.A. Razvitie soft skills kak resurs formirovaniya predprinimatel'skikh kompetentsij obuchayuschikhsya professional'nykh obrazovatel'nykh organizatsij // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018. № 6. S. 82–87.

5. Grazhdanskij kodeks RF, chast' pervaya (prinyat Gosudarstvennoj dumoj 21.10.1994) // Sobr. Zakonodatel'stva RF. 2017. S. 609.

6. Glushko D.E., Demin V.M., Urazov R.N. Iz 2020 v 2030: novaya strategiya razvitiya SPO [Ehlektronnyj resurs] // Akkreditatsiya v obrazovanii. 2020. № 6(122). URL: https://akvobr.ru/new/publications/158 (data obrascheniya: 25.09.2022).

7. Doklad o tselyakh v oblasti ustojchivogo razvitiya, 2020 god [Ehlektronnyj resurs] / OON. The-Sustainable-Development-Goals-Report-2020_Russian URL://unstats.un.org/sdgs/report/2020/The-Sustainable-Development-Goals-Report-2020_Russian.pdf (data obrascheniya: 25.08.2022).

8. Merkulov P.A. Molodezhnoe predprinimatel'stvo kak faktor ustojchivogo sotsial'no-ehkonomicheskogo rosta // Srednerusskij vestnik obschestvennykh nauk. 2017. № 12. S. 43-51.

9. Akimova T.N. Vospitanie sotsial'noj aktivnosti shkol'nikov v usloviyakh aktualizatsii istoriko-geroicheskikh traditsij goroda-geroya // Chelovek i obrazovanie. 2019. № 2. S. 35-41.

10. Pevzner M.N., Petryakov P.A. Mezhpokolennye vzaimodejstviya v territorial'nykh detsko-vzroslykh soobschestvakh // Vestnik NovGU. 2017. № 93. S. 82-87.

11. Sherajzina R.M., Aleksandrova M.V., Zinov'eva S.D. Mezhpokolennye otnosheniya i produktivnoe vzaimodejstvie sub'ektov territorial'nykh detsko-vzroslykh soobschestv // Razvitie detsko-vzroslykh soobschestv v usloviyakh mnogoobraziya: sbornik statej po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii (Velikij Novgorod, 24-25 aprelya 2017 g. Velikij Novgorod, 2017 (71). 465 s.

12. Khlebova Yu. M. Prosotsial'naya aktivnost' lichnosti // Molodoj uchenyj. 2020. № 15 (305). S. 275-276.

Система Orphus

Loading...
Up