Дзукия как этнографический регион Литвы: конструирование, стереотипы, маркеры идентичности

 
Код статьиS221979310018328-3-1
DOI10.37490/S221979310018328-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Национальная академия наук Беларуси
Адрес: Белоруссия, Минск
Название журналаПсковский регионологический журнал
ВыпускТом 18. №1 /2022
Страницы56-74
Аннотация

В статье рассматривается самый близкий в географическом, историческом, языковом и культурном отношении к соседним славянским территориям этнографический регион Литвы — Дзукия, концептуализация и признание которого произошли сравнительно недавно.

Научная новизна исследования заключается в трактовке этнографического региона, прежде всего, как символического конструкта, призванного связывать и объединять людей на основании языковых и культурных маркеров их региональной идентичности.

В результате исследования охарактеризованы ключевые принципы выделения этнографического региона Дзукии, основанные как на внешних («объективных»), так и на внутренних («субъективных») дифференциальных признаках. Определяющую роль в конструировании идентичности литовцев-дзуков сыграла характерная особенность их говора — «дзуканье», лежащее в основе их номинации и стереотипизации. К декларируемым маркерам отличительности дзуков относятся также приписываемые им «архаические» элементы традиционной культуры, которые в наше время существуют преимущественно в дискурсе, а не в реальной жизни.

Ключевые словаэтнографический регион, идентичность, стереотипы, этнокультурные маркеры, Дзукия, Литва
Получено21.01.2022
Дата публикации28.04.2022
Кол-во символов33393
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. На основании различий в этнической культуре и языке в наше время принято выделять пять этнографических регионов Литвы – Аукштайтию, Жемайтию, Сувалкию, Дзукию и Малую Литву. Пожалуй, одну из самых глубоких эпистемологических проблем для ученых в их попытках определить четкие границы этих регионов представляет Дзукия (лит. Dzūkija), складывание специфических характерных черт в традиционной культуре которой принято связывать со «славянским влиянием». Более того, именно из-за «нелитовского» населения, компактно населяющего окрестности Вильнюса, географические очертания и контуры этого региона оказываются весьма нюансированными, размытыми и неопределенными. Однако это нисколько не мешает позиционировать и активно продвигать его как один из наиболее самобытных и легко узнаваемых этнографических регионов Литвы. И неважно, что еще в ХIX веке Дзукии, как таковой, по сути не существовало.
2 Цель данной статьи – охарактеризовать основные принципы конструирования Дзукии как этнографического региона Литвы, а также рассмотреть стереотипы и этнокультурные маркеры литовцев-дзуков, определяющие символические границы их идентичности.
3 Изученность проблемы. Всестороннее изучение локально-регионального разнообразия этнической культуры является одним из приоритетных направлений современной литовской этнологии. Сложно назвать исследователя, изучавшего те или иные реалии этнической культуры литовцев и не пытавшегося, так или иначе, «вписать» их в уже существующую этнорегиональную классификацию. Ее теоритическая разработка и концептуализация началась еще в советский период, когда этнографы С. Цимерманис и В. Моркунас научно обосновали и предложили схему «историко-этнографического районирования Латвии и Литвы второй половины XIX века» [11, с. 10].
4 В наше время разработкой методологии выделения и описания этнографических регионов Литвы как отдельной научной проблематикой активно занимаются П. Кальнюс [20–22], Ж. Шакнис [38; 39], В. Туменас [40], А. Рагаускайте [31; 32]. Анализу явлений традиционной культуры Аукштайтии, Жемайтии, Сувалкии, Малой Литвы и Дзукии посвящены многочисленные статьи, отдельные сборники и обобщающие коллективные монографии [25–27]. Однако исследования проблемы идентичности различных этнографических групп литовцев как своеобразного социального конструкта, а не «культурной данности», практически не проводились 1. 1. В качестве исключения необходимо назвать статью В. Савонякайте, которая одной из первых в литовской этнологии предложила рассматривать этнографический регион, прежде всего, как подверженное постоянным изменениям социальное, а не физическое пространство [37, p. 21–24].
5 Методика исследования. Теоретической базой исследования послужили идеи П. Бурдье, согласно которому любой регион в первую очередь следует рассматривать как продукт акта классификации [2, с. 48–49]. Исходя из этой логики, этнографический регион начинается тогда, когда он начинает интересовать этнографов, т. е. по сути можно говорить о его формальном изобретении (в том смысле, как этот процесс понимал Э. Хобсбаум [17, p. 4–7]).

всего просмотров: 512

Оценка читателей: голосов 0

1. Бартминьский Е. Языковой образ мира: очерки по этнолингвистике. Пер. с польск. М.: «Индрик», 2005. 528 с.

2. Бурдье П. Идентичность и репрезентация: элементы критической рефлексии идеи «региона» // Ab Imperio. 2002. № 3. C. 45–60.

3. Внуковіч Ю. І. Вынаходніцтва этнаграфічных рэгіёнаў Беларусі і Літвы: параўнальная характарыстыка // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия А. Гуманитарные науки. 2021. № 1. С. 37–49.

4. Вольтер Э. Об этнографической поездке по Литве и Жмуди летом 1887 года // Приложение к ХVI тому Записок Императорской Академии Наук. СПб., 1887. № 5. С. 1–158.

5. Историко-этнографический атлас Прибалтики / Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР и др.; Редкол.: Л. Терентьева (гл. ред.) и др. Вильнюс, 1985. Т. 1. Земледелие / Под ред.: М. Рабинович (отв. ред.) и др. 140 с.

6. Историко-этнографический атлас Прибалтики / Редкол.: Л. Н. Терентьева (гл. ред.) и др.; Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР и др. Рига, 1986. Одежда / М. К. Слава, А. А. Воолмаа, Э. В. Вундер, А. Ф. Кярнер, Э. Т. Астель, К. К. Конзин, М. К. Милювене, В. И. Куликаускене; Под ред. Г. С. Масловой (отв. ред.) и др.; Ин-т этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, Ин-т истории АН ЛатвССР, Ин-т истории АН ЛитССР, Ин-т истории АН ЭССР, Гос. этнограф. музей ЭССР. 173 с.

7. Коряков Ю. Б. Карты балтийских языков. 5. Литовский язык // Языки мира: Балтийские языки. М.: Academia, 2006. C. 221.

8. Лескинен М. В. Великоросс / великорус. Из истории конструирования этничности. Век XIX. М.: Индрик, 2016. 680 с.

9. Меркене Р. О влиянии административно-территориального деления на специфику этнографических областей Литвы // Проблемы этнической истории балтов: тезисы докладов межресп. науч. конф. / АН Латвийской ССР, Ин-т истории; редкол.: И. Э. Ронис (отв. ред.) [и др.]. Рига, 1985. С. 135–138.

10. Терешкович П. В. Конструирование идентичностей населения западной части Белорусского Полесья // Свои и чужие. Метаморфозы идентичности на востоке и западе Европы / В. В. Амелин, Я. Беван, Е. Веттер и др.; Под ред. Е. И. Филипповой и К. Ле Торривеллека. М., 2018. С. 247–270.

11. Цимерманис С. Я., Моркунас В. И. Об историко-этнографических областях в Латвии и Литве во второй половине XIX в. // Этнографические и лингвистические аспекты этнической истории балтских народов / АН Латвийской ССР, Ин-т истории; редкол.: М. Рудзите, М. Слава, С. Цимерманис (отв. ред.). Рига, 1980. С. 9–45.

12. Цітоў В. С. Панямонне // Народная культура Беларусі. Энцыкл. давед. / Пад агул. рэд. В. С. Цітова. Мінск, 2002. С. 288–291.

13. Эркерт Р. Ф. Взгляд на историю и этнографию западных губерний России (с атласом). СПб.: В тип. Дома Призрения Малолетних Бедных, 1864. 72 с.

14. Эркерт Р. Ф. Этнографический Атлас западнорусских губерний и соседних областей. СПб., 1863. 28 с.

15. Baudouin de Courtenay-Ehrenkreutzowa C. Kilka uwag i wiadomości o etnografji Województwa Wileńskiego // Wilno i ziemia Wileńska. Wilno, 1930. T. 1. S. 173–218.

16. Basanavičius J. Etnologiškos smulkmenos. Tilžė: Spaustuvėje Otto von Mauderodes, 1893. 32 p.

17. Hobsbawm E. Introduction: Inventing Traditions // The Invention of Tradition. Edited by E. Hobsbawm and T. Ranger. Twelfth printing. Cambridge University Press, 2004. P. 1–14.

18. Dzukas. Isz Dzukijos // Varpas. 1889. Nr. 10. P. 157.

19. Jonas Jr. Gudai ir Lietuviai. Etnografiškas piešinėlis (Atspauda iš „Tevynes“). Wilkes-Barre, Pa.: Spaustuvėje „S.L.A.“, 1900. 30 p.

20. Kalnius P. Etnografinė Dzūkija // Lietuvos etnologijos ir anropologijos enciklopedija / sudarė V. Savoniakaitė. Vilnius, 2011. P. 98–104.

21. Kalnius P. „Kitokie“ tarp „savų“: Lietuvos etnografinių grupių stereotipai // Lietuvos etnologija: socialinės antropologijos ir etnologijos studijos. 2002. Nr. 2(11). P. 23–52.

22. Kalnius P. Vilnius ir jo apylinkės lietuvių etnografinėjė tipologijoje // Vilniaus istorijos metraštis. 2007. T. I. P. 163–177.

23. Krėvė V. Dainavos šalies senų žmonių padavimai. Vilnius: M. Kuktos spaustuvė, 1912. 158 p.

24. Kviklys B. Vilnija (Pietryčių Aukštaitija) // Mūsų Lietuva: krašto vietovių istoriniai, geografiniai, etnografiniai bruožai: 4 t. / B. Kviklys. Boston (Mass.), 1964. Т. 1. P. 69–80.

25. Lietuvos kultūra: Aukštaitijos papročiai / R. Paukštytė-Šaknienė, V. Savoniakaitė, Ž. Šaknys, I. Šidiškienė; [sudarytojas Ž. Šaknys]; Lietuvos istorijos institutas. Vilnius: Lietuvos istorijos instituto leidykla, 2007. 216 p.

26. Lietuvos kultūra: Dzūkijos ir Suvalkijos papročiai / R. Paukštytė-Šaknienė, V. Savoniakitė, Ž. Šaknys, I. Šidiškienė; [sudarytojas Ž. Šaknys]; Lietuvos istorijos institutas. Vilnius: Lietuvos istorijos institutas, 2009. 194 p.

27. Lietuvos kultūra: Mažosios Lietuvos ir Žemaitijos papročiai / R. Paukštytė-Šaknienė, V. Savoniakitė, Ž. Šaknys, I. Šidiškienė; sudarytojas Ž. Šaknys; Lietuvos istorijos institutas. Vilnius: Lietuvos istorijos instituto leidykla, 2012. 244 p.

28. Połujański A. Wędrówki po gubernji augustowskiéj w celu naukowym odbyte. Warszawa, 1859. 450 s.

29. Radziukinas J. Dzuki // Wisła: miesięcznik gieograficzno-etnograficzny. T. 14, z. 1. 1900. S. 42–54.

30. Radziukynas J. Dzukai // Dirva-Žinynas. 1904. Nr. 2. P. 78–92.

31. Ragauskaitė A., Daugirdas V. Dzūkijos kultūrinis regionas // Geografijos metraštis. 2010–2011. Nr. 43–44. P. 16–28.

32. Ragauskaitė A. Lietuvos etnokultūrinis regionavimas. Vilnius: Vilniaus universiteto leidykla, 2019. 192 p.

33. Redakcija. Kam leidžiamas „Dzūkas“? // Dzūkas. 1927. Nr. 1. P. 1.

34. Rudzis M. Vilniaus krašto dzūkų būrtai, patarlės, mįslės ir žaidymai // Lietuvių tauta: Lietuvių Moklso Draugijos raštai. Vilnius, 1923. Kn. 3, d. 2 (1920–1922). P. 456–462.

35. Salys A. Kelios pastabos tarmių istorijai // Archivum Philologicum. Kaunas, 1933. T. 4. P. 21–34.

36. Salys A. Raštai. T. IV: Lietuvių kalbos tarmės. Roma: Lietuvių Katalikų Mokslo Akademija Raštai, 1992. 373 p.

37. Savoniakaitė V. Įvadas. Tapatybė erdvėje ir laike: kintantys regionai // Lietuvos etnologija: socialinės antropologijos ir etnologijos studijos. 2007. № 7(16). P. 19–37.

38. Šaknys Ž. Etnografiniai regionai Lietuvoje: šiuolaikinio jaunimo požiūris // Tautosakos darbai. 2012. XLIII. P. 126–142.

39. Šaknys Ž. Vilniaus kraštas: etnografinio ir istorinio regiono dermė? // Res Humaniriae. XXVII. 2020. P. 28–43. DOI: http://dx.doi.org/10.15181/rh.v27i0.2157.

40. Tumėnas V. Konvencionalūs, klasifikaciniai ir interpretaciniai regioninės tapatybės aspektai ir sąsajos su tautodaile // Lietuvos etnologija: socialinės antropologijos ir etnologijos studijos. 2007. № 7 (16). P. 125–156.

41. Zinkevičius Z. Lietuvių dialektologija: lyginamoji tarmių fonetika ir morfologija. Vilnius: Leidykla “Mintis”, 1966. 540 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх