Formation of the Theory of Education and Development of Scientific Knowledge in Azerbaijan in the Second Half of the 19th Century and Beginning of the 20th Century

 
PIIS181570410023270-2-1
DOI10.54884/S181570410023270-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Pedagogy of Primary Education
Affiliation: Azerbaijan State Pedagogical University
Address: Azerbaijan, Baku
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (72)
Pages179-184
Abstract

The article discusses the process of formation of the theory of education and development of scientific knowledge in Azerbaijan in the second half of the 19th - early 20th centuries. The contribution of the Azerbaijani intelligentsia, educators to the development of the new content of the theory of education, the formation of new theoretical ideas is analyzed. The role of Azerbaijani scientists-enlighteners is considered, as well as the influence of Azerbaijani culture on the formation of new democratic trends in the theory of upbringing and education. Various ideological directions are presented that influenced the development of the theory of education and the development of scientific knowledge in the second half of the 19th - early 20th centuries. One of the significant issues of the era of the national revival of Azerbaijan is raised - the issue of women's education. It is concluded that the upbringing of national self-consciousness and patriotism was one of the main tasks solved by the bearers of new ideas in the field of education and upbringing in the second half of the 19th - early 20th centuries.

Keywordstheory of education, national education and upbringing, Azerbaijani scientists-enlighteners, women's education
Received24.11.2022
Publication date08.12.2022
Number of characters13238
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В статье рассматривается эпоха подъема национальной культуры Азербайджана, начавшаяся в первой половине XIX века и связанная с именами первых азербайджанских интеллектуалов А. Бакыханова [1], М.Ш. Вазе и И. Гутгашинли. В середине XIX века этот подъем нашел отражение в творчестве М.Ф. Ахундова, в 70-х годах XIX века – Г. Зардаби [3] и сотрудников издаваемой им газеты «Акинчи» [2]. В последние десятилетия века волна подъема усилилась и стала более разнообразной. Большой вклад в начале ХХ века внесли мыслители, народные деятели, подвижники науки и образования и другие представители национальной культуры страны – Мухаммадага Шахтаглы, Али бек Гусейнзаде, Ахмед бек Агаев, Джалил Мамедгулузаде, Мухаммад Амин Расулзаде, Мирза Алекпер Сабир, Султан Меджид Ганизаде, Узеир Гаджибеков, Нариман Нариманов, Наджаф бек Вазиров, Абдуррахим бек Хагвердиев, Омар Фаиг Неманзаде, Мухаммад Хади, Юсиф Вазир Чаманзаминли, Гусейн Джавид, Гафур Рашад Мирзазаде, Абдулла Шаик, Аббас Саххат и др. [4]. Они явились создателями и идеологами теории образования и воспитания того времени, заложили основы концепции национального образования, ценной как для того времени, так и для современности [6]. Многие аспекты их достижений в этой области отмечают наши ученые-педагоги Мехди Мехдизаде, Ахмед Сеидов, Гусейн Ахмедов, Аждар Агаев [9], Амир Тагиев, Айюб Тагиев, Панджали Аллахредиоглуну, Фаррух Рустамов, Руфат Гусейнзаде, Фикрет Сеидов, Ирамин Исаев, Адалат Джалилов, Бахруз Насиров, Сахила Оруджева, Севиндж Азимова, Акбар Абдулов, Нариман Халилов, Гюнель Мамедова, Севиндж Намазова и другие.
2 Несмотря на успешную работу и эффективные исследования, в этой области есть и пробелы. Возникает необходимость всестороннего и систематического изучения теории образования и воспитания того временного периода, который существенным образом отличался просветительскими взглядами ученых-педагогов. Просветительское движение способствовало созданию независимого государства и научного сообщества, явилось стимулом для развития первых исследований в истории педагогической мысли Азербайджана, поставив целью всесторонне и фундаментально проанализировать педагогическую теорию целой исторической эпохи [5].
3 Методы исследования. Представлен анализ состояния исследований в области просветительства в Азербайджане. Использованы теоретические методы исследовательской деятельности: контент-анализ педагогической литературы по теме исследования, историко-сравнительный метод, индуктивный и дедуктивный метод, метод анализа-композиции, изучение архивных документов, обобщение опыта просветительства и наставничества.
4 Результаты исследования. В конце XIX – начале ХХ века азербайджанская интеллигенция внесла ценный вклад в развитие теории образования и воспитания, выдвинув новые идеи и направления, определила ее новое содержание. Можно назвать ряд факторов, определяющих развитие теории образования в Азербайджане в конце XIX – начале ХХ века. Прежде всего, это влияние гуманитарных социальных институтов: науки, прессы, театра, художественной литературы, а также системы преподавания родного языка. Во второй половине XIX века и в начале ХХ века в Азербайджане формируется особая общественно-политическая, научно-культурная среда, которая определила тенденции становления теории образования и воспитания. Все это способствовало развитию педагогической теории в демократическом направлении. В этот период формируются представления отечественных педагогов относительно цели, содержания, организационных форм и особенностей национального образования.

views: 186

Readers community rating: votes 0

1. Bakıxanov A. Bədii əsərləri. Bakı: Azərnəşr, 1973. 391 p.

2. “Əkinçi” qəzeti (1875-1877). Tam mətni. (ərəb əlifbasından kirill əlifbasına çevirən və nəşrə hazırlayan: Həsənzadə T.). Təkrarnəşr – Bakı: Azərnəşr, 1979. 464 p.

3. Zərdabi H. Ev // Məktəb. 1916. №10. P. 8-9.

4. Zeynalov S. Klassik pedaqoqlar fiziki tərbiyə haqqında // Məktəbdə bədən tərbiyəsi. 1980. №2. P.8-14.

5. Rüstəmov F. Pedaqogika tarixi. Bakı: Nurlan, 2006. 748 p.

6. Akty Kavkazskoj Arkheologicheskoj Komissii. Tiflis. 1881. T.VIII. 170 s.

7. Alibekov I.T. Narodnoe obrazovanie na Kavkaze. Tiflis, 1903. 116 s.

8. Alieva S. Razvitie teorii i praktiki nravstvennogo vospitaniya v dorevolyutsionnom Azerbajdzhane (1828-1920 gg.): dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.01. Tashkent, 1989. 320 s.

9. Antologiya pedagogicheskoj mysli Azerbajdzhanskoj SSR / sost. A. Agaev, A. Gashimov). M.: Pedagogika, 1983. 589 s.

Система Orphus

Loading...
Up