Формирование теории воспитания и развитие научных знаний в Азербайджане во второй половине XIX – начале ХХ века

 
Код статьиS181570410023270-2-1
DOI10.54884/S181570410023270-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры «Педагогика начального образования»
Аффилиация: Азербайджанский государственный педагогический университет
Адрес: Азербайджан, Баку
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (72)
Страницы179-184
Аннотация

В статье рассматривается процесс формирования теории воспитания и развития научных знаний в Азербайджане во второй половине XIX – начале ХХ века. Анализируется вклад азербайджанской интеллигенции, ученых-просветителей в развитие нового содержания теории образования, формирования новых теоретических идей. Рассматривается роль азербайджанских ученых-просветителей, а также влияние культуры Азербайджана на формирование новых демократических тенденций в теории воспитания и образования. Представлены различные идейные направления, оказавшие влияние на развитие теории воспитания и развитие научных знаний во второй половине XIX – начале ХХ века. Поднимается один из значительных вопросов эпохи национального возрождения Азербайджана – вопрос о женском образовании. Делается вывод о том, что воспитание национального самосознания и патриотизма явилось одной из главных задач, решаемых носителями новых идей в сфере образования и воспитания во второй половине XIX – начале ХХ века.

Ключевые словатеория воспитания, национальное образование и воспитание, азербайджанские ученые-просветители, женское образование
Получено24.11.2022
Дата публикации08.12.2022
Кол-во символов13238
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В статье рассматривается эпоха подъема национальной культуры Азербайджана, начавшаяся в первой половине XIX века и связанная с именами первых азербайджанских интеллектуалов А. Бакыханова [1], М.Ш. Вазе и И. Гутгашинли. В середине XIX века этот подъем нашел отражение в творчестве М.Ф. Ахундова, в 70-х годах XIX века – Г. Зардаби [3] и сотрудников издаваемой им газеты «Акинчи» [2]. В последние десятилетия века волна подъема усилилась и стала более разнообразной. Большой вклад в начале ХХ века внесли мыслители, народные деятели, подвижники науки и образования и другие представители национальной культуры страны – Мухаммадага Шахтаглы, Али бек Гусейнзаде, Ахмед бек Агаев, Джалил Мамедгулузаде, Мухаммад Амин Расулзаде, Мирза Алекпер Сабир, Султан Меджид Ганизаде, Узеир Гаджибеков, Нариман Нариманов, Наджаф бек Вазиров, Абдуррахим бек Хагвердиев, Омар Фаиг Неманзаде, Мухаммад Хади, Юсиф Вазир Чаманзаминли, Гусейн Джавид, Гафур Рашад Мирзазаде, Абдулла Шаик, Аббас Саххат и др. [4]. Они явились создателями и идеологами теории образования и воспитания того времени, заложили основы концепции национального образования, ценной как для того времени, так и для современности [6]. Многие аспекты их достижений в этой области отмечают наши ученые-педагоги Мехди Мехдизаде, Ахмед Сеидов, Гусейн Ахмедов, Аждар Агаев [9], Амир Тагиев, Айюб Тагиев, Панджали Аллахредиоглуну, Фаррух Рустамов, Руфат Гусейнзаде, Фикрет Сеидов, Ирамин Исаев, Адалат Джалилов, Бахруз Насиров, Сахила Оруджева, Севиндж Азимова, Акбар Абдулов, Нариман Халилов, Гюнель Мамедова, Севиндж Намазова и другие.
2 Несмотря на успешную работу и эффективные исследования, в этой области есть и пробелы. Возникает необходимость всестороннего и систематического изучения теории образования и воспитания того временного периода, который существенным образом отличался просветительскими взглядами ученых-педагогов. Просветительское движение способствовало созданию независимого государства и научного сообщества, явилось стимулом для развития первых исследований в истории педагогической мысли Азербайджана, поставив целью всесторонне и фундаментально проанализировать педагогическую теорию целой исторической эпохи [5].
3 Методы исследования. Представлен анализ состояния исследований в области просветительства в Азербайджане. Использованы теоретические методы исследовательской деятельности: контент-анализ педагогической литературы по теме исследования, историко-сравнительный метод, индуктивный и дедуктивный метод, метод анализа-композиции, изучение архивных документов, обобщение опыта просветительства и наставничества.
4 Результаты исследования. В конце XIX – начале ХХ века азербайджанская интеллигенция внесла ценный вклад в развитие теории образования и воспитания, выдвинув новые идеи и направления, определила ее новое содержание. Можно назвать ряд факторов, определяющих развитие теории образования в Азербайджане в конце XIX – начале ХХ века. Прежде всего, это влияние гуманитарных социальных институтов: науки, прессы, театра, художественной литературы, а также системы преподавания родного языка. Во второй половине XIX века и в начале ХХ века в Азербайджане формируется особая общественно-политическая, научно-культурная среда, которая определила тенденции становления теории образования и воспитания. Все это способствовало развитию педагогической теории в демократическом направлении. В этот период формируются представления отечественных педагогов относительно цели, содержания, организационных форм и особенностей национального образования.

всего просмотров: 185

Оценка читателей: голосов 0

1. Bakıxanov A. Bədii əsərləri. Bakı: Azərnəşr, 1973. 391 p.

2. “Əkinçi” qəzeti (1875-1877). Tam mətni. (ərəb əlifbasından kirill əlifbasına çevirən və nəşrə hazırlayan: Həsənzadə T.). Təkrarnəşr – Bakı: Azərnəşr, 1979. 464 p.

3. Zərdabi H. Ev // Məktəb. 1916. №10. P. 8-9.

4. Zeynalov S. Klassik pedaqoqlar fiziki tərbiyə haqqında // Məktəbdə bədən tərbiyəsi. 1980. №2. P.8-14.

5. Rüstəmov F. Pedaqogika tarixi. Bakı: Nurlan, 2006. 748 p.

6. Акты Кавказской Археологической Комиссии. Тифлис. 1881. T.VIII. 170 с.

7. Алибеков И.Т. Народное образование на Кавказе. Тифлис, 1903. 116 с.

8. Алиева С. Развитие теории и практики нравственного воспитания в дореволюционном Азербайджане (1828-1920 гг.): дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ташкент, 1989. 320 с.

9. Антология педагогической мысли Азербайджанской ССР / сост. А. Агаев, А. Гашимов). М.: Педагогика, 1983. 589 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх