Развитие механизма диссеминации управленческого опыта директоров школ системы общего образования

 
Код статьиS181570410020609-4-1
DOI10.54884/S181570410020609-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Главный научный сотрудник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Начальник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Должность: Главный научный сотрудник Центра управления образовательными системами
Аффилиация: ФГБНУ «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 2 (71)
Страницы30-39
Аннотация

Актуализируется вопрос о разработке механизма диссеминации опыта управленческих кадров, основных мотивов и стимулов его приобретения с целью усиления результативности функционирования образовательных организаций за счет повышения качества применяемых для нее управленческих решений. Значимость научного исследования подтверждается обеспечением актуализации профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций директоров школ в соответствии с федеральным проектом «Современная школа» национального проекта «Образование». Причем акцент делается на собственно профессиональных компетенциях. Представлены понятийный аппарат тезауруса диссеминации управленческого опыта, концептуальность развития механизма диссеминации управленческого опыта через дифференциацию навыков директоров школ для выделения и анализа управленческих компетенций в целях обогащения содержательной части дополнительных профессиональных программ лучшими управленческими практиками в системе общего образования. Определена функциональная взаимосвязь структурных элементов механизма диссеминации управленческого опыта директоров школ, описаны функциональные задачи по созданию цифрового банка управленческих кейсов, основанных на использовании навыков директоров школ для решения ситуационных проблем в управлении образовательной организации для развития цифровой экосистемы дополнительного профессионального образования и аттестационных процедур руководителей образовательных организаций общего образования. Результаты научной статьи являются фундаментом для разработки методических рекомендаций по дифференциации навыков директоров школ для оценки управленческих компетенций, направленных на диссеминацию управленческого опыта деятельности целевой аудитории, обмен опытом и лучшими управленческими практиками.

Ключевые словамеханизм, диссеминация, управленческий опыт, директор школы, система общего образования, дифференциация навыков, управленческий кейс
Получено09.06.2022
Дата публикации04.07.2022
Кол-во символов12490
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Одним из главных системных эффектов приоритетного национального проекта «Образование» 1 должно стать значительное повышение уровня профессиональной компетентности управленческих кадров путем диссеминации и освоения управленческого опыта, что является основой повышения качества образования.
2 Необходимо учитывать, что в контексте определения содержания и технологий подготовки руководителей систем образования предпринимается попытка выйти на новый уровень рассмотрения состава вопросов профессиональной компетентности руководителя общеобразовательной организации. Можно говорить о том, что еще несколько лет назад существовала (особенно в работах зарубежных исследователей) тенденция изучения так называемых «мягких навыков» (англ. – soft skills) руководителей, особенно в связи со стремлением к цифровизации образования [2]. Так, разрабатывалась система формирования профессионально-личностных качеств руководителей [3], детально исследовалась проблематика развития и дальнейшего применения информационной компетентности директоров школ (особенно применительно к развитию всей организации и формированию школьного профессионального и родительского сообщества) [4]. При этом значительно меньшее внимание уделялось формированию собственно профессиональных компетенций (англ. – hard skills), что позволяло говорить об определенной лакунарности теории подготовки и оценки руководителей общеобразовательных организаций [5].
3 Научное изучение тематики исследования, результаты которого представлены в данной статье, направлено на реализацию запланированного результата федерального проекта «Современная школа» 6 в части актуализации профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций управленческих кадров, в том числе директоров школ системы общего образования, путем повышения уровня профессионального мастерства по дополнительным профессиональным программам. На текущий период повышение квалификации директоров школ проводится по дополнительным профессиональным программам, включенным в федеральный реестр, при поддержке сертифицированных специалистов, в том числе с использованием дистанционных технологий.
4 Для достижения высокого результата научно-практического обучения управленческих кадров диверсифицируются способы организации их самостоятельной работы путем использования кейс-технологий для получения опыта ситуационного анализа и поиска решения управленческих проблем [7]. Использование метода конкретных ситуаций предполагает знакомство управленческого персонала с организационной проблемой, проведение личного анализа ситуации, анализ проблемы, представление способов решения.
5 Анализ существующей практики показывает недостаточность проработанности вопроса обобщения и распространения опыта директоров школ, отсутствие системного подхода к решению данной проблемы. В целях обмена опытом и лучшими управленческими практиками при проектировании управленческих кейсов необходимо принять структуру профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» [14], который вступает в силу с 1 марта 2022 года. В связи с этим актуализируется вопрос о разработке механизма диссеминации опыта управленческих кадров, основных мотивов и стимулов его приобретения с целью усиления результативности функционирования образовательных организаций за счет повышения качества применяемых для нее управленческих решений.

всего просмотров: 251

Оценка читателей: голосов 0

1. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 07.02.2022).

2. Mulder M. Conceptions of professional competence // International handbook of research in professional and practice-based learning. Dordrecht: Springer, 2014. P. 107-137.

3. Shchaveleva E.N. et al. Teacher personality as a factor of pedagogical design // multimodality, digitalization and cognitivity in communication and pedagogy. Numanities - arts and humanities in progress. 2021. № 20. P. 203–216.

4. Oberg D., Henri J. The leadership role of the principal in the information literate school community // The Information Literate School Community 2. Issues of Leadership. Topics in Australian Teacher Librarianship. 2005. Pp. 79-91.

5. Tintoré M. et al. A scoping review of problems and challenges faced by school leaders (2003–2019) // Educational Management Administration & Leadership. August 2020.

6. Национальный проект «Образование». Федеральный проект «Современная школа» [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school (дата обращения: 07.02.2022).

7. Дождиков А.В. Внедрение кейс-технологий в систему дополнительного профессионального образования педагогов [Электронный ресурс]. URL: https://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/informatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii/1954-vnedrenie-kejs-tekhnologij-v-sistemu-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-pedagogov (дата обращения: 07.02.2022).

8. Федорчук Ю.М., Кузнецов А.Н., Гордашникова О.Ю. Требования к директору школы: опыт разработки профессионального стандарта руководителя. М.: ИУО РАО, 2021. 224 с.

9. Слободчиков В.И. Инновационное образование: введение в проблему [Электронный ресурс] // Инновации и эксперимент в образовании. 2009. URL: http://www.in-exp.ru/arhive/125-vved-in-probl.html (дата обращения: 01.02.2022).

10. Сыманюк Э.Э. Диссеминация в образовании как условие преодоления консервативного педагогического опыта // Педагогическое образование в России. 2011. № 5. С. 37-45.

11. Варданян Ю.В. Диссеминация инновационного опыта как фактор модернизации педагогического образования // Высшее образование в России. 2013.№ 4. С. 86-91.

12. Дранишникова Л.И., Толчина М.С. Диссеминация инновационного опыта школы во внешнем социально-педагогическом окружении (из опыта работы) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 1. С. 41-43.

13. Аушева И.У. Научно-практический аспект диссеминации обновленного содержания среднего образования в Казахстане // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 12-1. С. 179-183.

14. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» [Электронный ресурс]. URL: https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/prikaz-mintruda-rossii-ot-19_04_2021-n-250n.pdf (дата обращения: 07.02.2022).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх