Development of mechanism for dissemination of managerial experience of principals of general education system schools

 
PIIS181570410020609-4-1
DOI10.54884/S181570410020609-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher of the Center for Education System Management
Affiliation: Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Head of the Center for Education System Management
Affiliation: Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Chief Researcher of the Center for Education System Management
Affiliation: Institute of Education Management of the Russian Academy of Education
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameMan and Education
EditionIssue 2 (71)
Pages30-39
Abstract

The article updates the issue of developing the mechanism for disseminating the professional experience of managerial personnel, their main motives and incentives for gaining the experience in order to enhance the effectiveness of the functioning of educational organizations by improving the quality of management decision-making. The significance of this research rests in the provision of the updating in the professional knowledge, skills, abilities and competencies of school principals that are determined by the federal project ‘Modern School’ within the national project ‘Education’. Professional competencies of school principals are emphasized. The authors present the conceptual apparatus of the thesaurus of dissemination of managerial experience. The concept of the development of the mechanism of dissemination of managerial experience through the differentiation of the skills of school principals for the allocation and analysis of managerial competencies in order to enrich the content of additional professional programs with the best management practices in the general education system is determined. The functional interrelation of the structural elements of the mechanism of dissemination of managerial experience of school principals is presented, functional tasks aimed at creating a digital bank of managerial cases based on the use of the skills of school principals to solve situational problems in the management of an educational organization, to develop a digital ecosystem of the further professional education and certification procedures for managers of educational organizations of general education are described. The results of the research are the foundation for the development of the methodological recommendations for the differentiation of the school principals’ skills for the assessment of their managerial competencies, aimed at the dissemination of the managerial experience of the target audience, the exchange of experience and best managerial practices.

Keywordsmechanism, dissemination, managerial experience, school principal, general education system, skills differentiation, managerial case
Received09.06.2022
Publication date04.07.2022
Number of characters12490
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Одним из главных системных эффектов приоритетного национального проекта «Образование» 1 должно стать значительное повышение уровня профессиональной компетентности управленческих кадров путем диссеминации и освоения управленческого опыта, что является основой повышения качества образования.
2 Необходимо учитывать, что в контексте определения содержания и технологий подготовки руководителей систем образования предпринимается попытка выйти на новый уровень рассмотрения состава вопросов профессиональной компетентности руководителя общеобразовательной организации. Можно говорить о том, что еще несколько лет назад существовала (особенно в работах зарубежных исследователей) тенденция изучения так называемых «мягких навыков» (англ. – soft skills) руководителей, особенно в связи со стремлением к цифровизации образования [2]. Так, разрабатывалась система формирования профессионально-личностных качеств руководителей [3], детально исследовалась проблематика развития и дальнейшего применения информационной компетентности директоров школ (особенно применительно к развитию всей организации и формированию школьного профессионального и родительского сообщества) [4]. При этом значительно меньшее внимание уделялось формированию собственно профессиональных компетенций (англ. – hard skills), что позволяло говорить об определенной лакунарности теории подготовки и оценки руководителей общеобразовательных организаций [5].
3 Научное изучение тематики исследования, результаты которого представлены в данной статье, направлено на реализацию запланированного результата федерального проекта «Современная школа» 6 в части актуализации профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций управленческих кадров, в том числе директоров школ системы общего образования, путем повышения уровня профессионального мастерства по дополнительным профессиональным программам. На текущий период повышение квалификации директоров школ проводится по дополнительным профессиональным программам, включенным в федеральный реестр, при поддержке сертифицированных специалистов, в том числе с использованием дистанционных технологий.
4 Для достижения высокого результата научно-практического обучения управленческих кадров диверсифицируются способы организации их самостоятельной работы путем использования кейс-технологий для получения опыта ситуационного анализа и поиска решения управленческих проблем [7]. Использование метода конкретных ситуаций предполагает знакомство управленческого персонала с организационной проблемой, проведение личного анализа ситуации, анализ проблемы, представление способов решения.
5 Анализ существующей практики показывает недостаточность проработанности вопроса обобщения и распространения опыта директоров школ, отсутствие системного подхода к решению данной проблемы. В целях обмена опытом и лучшими управленческими практиками при проектировании управленческих кейсов необходимо принять структуру профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)» [14], который вступает в силу с 1 марта 2022 года. В связи с этим актуализируется вопрос о разработке механизма диссеминации опыта управленческих кадров, основных мотивов и стимулов его приобретения с целью усиления результативности функционирования образовательных организаций за счет повышения качества применяемых для нее управленческих решений.

views: 249

Readers community rating: votes 0

1. Natsional'nyj proekt «Obrazovanie» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://edu.gov.ru/national-project (data obrascheniya: 07.02.2022).

2. Mulder M. Conceptions of professional competence // International handbook of research in professional and practice-based learning. Dordrecht: Springer, 2014. P. 107-137.

3. Shchaveleva E.N. et al. Teacher personality as a factor of pedagogical design // multimodality, digitalization and cognitivity in communication and pedagogy. Numanities - arts and humanities in progress. 2021. № 20. P. 203–216.

4. Oberg D., Henri J. The leadership role of the principal in the information literate school community // The Information Literate School Community 2. Issues of Leadership. Topics in Australian Teacher Librarianship. 2005. Pp. 79-91.

5. Tintoré M. et al. A scoping review of problems and challenges faced by school leaders (2003–2019) // Educational Management Administration & Leadership. August 2020.

6. Natsional'nyj proekt «Obrazovanie». Federal'nyj proekt «Sovremennaya shkola» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/school (data obrascheniya: 07.02.2022).

7. Dozhdikov A.V. Vnedrenie kejs-tekhnologij v sistemu dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogov [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://dop-obrazovanie.com/dlya-pedagogov/stati/informatsionnye-tekhnologii-v-obrazovanii/1954-vnedrenie-kejs-tekhnologij-v-sistemu-dopolnitelnogo-professionalnogo-obrazovaniya-pedagogov (data obrascheniya: 07.02.2022).

8. Fedorchuk Yu.M., Kuznetsov A.N., Gordashnikova O.Yu. Trebovaniya k direktoru shkoly: opyt razrabotki professional'nogo standarta rukovoditelya. M.: IUO RAO, 2021. 224 s.

9. Slobodchikov V.I. Innovatsionnoe obrazovanie: vvedenie v problemu [Ehlektronnyj resurs] // Innovatsii i ehksperiment v obrazovanii. 2009. URL: http://www.in-exp.ru/arhive/125-vved-in-probl.html (data obrascheniya: 01.02.2022).

10. Symanyuk Eh.Eh. Disseminatsiya v obrazovanii kak uslovie preodoleniya konservativnogo pedagogicheskogo opyta // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 5. S. 37-45.

11. Vardanyan Yu.V. Disseminatsiya innovatsionnogo opyta kak faktor modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013.№ 4. S. 86-91.

12. Dranishnikova L.I., Tolchina M.S. Disseminatsiya innovatsionnogo opyta shkoly vo vneshnem sotsial'no-pedagogicheskom okruzhenii (iz opyta raboty) // Munitsipal'noe obrazovanie: innovatsii i ehksperiment. 2014. № 1. S. 41-43.

13. Ausheva I.U. Nauchno-prakticheskij aspekt disseminatsii obnovlennogo soderzhaniya srednego obrazovaniya v Kazakhstane // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2018. № 12-1. S. 179-183.

14. Professional'nyj standart «Rukovoditel' obrazovatel'noj organizatsii (upravlenie doshkol'noj obrazovatel'noj organizatsiej i obscheobrazovatel'noj organizatsiej)» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/prikaz-mintruda-rossii-ot-19_04_2021-n-250n.pdf (data obrascheniya: 07.02.2022).

Система Orphus

Loading...
Up