To the issue of training future teachers of preschool education for the organization of multi-age communities

 
PIIS181570410019964-5-1
DOI10.54884/S181570410019964-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Yaroslav-the-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Velikiy Novgorod
Journal nameMan and Education
EditionIssue 1 (70)
Pages129-135
Abstract

The article is devoted to the actual problem of rethinking the process of professional training of future preschool teachers, its conceptual foundations, taking into account the ideas of cooperation, project and cooperative organization of the educational process at the university, the formation of respectful attitude and a sense of belonging to various types of multi-age communities (student, family, community of students and children). From the standpoint of facilitative and synergistic approaches, the ways of forming the readiness of future preschool teachers to develop the social and emotional intelligence of children, their communication and interaction with adults and peers are revealed.

Keywordsсommunity of various ages, training of future preschool teachers, project organization of educational process
Received04.05.2022
Publication date02.06.2022
Number of characters12503
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. В современном обществе в поле внимания оказывается сложная проблема взаимодействия взрослых и детей, поэтому особую значимость приобретают разновозрастные сообщества, о чем свидетельствуют результаты научных исследований М.Р. Илакавичус, С.А. Тращенковой и др. [6, 11, 14], в которых используются такие понятия, как «разновозрастное обучение», «кооперативное обучение», «коллегиальное обучение».
2 Информационное общество требует расширения межкультурного и межвозрастного взаимодействия как на уровне разновозрастного семейного сообщества и разновозрастного сообщества детей дошкольного возраста, так и на уровне разновозрастного школьного и вузовского сообществ.
3 Преимуществами разновозрастного обучения является расширение контактов и взаимное обогащение; возможность широкого использования различных форм проектно-коллегиального обучения; создание условий для проявления индивидуальных особенностей каждого члена сообщества; развитие лидерства и командообразования; обеспечение единства индивидуального и коллективного.
4 Глобальные вызовы образованию (кризис традиционной модели детства, утрата формальным образованием монополии на обучение и социализацию, разрушение единого корпуса культурных образцов, становление нового технологического уклада и цифровой экономики) требуют существенного изменения взаимоотношений как внутри педагогического сообщества, так и между всеми участниками образовательных отношений.
5 Вопросы разновозрастного обучения и организации межвозрастного взаимодействия рассматривались в работах Л.В. Байбородовой, Н.А. Грибанова, Э.Г. Гельфман, Н.В. Байгуловой и др.[1; 3; 4]. Р.М. Шерайзина отмечает, «что в процессе объединения детей в разновозрастные группы увеличивается их мотивация в решении образовательных задач, возрастает эффективность занятий, меняется система взаимоотношений между старшими и младшими детьми, иначе воспринимается педагог» [13].
6 Подготовка студентов в вузе по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование») в условиях запросов современного рынка труда становится предметом многих исследований, что приводит к изменению и повышению требований к педагогам дошкольного образования как специалистам, а именно ориентации на компетентных, квалифицированных и конкурентоспособных профессионалов, готовых продуктивно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, детьми, способных быть лидерами и руководить разновозрастным коллективом, что повышает значимость проблемы качественной подготовки профессионально-педагогических кадров.
7 При подготовке будущих педагогов дошкольного образования в вузе к организации разновозрастных сообществ важно учесть, что в последнее десятилетие внимание государства и общества к дошкольному образованию в России значительно возросло, о чем свидетельствует принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) и внедрение Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, которые стали полноценной ступенью общеобразовательной системы, сохранив при этом понимание сущностной ценности и особенностей детей дошкольного возраста [8; 9; 10]. Одним из основных образовательных направлений в федеральном государственном образовательном стандарте определено социально-коммуникативное развитие, в том числе общение со сверстниками и взрослыми. При этом особое внимание уделяется способности сопереживать, умению договариваться и находить компромисс с учетом интересов окружающих, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в совместных видах деятельности, положительно относиться к себе и другим людям.

views: 247

Readers community rating: votes 0

1. Bajborodova L. V., Rozhkov M.I. Sotsial'noe vzaimodejstvie v raznovozrastnykh gruppakh shkol'nikov: pedagogicheskij aspekt // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 1994. № 1. S. 29-35.

2. Gosudarstvennaya programma «Ukreplenie mezhpokolencheskikh vzaimootnoshenij, formirovanie ustojchivoj motivatsii na dolgozhitel'stvo na 2014-2025 gody» [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://dogmon.org/materiali-k-proektu-gosudarstvennoj-programmi-na-period-2014-.html?page=3

3. Gribanova N. A. Pedagogicheskie usloviya organizatsii raznovozrastnogo obucheniya [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-organizatsii-raznovozrastnogo-obucheniya

4. Gel'fman Eh. G., Bajgulova N. V. Istoriko-pedagogicheskie aspekty raznovozrastnogo obucheniya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2010. Vyp. 11 (101). S. 76-79.

5. Zakon ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432

6. Ilakavichus M. R. Raznovozrastnye praktiki neformal'nogo obschekul'turnogo obrazovaniya kak ploschadka dlya formirovaniya mezhpokolencheskogo doveriya // Molodoj uchenyj. 2014. № 9 (68). S. 476-478.

7. Obrazovatel'naya programma bakalavriata po napravleniyu podgotovki 44.03.01 Pedagogicheskoe obrazovanie i napravlennosti (profilyu) Doshkol'noe obrazovanie (onlajn) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://portal.novsu.ru/file/1552380

8. Professional'nyj standart «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')»: prikaz Ministerstva truda i sotsial'noj zaschity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n g. Moskva (zaregistrirovan v Minyuste RF 6 dek. 2013 g. Reg. № 30550 18 dek. 2013 g.) // Rossijskaya gazeta. 2013 g. № 6261 (285).

9. Professional'nyj standart «Spetsialist v oblasti vospitaniya (deyatel'nost' po sotsial'no-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu uchaschikhsya)» (Prikaz ministerstva truda i sotsial'noj zaschity Rossijskoj Federatsii ot 10 yanvarya 2017 goda №10n) [Ehlektronnyj resurs]. / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199498/d92c54684b45959fe3549ab1d0c70558d57e1d86.

10. Professional'nyj standart «Spetsialist po rabote s sem'ej» (Prikaz ministerstva truda i sotsial'noj zaschity Rossijskoj Federatsii ot 18 noyabrya 2013 goda №88 zn) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/142

11. Traschenkova S. A. Detsko-roditel'skoe soobschestvo kak faktor razvitiya doshkol'nika // Psikhologiya vzaimootnoshenij v kontekste razvitiya lichnosti: kol. monogr. Ul'yanovsk, 2017. S. 82-90.

12. Traschenkova S. A. Pedagogicheskie strategii razvitiya mezhpokolennykh vzaimootnoshenij v detsko-vzroslykh semejnykh soobschestvakh: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01. Velikij Novgorod, 2019. 391 s.

13. Sherajzina R. M., Shirin A. G., Tajkova L. V. Obrazovatel'nye vozmozhnosti raznovozrastnykh soobschestv uchaschikhsya na sele // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2020. № 1(29). S.195-199.

14. Yakushkina M. S., Ilakavichus M. R. Pedagogicheskoe obespechenie razvitiya setevykh raznovozrastnykh soobschestv v sovremennom obrazovanii // Chelovek i obrazovanie. 2015. № 1. S. 99-104.

Система Orphus

Loading...
Up