К вопросу о подготовке будущих педагогов дошкольного образования к организации разновозрастных сообществ

 
Код статьиS181570410019964-5-1
DOI10.54884/S181570410019964-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого
Адрес: Российская Федерация, Великий Новгород
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 1 (70)
Страницы129-135
Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме переосмысления процесса профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования с учетом идей сотрудничества, проектной и кооперативной организации образовательного процесса в вузе, формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к различным видам разновозрастных сообществ (студенческое, семейное, сообщество студентов и детей). С позиций фасилитативного и синергетического подходов раскрываются пути формирования готовности будущих педагогов дошкольного образования к развитию социального и эмоционального интеллекта детей, их общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ключевые словаразновозрастное сообщество, подготовка будущих педагогов дошкольного образования, проектная организация образовательного процесса
Получено04.05.2022
Дата публикации02.06.2022
Кол-во символов12503
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В современном обществе в поле внимания оказывается сложная проблема взаимодействия взрослых и детей, поэтому особую значимость приобретают разновозрастные сообщества, о чем свидетельствуют результаты научных исследований М.Р. Илакавичус, С.А. Тращенковой и др. [6, 11, 14], в которых используются такие понятия, как «разновозрастное обучение», «кооперативное обучение», «коллегиальное обучение».
2 Информационное общество требует расширения межкультурного и межвозрастного взаимодействия как на уровне разновозрастного семейного сообщества и разновозрастного сообщества детей дошкольного возраста, так и на уровне разновозрастного школьного и вузовского сообществ.
3 Преимуществами разновозрастного обучения является расширение контактов и взаимное обогащение; возможность широкого использования различных форм проектно-коллегиального обучения; создание условий для проявления индивидуальных особенностей каждого члена сообщества; развитие лидерства и командообразования; обеспечение единства индивидуального и коллективного.
4 Глобальные вызовы образованию (кризис традиционной модели детства, утрата формальным образованием монополии на обучение и социализацию, разрушение единого корпуса культурных образцов, становление нового технологического уклада и цифровой экономики) требуют существенного изменения взаимоотношений как внутри педагогического сообщества, так и между всеми участниками образовательных отношений.
5 Вопросы разновозрастного обучения и организации межвозрастного взаимодействия рассматривались в работах Л.В. Байбородовой, Н.А. Грибанова, Э.Г. Гельфман, Н.В. Байгуловой и др.[1; 3; 4]. Р.М. Шерайзина отмечает, «что в процессе объединения детей в разновозрастные группы увеличивается их мотивация в решении образовательных задач, возрастает эффективность занятий, меняется система взаимоотношений между старшими и младшими детьми, иначе воспринимается педагог» [13].
6 Подготовка студентов в вузе по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование») в условиях запросов современного рынка труда становится предметом многих исследований, что приводит к изменению и повышению требований к педагогам дошкольного образования как специалистам, а именно ориентации на компетентных, квалифицированных и конкурентоспособных профессионалов, готовых продуктивно взаимодействовать со сверстниками, взрослыми, детьми, способных быть лидерами и руководить разновозрастным коллективом, что повышает значимость проблемы качественной подготовки профессионально-педагогических кадров.
7 При подготовке будущих педагогов дошкольного образования в вузе к организации разновозрастных сообществ важно учесть, что в последнее десятилетие внимание государства и общества к дошкольному образованию в России значительно возросло, о чем свидетельствует принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) и внедрение Федеральных государственных образовательных и профессиональных стандартов, которые стали полноценной ступенью общеобразовательной системы, сохранив при этом понимание сущностной ценности и особенностей детей дошкольного возраста [8; 9; 10]. Одним из основных образовательных направлений в федеральном государственном образовательном стандарте определено социально-коммуникативное развитие, в том числе общение со сверстниками и взрослыми. При этом особое внимание уделяется способности сопереживать, умению договариваться и находить компромисс с учетом интересов окружающих, продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в совместных видах деятельности, положительно относиться к себе и другим людям.

всего просмотров: 241

Оценка читателей: голосов 0

1. Байбородова Л. В., Рожков М.И. Социальное взаимодействие в разновозрастных группах школьников: педагогический аспект // Ярославский педагогический вестник. 1994. № 1. С. 29-35.

2. Государственная программа «Укрепление межпоколенческих взаимоотношений, формирование устойчивой мотивации на долгожительство на 2014-2025 годы» [Электронный ресурс]. URL: https://dogmon.org/materiali-k-proektu-gosudarstvennoj-programmi-na-period-2014-.html?page=3

3. Грибанова Н. А. Педагогические условия организации разновозрастного обучения [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-organizatsii-raznovozrastnogo-obucheniya

4. Гельфман Э. Г., Байгулова Н. В. Историко-педагогические аспекты разновозрастного обучения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. Вып. 11 (101). С. 76-79.

5. Закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70291362/4c3e49295da6f4511a0f5d18289c6432

6. Илакавичус М. Р. Разновозрастные практики неформального общекультурного образования как площадка для формирования межпоколенческого доверия // Молодой ученый. 2014. № 9 (68). С. 476-478.

7. Образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и направленности (профилю) Дошкольное образование (онлайн) [Электронный ресурс]. URL: https://portal.novsu.ru/file/1552380

8. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва (зарегистрирован в Минюсте РФ 6 дек. 2013 г. Рег. № 30550 18 дек. 2013 г.) // Российская газета. 2013 г. № 6261 (285).

9. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания (деятельность по социально-педагогическому сопровождению учащихся)» (Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года №10н) [Электронный ресурс]. / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199498/d92c54684b45959fe3549ab1d0c70558d57e1d86.

10. Профессиональный стандарт «Специалист по работе с семьей» (Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 года №88 зн) [Электронный ресурс]. URL: https://rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/142

11. Тращенкова С. А. Детско-родительское сообщество как фактор развития дошкольника // Психология взаимоотношений в контексте развития личности: кол. моногр. Ульяновск, 2017. С. 82-90.

12. Тращенкова С. А. Педагогические стратегии развития межпоколенных взаимоотношений в детско-взрослых семейных сообществах: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01. Великий Новгород, 2019. 391 с.

13. Шерайзина Р. М., Ширин А. Г., Тайкова Л. В. Образовательные возможности разновозрастных сообществ учащихся на селе // Научно-педагогическое обозрение. 2020. № 1(29). С.195-199.

14. Якушкина М. С., Илакавичус М. Р. Педагогическое обеспечение развития сетевых разновозрастных сообществ в современном образовании // Человек и образование. 2015. № 1. С. 99-104.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх