Формирование сквозных компетенций современного педагога: потенциал кросс-многомерной образовательной среды

 
Код статьиS181570410019375-7-1
DOI10.54884/S181570410019375-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заместитель председателя
Аффилиация: Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Аффилиация: СОШ «Муринский центр образования № 4»
Адрес: Российская Федерация, Мурино
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы148-152
Аннотация

В статье анализируются вопросы формирования сквозных компетенций у учителя современной общеобразовательной школы.  Особенностью авторского подхода к формированию сквозных компетенций современного педагога является опора на методологию средового подхода и кросс-многомерной образовательной среды школы. Кросс-многомерная образовательная среда школы рассматривается как производная от ситуативного взаимодействия и пересечения в различных сочетаниях нескольких или множества пространств. Формирование сквозных компетенций у учителя общеобразовательной школы раскрыто изоморфно решению аналогичных задач применительно к обучающимся. В статье представлена классификация сквозных компетенций современного педагога. При этом сквозные компетенции представлены как компетенции, значимые для всех выполняемых учителем видов трудовой деятельности и трудовых функций, актуальные для любого этапа его профессиональной деятельности и категории обучающихся. В статье отдельно анализируются результаты проведенного исследования по определению уровня развития сквозных компетенций у учителей.

Ключевые словасквозные компетенции учителя, пространство, среда, образовательная среда, кросс-многомерная образовательная среда школы, мультисредовость
Получено25.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов9827
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Деятельность современного учителя связана с решением целого спектра образовательных и воспитательных задач. Кроме того, учитель значительное время посвящает вопросам своего профессионального развития. Многофункциональность деятельности учителя обусловливает необходимость освоения и комплексного применения им целого ряда компетенций.
2 В литературе последних лет представлен целый ряд позиций и подходов, связанных с классификацией и сравнительной характеристикой отдельных компетенций работников в современных условиях применительно к инновационной среде в связи с процессами цифровизации. Наиболее популярной группировкой является разбиение всех навыков работников на жесткие и мягкие. Первая группа включает навыки, обеспечивающие эффективное выполнение трудовых операций в стандартных условиях в соответствии с должностными инструкциями, регламентами. Вторая группа предполагает наличие таких навыков, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности в нестандартных условиях, при решении сложных задач, взаимодействии с другими работниками (креативность, навыки работы в команде, рефлексивные навыки, др.).
3 Значительной методологической ценностью обладает подход, связанный с выделением у работников так называемых универсальных и специфических компетенций. Первые обеспечивают решение задач, выходящих за пределы поля профессиональной деятельности. Универсализм учителя – это его способность решать метапредметные задачи, опираться на весь корпус научного знания, демонстрировать энциклопедизм. Специфические компетенции используются в ходе выполнения узко специфических задач [5].
4 С 2013 года в России начат и продолжается процесс разработки и применения профессиональных стандартов для различных категорий работников. В частности, разработан ряд стандартов для педагогических работников. Переход на профессиональные стандарты означает усиление нормативного начала в регулировании профессиональной деятельности работников различных отраслей.
5 В условиях усложнения, высокой динамичности и инновационности образовательной среды ориентация на непрерывность в обновлении профессиональных компетенций учителя является методологией сквозных компетенций учителя. Еще одним аргументом в пользу этого является то, что сквозные компетенции, используемые на различных этапах жизненного цикла, в различных видах жизнедеятельности, столь же актуальны и для обучающихся школ.
6 Образовательная среда современной школы является производной от действия целого комплекса факторов (материальных, технологических, психолого-педагогических). Многообразие таких факторов обусловливает сложность, высокую динамичность такой среды.
7 Нами на основе и в развитие методологии средового подхода (И.А. Баева, С.В. Тарасов, Г.М. Щевелева, В.А. Ясвин) выдвинута концепция кросс-многомерной образовательной среды школы. Кросс-многомерная образовательная среда школы рассматривается как производная от ситуативного взаимодействия и пересечения в различных сочетаниях нескольких или множества пространств и сред, к которым педагог и обучающиеся обращаются в ходе образовательного взаимодействия (географическая, предметно-пространственная, архитектурно-пространственная, цифровая, инновационная среды; семантическое, семиотическое, аксиологическое, библиомедийное, культурно-историческое, событийное пространства) [2].

всего просмотров: 358

Оценка читателей: голосов 0

1. Баева И.А., Тарасов С.В. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учебное пособие. – СПб.: ЛОИРО, 2017. – 265 с.

2. Панасюк В.П., Елистратова К.А. Кросс-многомерные пространства и среды как факторы инновационного обновления образовательной деятельности // Человек и образование. – 2020. – № 1. – С. 30-38.

3. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Султанова А.В. География человеческих перспектив. Образовательные технологии нового поколения. – М., 2006.

4. Попов А.А., Проскуровская И.Д., Рожкова Е.С. Постановка сквозных компетенций населения как стратегия позиционирования в социальной политике России // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. – 28.10.2007. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3325.

5. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования / И.Д. Фрумин, М.С. Добрякова, К.А. Баранников, И.М. Реморенко – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 28 с.

6. Щевелева Г.М. Образовательное пространство. Современный взгляд. Подходы к формированию. – Воронеж, 2001. – 104 с.

7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх