Formation of cross-cutting competencies of a modern teacher: potential of a cross-multidimensional educational environment

 
PIIS181570410019375-7-1
DOI10.54884/S181570410019375-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Deputy Chairman
Affiliation: Committee for General and Professional Education of the Leningrad Region
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Occupation: Russian Language and Literature Teacher, Deputy Director for Teaching and Educational Work
Affiliation: Secondary School "Murinsky Education Center NO. 4"
Address: Russian Federation, Murino
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages148-152
Abstract

The article analyzes the issues of the formation of cross-cutting competencies in a teacher of a modern secondary school. A feature of the author's approach to the formation of cross-cutting competencies of a modern teacher is the reliance on the methodology of the environmental approach and the cross-multidimensional educational environment of the school. The cross-multidimensional educational environment of the school is viewed as a derivative of situational interaction and intersection in various combinations of several or many spaces. The formation of cross-cutting competencies in a general education school teacher is revealed isomorphic to solving similar problems in relation to students. The article presents a classification of cross-cutting competencies of a modern teacher. At the same time, cross-cutting competencies are presented as competencies that are significant for all types of labor activities and labor functions performed by a teacher, relevant for any stage of his professional activity and the category of students. The article separately analyzes the results of a study to determine the level of development of cross-cutting competencies among teachers.

Keywordscross-cutting competencies of a teacher, space, environment, educational environment, cross-multidimensional educational environment of the school, multimedia
Received25.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters9827
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Деятельность современного учителя связана с решением целого спектра образовательных и воспитательных задач. Кроме того, учитель значительное время посвящает вопросам своего профессионального развития. Многофункциональность деятельности учителя обусловливает необходимость освоения и комплексного применения им целого ряда компетенций.
2 В литературе последних лет представлен целый ряд позиций и подходов, связанных с классификацией и сравнительной характеристикой отдельных компетенций работников в современных условиях применительно к инновационной среде в связи с процессами цифровизации. Наиболее популярной группировкой является разбиение всех навыков работников на жесткие и мягкие. Первая группа включает навыки, обеспечивающие эффективное выполнение трудовых операций в стандартных условиях в соответствии с должностными инструкциями, регламентами. Вторая группа предполагает наличие таких навыков, которые обеспечивают успешность профессиональной деятельности в нестандартных условиях, при решении сложных задач, взаимодействии с другими работниками (креативность, навыки работы в команде, рефлексивные навыки, др.).
3 Значительной методологической ценностью обладает подход, связанный с выделением у работников так называемых универсальных и специфических компетенций. Первые обеспечивают решение задач, выходящих за пределы поля профессиональной деятельности. Универсализм учителя – это его способность решать метапредметные задачи, опираться на весь корпус научного знания, демонстрировать энциклопедизм. Специфические компетенции используются в ходе выполнения узко специфических задач [5].
4 С 2013 года в России начат и продолжается процесс разработки и применения профессиональных стандартов для различных категорий работников. В частности, разработан ряд стандартов для педагогических работников. Переход на профессиональные стандарты означает усиление нормативного начала в регулировании профессиональной деятельности работников различных отраслей.
5 В условиях усложнения, высокой динамичности и инновационности образовательной среды ориентация на непрерывность в обновлении профессиональных компетенций учителя является методологией сквозных компетенций учителя. Еще одним аргументом в пользу этого является то, что сквозные компетенции, используемые на различных этапах жизненного цикла, в различных видах жизнедеятельности, столь же актуальны и для обучающихся школ.
6 Образовательная среда современной школы является производной от действия целого комплекса факторов (материальных, технологических, психолого-педагогических). Многообразие таких факторов обусловливает сложность, высокую динамичность такой среды.
7 Нами на основе и в развитие методологии средового подхода (И.А. Баева, С.В. Тарасов, Г.М. Щевелева, В.А. Ясвин) выдвинута концепция кросс-многомерной образовательной среды школы. Кросс-многомерная образовательная среда школы рассматривается как производная от ситуативного взаимодействия и пересечения в различных сочетаниях нескольких или множества пространств и сред, к которым педагог и обучающиеся обращаются в ходе образовательного взаимодействия (географическая, предметно-пространственная, архитектурно-пространственная, цифровая, инновационная среды; семантическое, семиотическое, аксиологическое, библиомедийное, культурно-историческое, событийное пространства) [2].

views: 356

Readers community rating: votes 0

1. Baeva I.A., Tarasov S.V. Bezopasnaya obrazovatel'naya sreda: modelirovanie i razvitie: uchebnoe posobie. – SPb.: LOIRO, 2017. – 265 s.

2. Panasyuk V.P., Elistratova K.A. Kross-mnogomernye prostranstva i sredy kak faktory innovatsionnogo obnovleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti // Chelovek i obrazovanie. – 2020. – № 1. – S. 30-38.

3. Popov A.A., Proskurovskaya I.D., Sultanova A.V. Geografiya chelovecheskikh perspektiv. Obrazovatel'nye tekhnologii novogo pokoleniya. – M., 2006.

4. Popov A.A., Proskurovskaya I.D., Rozhkova E.S. Postanovka skvoznykh kompetentsij naseleniya kak strategiya pozitsionirovaniya v sotsial'noj politike Rossii // Ehlektronnaya publikatsiya: Tsentr gumanitarnykh tekhnologij. – 28.10.2007. URL: https://gtmarket.ru/library/articles/3325.

5. Universal'nye kompetentnosti i novaya gramotnost': chemu uchit' segodnya dlya uspekha zavtra. Predvaritel'nye vyvody mezhdunarodnogo doklada o tendentsiyakh transformatsii shkol'nogo obrazovaniya / I.D. Frumin, M.S. Dobryakova, K.A. Barannikov, I.M. Remorenko – M.: NIU VShEh, 2018. – 28 s.

6. Scheveleva G.M. Obrazovatel'noe prostranstvo. Sovremennyj vzglyad. Podkhody k formirovaniyu. – Voronezh, 2001. – 104 s.

7. Yasvin V.A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. – M.: Smysl, 2001. – 365 s.

Система Orphus

Loading...
Up