Development of professional competence of a leader as a condition for effective management of an educational organization

 
PIIS181570410019245-4-1
DOI10.54884/S181570410019245-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Leningrad Regional Institute of Education Development
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Occupation: Head of laboratory
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: 16 Zhukovsky str.
Occupation: Teacher
Affiliation: Kirishi politechnic college
Address: Russian Federation
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages34-38
Abstract

The article discusses the key skills and competencies that should be possessed by thesuccessful manager of an educational institution. Based on the analysis of modern trends in the development of education, the need for the formation and development of pedagogical competence among the heads of schools, colleges, technical schools and other institutionsis is confirmed. Attention is also drawn to the importance of non-formal education in the preparation of leaders for the organization of effective work and fruitful interaction with all subjects of educational relations.

 

Keywordsleader, efficiency, educational organisation, pedagogical competence, management, development, non-formal education
Received16.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters14108
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Стремительные глобальные перемены государственной политики в сфере образования, процессы цифровой трансформации, изменение идеологических установок и картины мира современного поколения – все это предъявляет новые требования к содержательному аспекту действий управленцев. Однако многие руководители образовательных учреждений не готовы к выполнению своих обязанностей на высоком уровне. Это обусловливает повышенный интерес к теме формирования и развития их профессиональной компетентности.
2 Однако нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований деятельности руководителей образовательных организаций в условиях регулярного обновления образовательной среды еще многие свойства и качества успешных управленческих кадров изучены недостаточно.
3 В рамках данной статьи ставится цель проанализировать интегральные характеристики современного эффективного руководителя образовательного учреждения, которые, с одной стороны, детерминируют его способность устранять профессиональные проблемы, возникающие в реальной рабочей обстановке [7, с. 5], и, с другой стороны, необходимы для качественного решения нестандартных задач, активного использования информационных ресурсов и инструментов, осуществления научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и производственной деятельности организации [1].
4 Уточним, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ регламентирует следующие требования к квалификации руководителя образовательной организации: наличие высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, а также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет [2]. Исходя из этого можно отметить, что профессиональная компетентность руководителя образования должна включать две важные составляющие: 1) управленческие умения; 2) педагогическая культура. Управленческая компетентность руководителя образовательной организации рассматривается как интегративная система. Ее базовым компонентом является организация и обеспечение образовательного потенциала на основе имеющихся кадрового, методического и материально-технических ресурсов [10, с. 18]. В условиях обновления современной образовательной парадигмы наиболее актуальны следующие элементы управленческой компетентности:
5
  1. резильентность (от англ. resilience — упругость, эластичность), подразумевающая позитивные ожидания относительно своего роста и развития, уверенность в себе, организованность, связанная с психологической адаптивностью и гибкостью, настойчивость в достижении поставленных целей, позитивные эмоции, репрессивный копинг, то есть умение адаптироваться к стрессу или преодолевать его, а также умение справиться со страхом, прокрастинацией и обидой;
  2. лидерство, поведенческими индикаторами которого являются персональная ответственность за результаты педагогической команды, определение задач образовательной организации, координирование и концентрация усилий для их реализации, создание атмосферы развития, а также поддержка командного духа, подбадривание и поощрение;
  3. умение принимать управленческие решения, от чего во многом зависят масштаб и широта программных возможностей образовательной организации [3]. Для этого важны критическое осмысление ситуации, навыки работы с информацией, правильная оценка и тщательный анализ необходимых ресурсов и полученных результатов.

views: 274

Readers community rating: votes 0

1. Professional'nyj standart «Rukovoditel' obrazovatel'noj organizatsii» [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://pushkin-nsk.ucoz.ru/standart_rukovoditelja.pdf (data obrascheniya: 02.09.2021)

2. Federal'nyj zakon «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii» № 273-FZ [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrascheniya: 04.09.2021)

3. Direktor goda Rossii 2021 [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://edu.gov.ru/press/4084/minprosvescheniya-rossii-zapustilosamyymasshtabnyy-upravlencheskiy-konkurs-v-sisteme-obrazovaniya-direktor-goda-rossii/ (data obrascheniya: 03.09.2021)

4. Lidery Rossii. Konkurs upravlentsev [Ehlektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://xn--d1achcanypala0j.xn--p1ai/#about (data obrascheniya: 05.09.2021).

5. Mednik V. Rol' i mesto professional'nykh soobschestv v grazhdanskom obschestve (po rezul'tatam kabinetnogo issledovaniya). – Ehvolyushn ehnd Filantropi, 2015. – S. 1-11.

6. Resursy razvitiya kadrovogo potentsiala regiona v sovremennykh usloviyakh (po rezul'tatam monitoringovykh issledovanij i nauchno-prakticheskoj konferentsii). – SPb.: GAOU DPO «LOIRO», 2020. – 239 s.

7. Rodikov A.S. Stanovlenie i razvitie pedagogicheskoj kompetentnosti rukovoditelya obrazovatel'noj organizatsii v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: avtoref. … d-ra ped. nauk. – SPb., 2020. – 42 s.

8. Solomatin A.M. Rol' professional'nykh soobschestv v realizatsii innovatsionnykh obrazovatel'nykh proektov // Nepreryvnoe obrazovanie: XXI vek. Vypusk 4 (12). – 2015. – S.1-13.

9. Tarasov S.V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy stanovleniya mirovospriyatiya shkol'nikov v usloviyakh sovremennoj sotsiokul'turnoj sredy: dis. … d-ra ped. nauk. – SPb., 2001. – 361 s.

10. Toporovskij V.P. Integrativnyj podkhod k formirovaniyu upravlencheskoj kompetentnosti direktora razvivayuschejsya shkoly: dis. … d-ra ped. nauk. – SPb., 2002. – 331 s.

11. Toporovskij V.P., Ermejchuk N.A. Professional'nye soobschestva pedagogov v sisteme SPO: aksiologicheskij aspekt // Kachestvo professional'nogo obrazovaniya: kompetentsii sovremennogo rynka truda. – Gatchina: Izd-vo GIEhFPT, 2021. – S. 173-179.

Система Orphus

Loading...
Up