Развитие профессиональной компетентности руководителя как условие эффективного управления образовательной организацией

 
Код статьиS181570410019245-4-1
DOI10.54884/S181570410019245-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Ленинградский областной институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Заведующий лабораторией
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: ул. Жуковского, 16
Должность: Преподаватель
Аффилиация: Киришский политехнический техникум
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы34-38
Аннотация

В статье рассматриваются ключевые навыки и компетенции, которыми следует обладать успешному управленцу образовательной организации. На основе анализа современных тенденций развития образования подтверждается необходимость формирования и развития педагогической компетентности у руководителей школ, колледжей, техникумов и других учреждений. Также обращается внимание на важность неформального образования в подготовке руководителей для организации эффективной работы и плодотворного взаимодействия со всеми субъектами образовательных отношений.

Ключевые словаруководитель, эффективность, образовательные учреждения, педагогическая компетентность, управление, развитие, неформальное образование
Получено16.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов14108
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Стремительные глобальные перемены государственной политики в сфере образования, процессы цифровой трансформации, изменение идеологических установок и картины мира современного поколения – все это предъявляет новые требования к содержательному аспекту действий управленцев. Однако многие руководители образовательных учреждений не готовы к выполнению своих обязанностей на высоком уровне. Это обусловливает повышенный интерес к теме формирования и развития их профессиональной компетентности.
2 Однако нельзя не заметить, что при кажущейся многоаспектности и обширности исследований деятельности руководителей образовательных организаций в условиях регулярного обновления образовательной среды еще многие свойства и качества успешных управленческих кадров изучены недостаточно.
3 В рамках данной статьи ставится цель проанализировать интегральные характеристики современного эффективного руководителя образовательного учреждения, которые, с одной стороны, детерминируют его способность устранять профессиональные проблемы, возникающие в реальной рабочей обстановке [7, с. 5], и, с другой стороны, необходимы для качественного решения нестандартных задач, активного использования информационных ресурсов и инструментов, осуществления научно-исследовательской, экспертно-аналитической, опытно-конструкторской, инновационной и производственной деятельности организации [1].
4 Уточним, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ регламентирует следующие требования к квалификации руководителя образовательной организации: наличие высшего профессионального образования по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики, а также стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет [2]. Исходя из этого можно отметить, что профессиональная компетентность руководителя образования должна включать две важные составляющие: 1) управленческие умения; 2) педагогическая культура. Управленческая компетентность руководителя образовательной организации рассматривается как интегративная система. Ее базовым компонентом является организация и обеспечение образовательного потенциала на основе имеющихся кадрового, методического и материально-технических ресурсов [10, с. 18]. В условиях обновления современной образовательной парадигмы наиболее актуальны следующие элементы управленческой компетентности:
5
  1. резильентность (от англ. resilience — упругость, эластичность), подразумевающая позитивные ожидания относительно своего роста и развития, уверенность в себе, организованность, связанная с психологической адаптивностью и гибкостью, настойчивость в достижении поставленных целей, позитивные эмоции, репрессивный копинг, то есть умение адаптироваться к стрессу или преодолевать его, а также умение справиться со страхом, прокрастинацией и обидой;
  2. лидерство, поведенческими индикаторами которого являются персональная ответственность за результаты педагогической команды, определение задач образовательной организации, координирование и концентрация усилий для их реализации, создание атмосферы развития, а также поддержка командного духа, подбадривание и поощрение;
  3. умение принимать управленческие решения, от чего во многом зависят масштаб и широта программных возможностей образовательной организации [3]. Для этого важны критическое осмысление ситуации, навыки работы с информацией, правильная оценка и тщательный анализ необходимых ресурсов и полученных результатов.

всего просмотров: 275

Оценка читателей: голосов 0

1. Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pushkin-nsk.ucoz.ru/standart_rukovoditelja.pdf (дата обращения: 02.09.2021)

2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 04.09.2021)

3. Директор года России 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/press/4084/minprosvescheniya-rossii-zapustilosamyymasshtabnyy-upravlencheskiy-konkurs-v-sisteme-obrazovaniya-direktor-goda-rossii/ (дата обращения: 03.09.2021)

4. Лидеры России. Конкурс управленцев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--d1achcanypala0j.xn--p1ai/#about (дата обращения: 05.09.2021).

5. Медник В. Роль и место профессиональных сообществ в гражданском обществе (по результатам кабинетного исследования). – Эволюшн энд Филантропи, 2015. – С. 1-11.

6. Ресурсы развития кадрового потенциала региона в современных условиях (по результатам мониторинговых исследований и научно-практической конференции). – СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. – 239 с.

7. Родиков А.С. Становление и развитие педагогической компетентности руководителя образовательной организации в системе непрерывного образования: автореф. … д-ра пед. наук. – СПб., 2020. – 42 с.

8. Соломатин А.М. Роль профессиональных сообществ в реализации инновационных образовательных проектов // Непрерывное образование: XXI век. Выпуск 4 (12). – 2015. – С.1-13.

9. Тарасов С.В. Теоретико-методологические основы становления мировосприятия школьников в условиях современной социокультурной среды: дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2001. – 361 с.

10. Топоровский В.П. Интегративный подход к формированию управленческой компетентности директора развивающейся школы: дис. … д-ра пед. наук. – СПб., 2002. – 331 с.

11. Топоровский В.П., Ермейчук Н.А. Профессиональные сообщества педагогов в системе СПО: аксиологический аспект // Качество профессионального образования: компетенции современного рынка труда. – Гатчина: Изд-во ГИЭФПТ, 2021. – С. 173-179.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх