Socio-cultural aspects of the formation of a food culture in the catering system of students of General education organizations

 
PIIS181570410020484-7-1
DOI10.54884/S181570410020484-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Deputy Head of the Center for Content and Learning Technologies
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Moscow, 16 Zhukovsky str.
Occupation: Leading researcher of the Center for Content and Learning Technologies
Affiliation: The Federal State Budget Scientific Institution «Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»
Address: Moscow, 16 Zhukovsky str.
Journal nameMan and Education
EditionIssue 4 (65)
Pages105-111
Abstract

The article considers the experience of General education organizations in the formation of a healthy food culture for students, taking into account regional and national food characteristics and traditions, as well as mechanisms for attracting elements of national cuisine to the school food system.

Keywordsformation of a healthy food culture, the system of organizing school meals, national food traditions, dishes of national cuisine, traditional food ration, products of local production
Received01.06.2022
Publication date07.06.2022
Number of characters18301
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современное общество сталкивается с рядом глобальных социальных проблем, факторы которых оказывают воздействие на состояние здоровья как взрослого, так и детского населения. От физического состояния подрастающего поколения зависит будущее нации. В статье рассматривается одна из важных сторон вопроса – укрепление здоровья подрастающего поколения путем формирования у детей и подростков навыков культуры здорового питания.
2 Рассмотрим ключевые факторы, которые влияют на систему питания в целом и на питание детей и подростков в частности.
3 В современном обществе учащийся находится в двойственной ситуации: с одной стороны, популяризация здорового образа жизни (СМИ, образовательными организациями, в семье и т.д.) воспитывает в ребенке желание быть здоровым физически, в том числе и посредством здорового питания; с другой стороны, современный ритм жизни диктует свои условия – упрощенные технологии приготовления блюд, питание вне дома. Даже традиции семейных мероприятий претерпевают изменения – все чаще семейные домашние праздники заменяются походами в торгово-развлекательные центры и обедами в заведениях общественного питания, специализирующихся на реализации блюд быстрого приготовления.
4 Для результативного решения вопросов совершенствования системы школьного питания необходимо рассматривать ее как «...элемент системы формирования здорового образа жизни всего общества, развития культуры питания и применения здоровьесберегающих технологий» [6].
5 В сложившейся ситуации на образовательные организации возлагаются задачи по укреплению здоровья подрастающего поколения:
  • обеспечение детей полноценным сбалансированным питанием во время пребывания в образовательной организации;
  • организация школьного питания в контексте системы формирования здорового образа жизни обучающихся, развития культуры питания и применения здоровьесберегающих технологий [15];
  • создание условий, обеспечивающих формирование у обучающихся мотивации к здоровому питанию;
  • формирование культуры здорового питания с учетом национальных традиций региона.
6 Цель государственной политики в области здорового питания обучающихся – создание оптимальных условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей детей в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. Основные стратегические направления предоставления качественного и доступного горячего питания обучающимся общеобразовательных организаций отражены в национальных проектах «Образование» и «Демография» [9]. Одной из ключевых задач национального проекта «Образование» является «…воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [13]. Проект предусматривает создание в общеобразовательных организациях необходимых условий для получения обучающимися образования, в том числе и обеспечение качественным и здоровым питанием. Национальный проект «Демография» включает пять федеральных проектов, одним из которых является «Укрепление общественного здоровья». Для реализации федерального проекта определены мероприятия, направленные на «…разработку и внедрение системы мониторинга за состоянием питания различных групп населения в регионах, основанной на результатах научных исследований в области нутрициологии, диетологии и эпидемиологии, во взаимосвязи здоровья населения со структурой питания и качеством пищевой продукции» [13].

views: 255

Readers community rating: votes 0

1. Alekseeva E. K. Transformatsii v traditsionnom pitanii tungusoyazychnykh ehtnosov Yakutii // Gumanitarnyj vektor. Istoriya, politologiya. – 2012. – № 2 (30). – C. 143-147.

2. Borinskaya S. A. Geneticheskoe raznoobrazie narodov // Biologiya. – 2005. – № 13 (788) [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://bio.1sept.ru/article.php?ID=200501301 (data obrascheniya 22.05.2020).

3. Veselov Yu. V. Protsessy globalizatsii pitaniya: vzaimnoe vliyanie kul'tur Zapada i Vostoka // Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://clinical-journal.co.uk/gallery/print_2016__9_p.135-141.pdf (data obrascheniya 20.03.2020).

4. Ivanova G. V. Osobennosti pitaniya v shkolakh-internatakh Severa // Portal o razvitii Arktiki Goarctic.ru [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https: //goarctic.ru/live/osobennosti-pitaniya-v-shkolakh-internatakh-severa/ (data obrascheniya 22.03.2020).

5. Mindzaeva Eh. V., Adamchuk D. V., Kulikov A. A. Metodologiya izucheniya udovletvorennosti shkol'nikov i ikh roditelej sistemoj organizatsii shkol'nogo pitaniya // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. – 2019. – № 4 (36). – S. 31-47.

6. Mindzaeva Eh. V., Beshenkov S. A., Adamchuk D. V. Informatsionnye aspekty razvitiya sistem upravleniya v sfere organizatsii pitaniya obuchayuschikhsya i vospitannikov: vedomstvennyj monitoring organizatsii pitaniya, sotsiologicheskie issledovaniya udovletvorennosti sistemoj pitaniya, nezavisimaya otsenka kachestva pitaniya v obrazovanii // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. – 2019. – № 3 (35). – S. 5-19.

7. Neustroev S. S., Mindzaeva Eh. V., Adamchuk D. V. i dr. Monitoring dostizheniya tselevykh pokazatelej organizatsii pitaniya v obscheobrazovatel'nykh organizatsiyakh kak instrument dlya razrabotki kontseptsii pitaniya obuchayuschikhsya // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. – 2020. – № 1 (37). – S. 68-79.

8. Neustroev S. S., Mindzaeva Eh. V., Beshenkov S. A. i dr. Luchshie regional'nye praktiki po organizatsii pitaniya v obscheobrazovatel'nykh shkolakh (na osnove analiza otkrytykh informatsionnykh istochnikov sub'ektov Rossijskoj Federatsii) // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. – 2020. – № 1 (37). – S. 99-116.

9. Neustroev S. S., Mindzaeva Eh. V., Chajko I. L. i dr. Organizatsiya shkol'nogo pitaniya v Rossijskoj Federatsii: monitoringovye issledovaniya otkrytykh istochnikov // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. – 2020. – № 1 (37). – S. 4-13.

10. Novikova Yu. A., Shepeleva O.A. Nauchnye osnovy sozdaniya optimal'nogo ratsiona pitaniya detskogo naseleniya Arkticheskoj zony Rossijskoj Federatsii // Rossijskaya Arktika. – 2018. – № 3. – S. 33-50.

11. O vospitanii detej i yunoshestva. Traditsii russkoj gumanisticheskoj pedagogiki (po trudam K. D. Ushinskogo). sost. P. A. Lebedev.– M.: Amrita, 2018. – 212 s.

12. Ramazanova Z. B. Pitanie sel'skogo naseleniya nagornogo Dagestana kak vazhnejshij mekhanizm ehtnoehkologicheskoj adaptatsii // Istoriya, arkheologiya i ehtnografiya Kavkaza. – 2017. – № 2 (13). – S. 107-118 [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/36 (data obrascheniya 22.03.2020).

13. Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 19.07.2018) «O natsional'nykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2024 goda» // Informatsionno-pravovaya baza Konsul'tant plyus [Ehlektronnyj resurs]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/ (data obrascheniya 24.03.2020).

14. Chetvert' obrazovatel'nykh uchrezhdenij Kazani predlagaet detyam khalyal'noe pitanie/ Informatsionnyj portal Biznes Online [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://www.business-gazeta.ru/news/456762 (data obrascheniya 22.03.2020).

15. Adamchuk D., Beshenkov S., Mindzaeva E. Sociology of Education: Prerequisites for Modernizing the Food Management System at Schools // Proceedings of the International Conference on the Development of Education in Eurasia. Series: Advances in Social Science, Education and Humanities Research. – 2019. – Vol. 316. – Pp. 24-30.

Система Orphus

Loading...
Up