The “Marxist Ethno-Film” of Vladimir Bogoraz

 
PIIS086954150013126-8-1
DOI10.31857/S086954150013129-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera), Russian Academy of Sciences
Address: 3 University Emb., St. Petersburg, 199034, Russia
Journal nameEtnograficheskoe obozrenie
Edition№6
Pages127-144
Abstract

Based on previously unpublished archival documents, the article focuses on an important episode in the history of visual anthropology – theoretical developments and practical experiences of Vladimir Bogoraz, associated with the development of ethnographic cinema in the USSR at the turn of the 1920–1930s. Using the method of historical and cultural analysis and juxtaposing these documents with other relevant archival materials and thematic publications, I explore the scholarly and artistic qualities of Bogoraz’s film project that are of interest and importance to a wide range of disciplines in the humanities and social sciences. The presented materials from the archive of V. Bogoraz bring a double discovery: on the one hand, they uncover a history of interaction between ethnography and cinematography in the Soviet period; on the other hand, they expose an array of detailed theoretical, practical, and methodological recommendations for contemporary endeavors in the area of film research.

Keywordsethnographic film, visual anthropology, Bogoraz, history of ethnography, Soviet nationality policy
AcknowledgmentThis research was supported by the following institutions and grants: Russian Science Foundation, https://doi.org/10.13039/501100006769 [grant no. 19-18-00116]
Received28.12.2020
Publication date28.12.2020
Number of characters43405
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Этнография находится нынче на переломе. Научная часть завоевана марксизмом и быстро продвигается к своему оформлению. Однако, остались участки, еще не завоеванные: этно-популярные издания и кино. Эти отрасли должны разрабатываться с углубленным применением марксистского метода. Марксистского романа еще не существует, как не существует и марксистской этно-фильмы. (Тан-Богораз 1931: 136)
2 В последнее время все больше исследователей обращается в своих исканиях к визуально-антропологическим материалам, в т.ч. к кинофильмам советского периода. В одних работах произведения кинематографистов анализируются как документы эпохи, как своеобразные исторические источники (см.: Головнев 2016; Sarkisova 2017), в других – как акты творчества профессиональных ученых (см.: Арзютов 2016). Но, несмотря на свою информативную ценность, свидетельства по истории визуальной антропологии по-прежнему лишь фрагментарно представлены в научной историографии (см.: Александров 2014; Головнев 2011). Данная статья направлена на частичное преодоление этого пробела путем введения в научный оборот уникальных документов архива В.Г. Богораза, посвященных вопросам развития этнографического кино в СССР в начале 1930-х годов. Ввиду отсутствия публикаций, раскрывающих непосредственно этот аспект деятельности Владимира Германовича, основным источником для данной статьи стало дело под названием “Материалы по вопросу об этнографическом фильме”, хранящееся в персональном фонде исследователя в архиве Академии наук (СПбФ АРАН). Содержание его составляют машинописные и рукописные документы самого В.Г. Богораза (“Объяснительная записка по поводу лучшей организации этно кино-фильмы”, “Проект специализации по этнографической фильме на операторском факультете ГИКа”, “История организации этно-кино семинария”, «О создании специализированного кабинета этно-фильма на кинофабрике “Союзкино”», “Сценарный план”), а также брошюра А.И. Пиотровского “Художественные течения в советском кино” (см.: Пиотровский 1930) и первый номер журнала “Пролетарское кино” за 1931 г. Очевидно, что и брошюру, и публикацию в журнале В.Г. Богораз использовал в качестве рабочих материалов для формулирования своих положений по поводу развития этнографического кино, потому наиболее эффективным в рамках нашего исследования является метод сравнительного анализа документов, составляющих дело об этнографическом фильме из архива В.Г. Богораза.
3

Контекст кинопроекта

4 С момента своего появления кинематограф как техническое средство для фиксации и популяризации материалов открывал принципиально новые перспективы перед этнографией. В свое время еще В.Н. Харузина обращала внимание на свойства кино, значимые для проведения исследований: “…еще важнее для изучения обрядов, плясок, игр являются кинематографические снимки, дающие полное представление о деталях этих явлений народной жизни. Ни одно описание не даст столько, не позволит получить должное впечатление, как подобный, живой снимок” (Харузина 1914: 14). Но, несмотря на очевидную научную значимость новой формы народоописания, этнографы первое время воспринимали кинематограф как чуждую технологию. В значительной степени это обуславливалось относительной дороговизной киноаппаратуры, тем что ее трудно было достать, а также сложностью технологических процессов (киносъемки, обработки пленки, монтажа материалов), требовавших специальных знаний и навыков.

Number of purchasers: 1, views: 940

Readers community rating: votes 0

1. Aleksandrov, E.V. 2014. Predystoriia vizual’noi antropologii: pervaia polovina XX v. [Background to Visual Anthropology: First Half of the Twentieth Century]. Etnograficheskoe obozrenie 4: 127–140.

2. Arziutov, D.V. 2016. Etnograf s kinokameroi v rukakh: Prokof’evy i nachalo vizual’noi antropologii samodiitsev [Ethnographer with a Movie Camera in His Hands: The Prokofievs and the Beginning of Visual Anthropology of Samoyeds]. Antropologicheskii forum 29: 187–219.

3. Arziutov, D.V., S.S. Alymov, and D.D. Anderson, eds. 2014. Ot klassikov k marksizmu: soveshchanie etnografov Moskvy i Leningrada (5–11 aprelia 1929 g.) [From Classics to Marxism: Meeting of Ethnographers of Moscow and Leningrad (April 5–11, 1929)]. St. Petersburg: MAE RAN.

4. Bogoraz-Tan, V.G. 1928. Etnografy na sluzhbe SSSR [Ethnographers in the Service of the USSR]. Revoliutsiia i kul’tura 7: 8–11.

5. Golovnev, A.V. 2011. Antropologiia plius kino [Anthropology Plus Cinema]. Kul’tura i iskusstvo 1: 83–91.

6. Golovnev, I.A. 2016. “Lesnye liudi” – fenomen sovetskogo etnograficheskogo kino [“Forest People” – the Phenomenon of the Soviet Ethnographic Film]. Etnograficheskoe obozrenie 2: 81–96.

7. Golovnev, I.A. 2019. Vizual’naia antropologiia Dzigi Vertova [Visual Anthropology of Dziga Vertov]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta: istoriia 16 (4): 1386–1403. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2019.414

8. Kapitsa, L.L. 1927. Kul’turfil’ma i nauchnye ekspeditsii [Kulturfilma and Scientific Expeditions]. Kino-front 4: 2–3.

9. Kharuzina, V.N. 1914. Etnografiia [Ethnography]. Vyp. 2. Moscow: Imperatorskii arkheologicheskii institut.

10. Khudiakov, M.G. 1930. Opyt leningradskikh etnografov [The Experience of Leningrad’s Ethnographers]. Etnografiia 4: 81–86.

11. Kozin, S.G. 1931. Dal’nevostochnaia kompleksnaia ekspeditsiia [Far Eastern Complex Expedition]. Sovetskaia etnografiia 3–4: 201–207.

12. Lebedev, N.A. 1974. Vnimanie: kinematograf! O kino i o kinovedenii. Stat’i, issledovaniia, vystupleniia [Attention: Cinematography! About Cinema and Film Studies: Articles, Research, Speeches]. Moscow: Iskusstvo.

13. Liarskaia, E.V. 2016. “Tkan’ Penelopy”: “proekt Bogoraza” vo vtoroi polovine 1920–1930 gg. [“Penelope’s Fabric”: “Bogoraz’s Project” in the Second Half of the 1920–1930]. Antropologicheskii forum 29: 142–186.

14. Martin, T. 2011. Imperiia “polozhitel’noi deiatel’nosti”. Natsii i natsionalizm v SSSR, 1923–1939 [Empire of “Positive Activity”: Nation and Nationalism in the USSR, 1923–1939]. Moscow: ROSSPEN.

15. Mikhailova, E.A. 2004. Vladimir Germanovich Bogoraz: uchenyi, pisatel’, obshchestvennyi deiatel’ [Vladimir Germanovich Bogoraz: Scientist, Writer, Public Person]. Vydaiushchiesia otechestvennye etnografy i antropologi XX veka [Outstanding Russian Ethnographers and Anthropologists of the 20th Century], edited by V.A. Tishkov and D.D. Tumarkin, 95–136. Moscow: Nauka.

16. Paushkin, M.M. 1930. Kino cherez piat’ let [Cinema in Five Years]. Moscow: Teakinopechat’.

17. Piotrovskii, A.I. 1930. Khudozhestvennye techeniia v sovetskom kino [Artistic Trends in Soviet Cinema]. Moscow: Teakinopechat’.

18. Piotrovskii, A.I. 1969. Teatr. Kino. Zhizn’ [Theater, Cinema, Life]. Leningrad: Iskusstvo, 1969.

19. Romanova, E.N., and D.N. Zamiatin. 2016. Kholodnyi mir: dva poliusa izmereniia [Cold World: Two Poles of Measurement]. Etnograficheskoe obozrenie 4: 5–8.

20. Sarkisova, O. 2017. Screening Soviet Nationalities: Kulturfilms from the Far North to Central Asia. New York: I.B. Tauris.

21. Tan-Bogoraz, V.G. 1931. Etnograficheskaia belletristika [Ethnographic Fiction]. Sovetskaia etnografiia 3–4: 136–156.

22. Terskoi, A.N. 1930. Etnograficheskaia fil’ma [Ethnographic Film]. Moscow: Teakinopechat’.

23. Yakovlev, N.F. 1930. Kino i etnografiia [Cinema and Ethnography]. In Etnograficheskaia fil’ma [Ethnographic Film], by Terskoi A.N., 3–16. Moscow: Teakinopechat’.

Система Orphus

Loading...
Up