Silence in the Dialogue as a Problem of the Philosophy of Education

 
PIIS004287440004786-9-1
DOI10.31857/S004287440004786-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Belarusian State University
Address: Belarus, Minsk
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 4
Pages6-11
Abstract

The phenomenon of silence in various spheres of human spiritual life has repeatedly become the subject of philosophical and scientific-humanitarian reflections. The topic of silence (contemplation) was also discussed in the context of epistemological problems. This article discusses the role of silence as an element of dialogue and its role in the formation of processes of motivation to self-learning for a person, who lives in a constantly changing world, i.e. it is considered from the perspective of the philosophy of education. The author focuses his attention on the didactic and methodological aspects of the phenomenon of silence of the student, that is connected with the assimilation of the value bases of learning. This kind of silence is the basis for the active reproduction of the knowledge and understanding of the students of themselves and the world. The author suggests that the effectiveness of silence involves the correlation of the teaching process with cultural and historical contexts, the silent perception of which, going parallel to the assimilation of the subject material, becomes the basis for the activation of self-consciousness of the student. In particular, the role of such contexts is effectively performed by the teacher's appeals to historical memory, accompanying information about a particular subject of study and, principally, tacitly perceived by the student. The author argues that the inclusion of the historical memory of society in the educational process, carried out in the personal contact of the teacher and the student (but not in the process of mastering the latest information obtained through digital technologies), allows a person to gain the ability to meaningfully remain silent, "revealing" themselves, their meanings and learning goals. However, silence in this case activates the person's ability to ask questions and to conduct heuristic dialogue.

Keywordssilence, the philosophy of education, communication, historical memory, dialogue
Received17.04.2019
Publication date17.05.2019
Number of characters13446
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 Обретение учащимся внутренней мотивации к образованию в способности молчать отмечалась далеко не только в современной педагогике. Тема молчания является общим «полем» для представителей различных наук и для религиозных мыслителей: психологов, лингвистов, философов, педагогов, теологов. В их рассуждениях и духовных практиках молчание выступает зачастую как гораздо более сильный коммуникативный компонент, нежели «говорение», и выступает самым «коротким», а потому действенным средством общения человека с самим собой, с Другим, с внешним миром. Молчание есть нечто не высказанное словами, но означающее многое (см.: [Lebra 1987]). Однако это только в том случае, когда молчание выступает как форма соотнесения себя с историческим опытом человечества.
2 Образование по самой своей сути есть не что иное, как передача от поколения поколению (от учителя к ученику) педагогически адаптированного опыта человечества. Так было в древних цивилизациях, так обстоит дело и сегодня. Однако накопленные объемы транслируемых знаний до сих пор не привели к появлению совершенного человека и «идеально творческого общества». И одна из очевидных причин этого применительно к образованию состоит в том, что его культурно-исторический смысл и цели часто остаются вне процесса научения. Образовательные практики сводятся зачастую к передаче информации и практических навыков вне общественно значимых ценностно-экзистенциальных контекстов, в которых только и могут быть усвоены знания и опыт поколений.
3 Редукция образовательных практик к передаче информации приводит к тому, что вне внимания оказывается сам живой реальный ученик – его личность, самосознание, его, если угодно, общественная миссия, его предназначение и индивидуальные особенности. Ученик в этом случае рассматривается в качестве чистого листа, и цель такого образования – заполнить этот лист как можно более мелким почерком. К сожалению, типичной является ситуация, когда обучающийся на занятии просто следует за логикой преподавателя, который «подводит» к «правильному» результату (описанному в учебниках). Поэтому даже в тех случаях, когда в ходе обучения возникает диалог, в силу доминирующей информационной позиции преподавателя он приобретает характер монолога, что отнюдь не способствует в полной мере раскрытию личностных качеств ученика, его умению слушать и слышать собеседника, планировать деятельность, осуществлять ее рефлексию [Хуторской, Король 2008].
4 Чтобы придать этому диалогу характер общения, способствующего раскрытию творческих способностей учащегося, необходимо активизировать мотивационную составляющую образовательного процесса, то есть заинтересовать человека в освоении себя и мира [Пружинин 2018]. Тогда конкретный материал, подготовленный преподавателем, становится предметом интересной беседы, выходящей за рамки тематики лекции. С этой целью необходимо включать в процессы передачи знаний сюжеты, выражающие их культурно-историческую значимость, причем не в виде назидательного повествования о социальной важности приобретения знаний вообще, но в форме, затрагивающей личностные установки учащегося, сферу его мотивации к образованию. Конечно, включение таких сюжетов может осуществляться по-разному. В данном случае я обращаю внимание на педагогическую ценность молчаливого усвоения, которое, на мой взгляд, приводит к изменениям в наиболее глубоких слоях мотивации человека (см.: [Zembylas, Michaelides 2004]). «Молчание… – как писал В.П. Зинченко, – должно рассматриваться как Присутствие, если угодно, как одна из важнейших форм внутреннего диалога сознания или души. Молчание – не только “место” внутреннего диалога, но и место для взаимопроникновения, взаимотталкивания внешнего и внутреннего диалогов…» [Зинченко 2005, 60].

Number of purchasers: 3, views: 1660

Readers community rating: votes 0

1. Borytko, Nikolay M. (2005) Man’s education, Tsentr distantsionnogo obrazovaniya ‘Eydos’, Moscow (In Russian).

2. Halbwachs, Maurice (1950) La memoire collective, Albin Michel, Paris.

3. Khoruzhy, Sergey S. (2000) About the old and the new, Aleteya, Saint Petersburg (In Russian).

4. Khutorskoy, Andrey V. (2003) Didactic heuristics. Theory and technology of creative learning, MGU, Moscow (In Russian).

5. Khutorskoy, Andrey V., Korol, Andrey D. (2008) ‘Dialogism as a problem of modern education (philosophical and methodological aspect)’, Voprosy Filosofii, Vol. 4 (2008), pp. 109–115 (In Russian).

6. Korol, Andrei D. (2007) ‘Interactive approach to the organization of heuristic learning’, Pedagogika, 9 (2007), pp. 18–25 (In Russian).

7. Korol, Andrei D. (2013) ‘Stereotype as an educational problem’, Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2013), pp. 156–162 (In Russian).

8. Korol, Andrei D. (2016) ‘From the logic of knowledge to the logic of communication, or is the didactics of silence possible?’, Vestnik Instituta obrazovaniya cheloveka, 2, https://eidos-institute.ru/journal/2016/200/Eidos-Vestnik2016-206-Korol.pdf (In Russian)

9. Lebra, Takie (1987) ‘The cultural significance of silence in Japanese communication’, Multilingua, 6, 4, pp. 343–357.

10. Pruzhinin, Boris I. (2018) ‘Prognostic Functions of the Pedagogical Research: Philosophical-Methodological Analyses’, Voprosy Filosofii, Vol. 6 (2018), pp. 5–18 (In Russian).

11. Zembylas, Michalinos, Michaelides, Pavlos (2004) ‘The Sound of Silence in Pedagogy’, Educational Theory, 54, 2, pp. 193–210.

12. Zinchenko, Vladimir P. (2005) ‘The Principle of Active Rest in Thinking and Action’, Cultural-Historical Psychology, 1, pp. 57–68 (In Russian).

Система Orphus

Loading...
Up