“Марксистская этно-фильма” Владимира Богораза

 
Код статьиS086954150013126-8-1
DOI10.31857/S086954150013129-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: старший научный сотрудник
Аффилиация: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), РАН
Адрес: Университетская наб. 3, Санкт-Петербург, 199034, Россия
Название журналаЭтнографическое обозрение
Выпуск№6
Страницы127-144
Аннотация

Основанная на ранее не публиковавшихся архивных документах статья фокусируется на важном эпизоде в истории визуальной антропологии – теоретических разработках и практических опытах В.Г. Богораза, связанных с развитием этнографического кино в СССР на рубеже 1920–1930-х годов. Методом историко-культурологического анализа этих материалов, а также сопоставления их со смежными архивными документами и тематическими публикациями в статье выявляются научно-художественные качества богоразовского кинопроекта, актуальные для широкого спектра гуманитарных дисциплин. Публикуемые материалы архива В.Г. Богораза несут в себе двойное открытие: c одной стороны, на фоне крайнего дефицита информации об опытах этнографического кино советского периода раскрывают историю взаимодействия этнографии и кинематографии, с другой – обнаруживают подробные теоретические, практические и методические рекомендации, востребованные в современной киноисследовательской деятельности.

Ключевые словаэтнографическое кино, визуальная антропология, Богораз, история этнографии, советская национальная политика
Источник финансированияИсследование проведено при финансовой поддержке следующих организаций и грантов: Российский научный фонд, https://doi.org/10.13039/501100006769 [проект № 19-18-00116]
Получено28.12.2020
Дата публикации28.12.2020
Кол-во символов43405
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Этнография находится нынче на переломе. Научная часть завоевана марксизмом и быстро продвигается к своему оформлению. Однако, остались участки, еще не завоеванные: этно-популярные издания и кино. Эти отрасли должны разрабатываться с углубленным применением марксистского метода. Марксистского романа еще не существует, как не существует и марксистской этно-фильмы. (Тан-Богораз 1931: 136)
2 В последнее время все больше исследователей обращается в своих исканиях к визуально-антропологическим материалам, в т.ч. к кинофильмам советского периода. В одних работах произведения кинематографистов анализируются как документы эпохи, как своеобразные исторические источники (см.: Головнев 2016; Sarkisova 2017), в других – как акты творчества профессиональных ученых (см.: Арзютов 2016). Но, несмотря на свою информативную ценность, свидетельства по истории визуальной антропологии по-прежнему лишь фрагментарно представлены в научной историографии (см.: Александров 2014; Головнев 2011). Данная статья направлена на частичное преодоление этого пробела путем введения в научный оборот уникальных документов архива В.Г. Богораза, посвященных вопросам развития этнографического кино в СССР в начале 1930-х годов. Ввиду отсутствия публикаций, раскрывающих непосредственно этот аспект деятельности Владимира Германовича, основным источником для данной статьи стало дело под названием “Материалы по вопросу об этнографическом фильме”, хранящееся в персональном фонде исследователя в архиве Академии наук (СПбФ АРАН). Содержание его составляют машинописные и рукописные документы самого В.Г. Богораза (“Объяснительная записка по поводу лучшей организации этно кино-фильмы”, “Проект специализации по этнографической фильме на операторском факультете ГИКа”, “История организации этно-кино семинария”, «О создании специализированного кабинета этно-фильма на кинофабрике “Союзкино”», “Сценарный план”), а также брошюра А.И. Пиотровского “Художественные течения в советском кино” (см.: Пиотровский 1930) и первый номер журнала “Пролетарское кино” за 1931 г. Очевидно, что и брошюру, и публикацию в журнале В.Г. Богораз использовал в качестве рабочих материалов для формулирования своих положений по поводу развития этнографического кино, потому наиболее эффективным в рамках нашего исследования является метод сравнительного анализа документов, составляющих дело об этнографическом фильме из архива В.Г. Богораза.
3

Контекст кинопроекта

4 С момента своего появления кинематограф как техническое средство для фиксации и популяризации материалов открывал принципиально новые перспективы перед этнографией. В свое время еще В.Н. Харузина обращала внимание на свойства кино, значимые для проведения исследований: “…еще важнее для изучения обрядов, плясок, игр являются кинематографические снимки, дающие полное представление о деталях этих явлений народной жизни. Ни одно описание не даст столько, не позволит получить должное впечатление, как подобный, живой снимок” (Харузина 1914: 14). Но, несмотря на очевидную научную значимость новой формы народоописания, этнографы первое время воспринимали кинематограф как чуждую технологию. В значительной степени это обуславливалось относительной дороговизной киноаппаратуры, тем что ее трудно было достать, а также сложностью технологических процессов (киносъемки, обработки пленки, монтажа материалов), требовавших специальных знаний и навыков.

Всего подписок: 1, всего просмотров: 916

Оценка читателей: голосов 0

1. Александров Е.В. Предыстория визуальной антропологии: первая половина ХХ в. // Этнографическое обозрение. 2014. № 4. С. 127–140.

2. Арзютов Д.В. Этнограф с кинокамерой в руках: Прокофьевы и начало визуальной антропологии самодийцев // Антропологический форум. 2016. № 29. С. 187–219.

3. Арзютов Д.В., Алымов С.С., Андерсон Д.Д. (ред.) От классиков к марксизму: совещание этнографов Москвы и Ленинграда (5–11 апреля 1929 г.). СПб.: МАЭ РАН, 2014.

4. Богораз-Тан В.Г. Этнографы на службе СССР // Революция и культура. 1928. № 7. С. 8–11.

5. Головнев А.В. Антропология плюс кино // Культура и искусство. 2011. № 1. С. 83–91.

6. Головнев И.А. “Лесные люди” – феномен советского этнографического кино // Этнографическое обозрение. 2016. № 2. С. 81–96.

7. Головнев И.А. Визуальная антропология Дзиги Вертова // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2019. Т. 16. Вып. 4. С. 1386–1403. https://doi.org/10.21638/11701/spbu02.2019.414

8. Капица Л.Л. Культурфильма и научные экспедиции // Кино-фронт. 1927. № 4. С. 2–3.

9. Козин С.Г. Дальневосточная комплексная экспедиция // Советская этнография. 1931. № 3–4. C. 201–207.

10. Лебедев Н.А. Внимание: кинематограф! О кино и о киноведении. Статьи, исследования, выступления. М.: Искусство, 1974.

11. Лярская Е.В. “Ткань Пенелопы”: “проект Богораза” во второй половине 1920-х – 1930-х гг. // Антропологический форум. 2016. № 29. С. 142–186.

12. Мартин Т. Империя “положительной деятельности”. Нации и национализм в СССР, 1923–1939. М.: РОССПЭН, 2011.

13. Михайлова Е.А. Владимир Германович Богораз: ученый, писатель, общественный деятель // Выдающиеся отечественные этнографы и антропологи ХХ века / Отв. ред. В.А. Тишков, Д.Д. Тумаркин. М.: Наука, 2004. С. 95–136.

14. Паушкин М.М. Кино через пять лет. М.: Теакинопечать, 1930.

15. Пиотровский А.И. Художественные течения в советском кино. М.: Теакинопечать, 1930.

16. Пиотровский А.И. Театр. Кино. Жизнь. Л.: Искусство, 1969.

17. Романова Е.Н., Замятин Д.Н. Холодный мир: два полюса измерения // Этнографическое обозрение. 2016. № 4. С. 5–8.

18. Тан-Богораз В.Г. Этнографическая беллетристика // Советская этнография. 1931. № 3–4. C. 136–156.

19. Терской А.Н. Этнографическая фильма. М.: Теакинопечать, 1930.

20. Харузина В.Н. Этнография. Вып. 2. М.: Императорский археологический институт, 1914.

21. Худяков М.Г. Опыт ленинградских этнографов // Этнография. 1930. № 4. С. 81–86.

22. Яковлев Н.Ф. Кино и этнография // Терской А.Н. Этнографическая фильма. М.: Теакинопечать, 1930. С. 3–16.

23. Sarkisova O. Screening Soviet Nationalities: Kulturfilms from the Far North to Central Asia. N.Y.: I.B. Tauris, 2017.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Пути кино 1929 – Пути кино. Первое всесоюзное партийное совещание по кинематографии. М.: Теакинопечать, 1929. 

Совещание 1929 – Совещание этнографов Ленинграда и Москвы // Этнография. 1929. № 2. С. 110–145.

СПбФ АРАН – Санкт-Петербургский филиал Архива РАН. Ф. 250. Оп. 3. Д. 93.

Сутырин 1931 – Сутырин В. О социалистической реконструкции кинематографии // Пролетарское кино. 1931. № 1. С. 6–17.

Сытин 1929 – Сытин В.А. Кино-Атлас // Кино и культура. 1929. № 4. C. 71–72.

Пролетарское кино 1931 – Что значит “Пролетарское кино”? // Пролетарское кино. 1931. № 1. С. 3–5.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх