Тема другого. Философские идеи Владимира Библера в контексте XX столетия

 
Код статьиS004287440001360-1-1
DOI10.31857/S004287440001360-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник; заведующий кафедрой философии
Аффилиация:
Институт философии РАН
Свято-Филаретовский православно-христианский институт
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №9
Страницы141-153
Аннотация

В статье рассматривается парадокс, возникающий в концепции В.С. Библера в связи с вопросом о поиске начала. Разум в состоянии обосновать себя и прийти к своему началу, когда достигает всеобщности. Самообоснование разума при этом тесно связано с самообоснованием мыслящего индивида. Последний должен достичь всеобщности вместе с разумом. Такое развертывание разума возможно лишь во взаимодействии с другим разумом, который тоже должен достичь всеобщности. Однако это невозможно, поскольку всеобщность не допускает присутствия другого. Путь к решению проблемы намечается при помощи концепции произведения, разработанной М. Бахтиным. Превращение текста в произведение есть движение к всеобщему, в котором постоянно участвует другое произведение. Однако выясняется, что такое решение возможно лишь в бесконечности. Оно предполагает движение к недостижимому горизонту и невозможно в реальности. Анализ реальной ситуации приводит к концепции конечного разума. Такой разум не обосновывает себя, его начало всегда скрыто в другом. Другой оказывается трансцендентным истоком бытия и мысли. Всякий мыслящий индивид обязан другому как способностью мыслить, так и самим существованием. В заключение выявлены два типа стратегий в отношении другого, развитые в современной философии. Первый тип направлен на устранение другого и приводит к конструированию ложной всеобщности. Второй тип сохраняет трансцендентность другого.

Ключевые словадругой, всеобщность, начало, индивид, произведение, текст
Получено19.10.2018
Дата публикации23.10.2018
Кол-во символов42602
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1

Введение. Обозначение контекста

2

Владимир Соломонович Библер оказался в средоточии философии XX века. Достаточно сделать краткий обзор обсуждавшихся им тем, чтобы увидеть, как он постоянно «попадает в точку», угадывая те направления мысли, которые постоянно волновали его коллег философов в разных странах и писавших на разных языках. Этот тезис, конечно, требует серьезного обзора, который вовсе не является целью моей статьи. Я укажу лишь одну такую тему. Это тема другого. В разных философских направлениях она упорно возникает, обнаруживая разные повороты и смыслы: другое сознание, другой язык, другая культура. Наконец, просто другой (или Другой) как философская проблема [Сокулер 2008]. Попытка найти место Библера в контексте ушедшего столетия едва ли исчерпалась написанием приличной по объему книги («Владимир Соломонович Библер» в серии «Философия России второй половины ХХ в.» 2009 г.). Не имея возможности для такого труда, я лишь попробую задеть некие узлы названной проблематики, не привлекая большого числа текстов. Однако, рассчитывая на осведомленность читателя, я отважусь сразу на одно замечание, поскольку здесь мы обнаружим удивительную иллюстрацию важнейшей идеи Библера.

3

В самом деле обратим внимание на саму озабоченность темой другого. Выбрав тексты Владимира Соломоновича в качестве исходного пункта, мы получаем шанс двинуться в дальнее (причем неизвестно, насколько дальнее) путешествие по другим текстам. Так или иначе, пытаясь разобраться в теме, мы, поначалу следуя указаниям самого автора, должны будем освоиться с работами Бахтина, с неокантианской эстетикой вчувствования, с отношением Я – Ты у Бубера… Однако мы быстро выйдем за пределы прямых отсылок. Феноменологический анализ интерсубъективности тут также окажется актуален. Куда дальше? Логику дальнейшего движения предсказать трудно, но его продолжение неизбежно. Мы, конечно же, столкнемся с аналитической философией сознания, в которой, кстати, тема чужого сознания тесно связана с психофизической проблемой (вспомним знаменитый вопрос Томаса Нагеля: What is It Like to Be a Bat? [Nagel 1974]). С другой стороны, мы не избежим и разговора о другом языке, о разнородности языковых каркасов, о невозможности радикального перевода и об онтологической относительности. Тогда мы вспомним и о научных парадигмах, о несоизмеримости теорий, а также разнообразную критику этих подходов. Но есть и другое направление рассуждений, ведущее нас к вопросу об интеракционизме, языковым играм, теории коммуникативного действия. В какойто момент мы, возможно, незаметно для себя, покинем философию и перейдем в сферу социологического анализа. Или в антропологию, в изучение других культур (вспомним поздние работы К. Леви-Стросса [Леви-Стросс 2016]).

4

Более или менее осведомленный читатель укажет еще множество направлений, которые захватят весьма разнородные тексты. Стоит ли говорить, что нам придется выйти далеко за пределы XX столетия – актуальными окажутся и произведения (философские и не только), созданные в более отдаленном прошлом.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1568

Оценка читателей: голосов 0

1. Арендт 1996 – Арендт Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996.

2. Аристотель 1976а – Аристотель. Метафизика. Сочинения в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976.

3. Аристотель 1976б – Аристотель. О душе. Сочинения в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1976.

4. Аристотель 1978 – Аристотель. Вторая аналитика. Сочинения в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1978.

5. Бахтин 2000 – Бахтин М.М. Проблема текста // Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. С. 299–317.

6. Библер 1990 – Библер В.С. От наукоучения – к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1990.

7. Библер 1991 – Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры. М.: Прогресс, 1991.

8. Гегель 2000 – Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. М.: Наука, 2000.

9. Леви-Стросс 2016 – Леви-Стросс К. Узнавать других. Антропология и проблемы современности. М.: Текст, 2016.

10. Апель 2001 – Апель К.-О. Трансформация философии. М.: Логос, 2001.

11. Сокулер 2008 – Сокулер З. А. Герман Коген и философия диалога. М.: Прогресс-Традиция, 2008.

12. Хабермас 2001 – Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001.

13. Nagel, Thomas (1974) “What is It Like to Be a Bat”, Philosophical Review, Vol. 83, pp. 435–456.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх