Первичные онлайн-обращения за психолого-педагогической помощью родителей билингвальных детей с трудностями в обучении

 
Код статьиS271291870016821-9-1
DOI
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры логопедии
Аффилиация: Институт специальной педагогики и психологии ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет
Адрес: Российская Федерация,
Название журналаРоссийский журнал исследований билингвизма
ВыпускТеоретические и прикладные аспекты исследования билингвизма в фокусе научных дискуссий
Страницы69-75
Аннотация

Рассматриваются первичные онлайн-обращения за психолого-педагогической помощью родителей билингвальных детей с трудностями в обучении. Анализируются статистические параметры выборки; данные о характере получаемой детьми помощи, выраженности нарушения школьных навыков; жалобы и запросы родителей. 

Ключевые словабилингвизм, речевое недоразвитие, нарушения письма и чтения, дислексия, дисграфия, трудности в обучении.
Получено17.09.2021
Дата публикации22.10.2021
Кол-во символов13764
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Проблема психолого-педагогической диагностики специфических трудностей в обучении у билингвальных детей. Психолого-педагогическое консультирование билингвальных детей в связи с трудностями в обучении представляет собой сложную во многих отношениях проблему [1, 2, 7, 9, 11, 12, 13, 15]. Прежде всего оно предполагает комплексное обследование: логопедическое и психологическое [3, 10, 11, ], причем в большинстве случаев требуется подключение специалистов, для которых родным является второй язык ребенка [6]. Кроме того необходимы консультации педагогов общего профиля, преподавателей русского языка как иностранного, семейных психологов [4, 8, 9]. Организовать такой формат взаимодействия, не прибегая к онлайн-консультированию практически невозможно, поскольку по месту жительства семьи обычно имеют доступ только к части специалистов. Помимо этого многие носители русского языка, живущие за рубежом, не могут пройти обследование у русскоязычных логопеда и психолога очно, а получение помощи на языке страны проживания затруднительно в силу языкового, социального и культурного барьеров [5, 12, 13]. В связи с этим дистанционная диагностика, хотя и имеет некоторые ограничения, может рассматриваться порой как единственный доступный вариант [14]. Онлайн-центр диагностики и поддержки детей с трудностями в обучении функционирует с 2020 года в рамках проекта «Внедрение инновационных образовательных стандартов и практик для детей с трудностями обучения в регионы Российской Федерации», реализуемого Ассоциацией родителей детей с дислексией. Центр оказывает безвозмездную помощь гражданам России, предоставляя консультации логопедов, нейропсихологов, семейных психологов. Консультирование проходит в 2 этапа. При первичном обращении родитель (законный представитель) ребенка заполняет анкету на сайте Центра, в которую входит ряд вопросов, касасющихся речевого и познавательного развития ребенка, а затем может выбрать свободный временной слот для первичного приема, длительность которого около 25 минут. В задачи первичного приема входят: уточнение запроса родителей, сбор анамнестических данных, обсуждение особенностей предстоящей онлайн-диагностики и запись к конкретному специалисту. На втором этапе проводится онлайн-обследование ребенка логопедом и/или нейропсихологом. Оно длится около 55 минут с небольшим перерывом. Перед его прохождением родители согласно полученным инструкциям отправляют в Центр фото письменных работ ребенка, видеозаписи беседы, чтения вслух. Родителей билингвальных детей специально предупреждают о необходимости предоставления работ на двух языках, а также по возможности заключений специалистов, говорящих на втором языке ребенка. Таким образом, логопед и психолог перед диагностическим приемом располагают данными первичной анкеты, заполненной родителями на сайте, сведениями, полученными на первичной консультации, а также образцами письма ребенка. Это помогает выстроить диагностическую гипотезу, подобрать адекватные инструменты обследования. Всего за 10 месяцев работы в Центр поступило около 1200 первичных обращений родителей, из них 61 обращение от родителей билингвальных или полилингвальных детей школьного возраста. В этой статье представлен анализ данных заполненных ими первичных опросников.

всего просмотров: 351

Оценка читателей: голосов 0

1. Андреева И.В., Хруслов Г.В. Функционирование русского языка в странах СНГ и Балтии. М. : Гос. ин-т рус. яз., 2004. 78 с.

2. Бабаева Е. А. Готовность к обучению в школе детей-билингвов с речевой патологией: диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.00 / Моск. пед. гос. ун-т им. В. И. Ленина. Москва, 1992. 147 с.

3. Величенкова О.А., Русецкая М.Н. Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. Москва : Национальный книжный центр, 2015. 316 с.

4. Гагарина Н.В., Класерт А., Топаж Н. Тест по русскому языку для билингвальных детей. СПб.: Златоуст, 2015. 57 листов + метод. описание (48 с.).

5. Инденбаум Е.Л. К проблеме детского двуязычия и "инокультурности" / Е. Л. Инденбаум // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2016. Т. 17. С. 26-37.

6. Касимова Э.Г. Формирование произношения у башкирских детей 6-8 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием: Дис. … канд. пед. наук. – М., 2003. 182 с.

7. Круглякова Т.А. Вопросы освоения и функционирования языка в ситуации многоязычия в докладах участников конференции «Проблемы онтолингвистики - 2017». 26-28 июня 2017 года ргпу им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) // Российский гуманитарный журнал. 2017. №4. С. 349-358.

8. Кряхтунова О.В. Педагогический статус детей-мигрантов в русскоязычной образовательной среде / Полилингвиальность и транскультурные практики, 2018, №1 (15). С. 27-37.

9. Овчинникова И. Г. К проблеме специфики ошибок в случае естественного билингвизма: сопоставление речи русско-иврит билингвов с материалами национального корпуса русского языка / И. Г. Овчинникова // Проблемы социо- и психолингвистики. 2011. № 15. С. 168-182.

10. Овчинников А. В. Логопедическая помощь двуязычным детям в речевом развитии // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2011. №3-1. С. 141-144.

11. Поливара, З. В. К вопросу изучения детей-билингвов в логопедической науке / Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика : III Международная научно-практическая конференции: сборник статей, Чита, 27 ноября 2014 года / под редакцией А.И. Улзытуевой. Чита: Забайкальский государственный университет, 2015. С. 124-130.

12. Поливара, З. В. Этнопсихолингвистический аспект оценивания речевых дисфункций у детей - билингвов / З. В. Поливара // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-2. С. 57-60.

13. Протасова Е. Ю., Родина Н.М. Многоязычие в детском возрасте. СПб.: Златоуст, 2005. 272 с.

14. Русецкая М. Н., Лагутина А.В., Величенкова О.А. Возможности организации логопедического онлайн-консультирования русскоязычных семей за рубежом // Русский язык за рубежом. 2020. № 1(278). С. 89-93.

15. Чиршева, Г. Н. Основы онтобилингвологии (Русско-английский материал) : специальность 10.02.19 "Теория языка" : диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. Санкт-Петербург, 2000. 463 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх