Theme of Other. Philosophical Ideas of Vladimir Bibler in the Context of the XX Century

 
PIIS004287440001360-1-1
DOI10.31857/S004287440001360-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Leading research fellow; head of department of philosophy
Affiliation:
Institute of philosophy Russian academy of science
St. Philaret Christian Orthodox Institute
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 9
Pages141-153
Abstract

The article deals with the paradox arising in the concept of V. Bibler in connection with the question of finding the beginning thought. Reason can justify itself and come to its beginning, only when it reaches universality. The self-justification of the reason is closely connected with the self-justification of the thinking individual. The latter must achieve universality along with reason. This unfolding of the reason is possible only in interaction with other reason, which also must achieve universality. However, this is impossible, since universality does not allow the presence of other. The way to solve the problem is planned with the help of the concept of composition developed by M. Bakhtin. The transformation of a text into a composition is a movement towards the universal, in which other composition constantly participates. However, it turns out that such a solution is possible only in the infinity. It involves moving to an unattainable horizon and it is impossible in reality. An analysis of the actual situation leads to the concept of a finite reason. Such a reason does not substantiate itself, its beginning is always hidden in other. The other is a transcendent source of being thought. Every thinking individual owes to the other both the ability to think and the very existence. In conclusion, two types of strategies for the other, developed in modern philosophy, have been identified. The first type is aimed at eliminating the other and leads to the construction of false universality. The second type preserves the transcendence of the other.

Keywordsother, universality, beginning, individual, composition, text
Received19.10.2018
Publication date23.10.2018
Number of characters42602
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Введение. Обозначение контекста

2

Владимир Соломонович Библер оказался в средоточии философии XX века. Достаточно сделать краткий обзор обсуждавшихся им тем, чтобы увидеть, как он постоянно «попадает в точку», угадывая те направления мысли, которые постоянно волновали его коллег философов в разных странах и писавших на разных языках. Этот тезис, конечно, требует серьезного обзора, который вовсе не является целью моей статьи. Я укажу лишь одну такую тему. Это тема другого. В разных философских направлениях она упорно возникает, обнаруживая разные повороты и смыслы: другое сознание, другой язык, другая культура. Наконец, просто другой (или Другой) как философская проблема [Сокулер 2008]. Попытка найти место Библера в контексте ушедшего столетия едва ли исчерпалась написанием приличной по объему книги («Владимир Соломонович Библер» в серии «Философия России второй половины ХХ в.» 2009 г.). Не имея возможности для такого труда, я лишь попробую задеть некие узлы названной проблематики, не привлекая большого числа текстов. Однако, рассчитывая на осведомленность читателя, я отважусь сразу на одно замечание, поскольку здесь мы обнаружим удивительную иллюстрацию важнейшей идеи Библера.

3

В самом деле обратим внимание на саму озабоченность темой другого. Выбрав тексты Владимира Соломоновича в качестве исходного пункта, мы получаем шанс двинуться в дальнее (причем неизвестно, насколько дальнее) путешествие по другим текстам. Так или иначе, пытаясь разобраться в теме, мы, поначалу следуя указаниям самого автора, должны будем освоиться с работами Бахтина, с неокантианской эстетикой вчувствования, с отношением Я – Ты у Бубера… Однако мы быстро выйдем за пределы прямых отсылок. Феноменологический анализ интерсубъективности тут также окажется актуален. Куда дальше? Логику дальнейшего движения предсказать трудно, но его продолжение неизбежно. Мы, конечно же, столкнемся с аналитической философией сознания, в которой, кстати, тема чужого сознания тесно связана с психофизической проблемой (вспомним знаменитый вопрос Томаса Нагеля: What is It Like to Be a Bat? [Nagel 1974]). С другой стороны, мы не избежим и разговора о другом языке, о разнородности языковых каркасов, о невозможности радикального перевода и об онтологической относительности. Тогда мы вспомним и о научных парадигмах, о несоизмеримости теорий, а также разнообразную критику этих подходов. Но есть и другое направление рассуждений, ведущее нас к вопросу об интеракционизме, языковым играм, теории коммуникативного действия. В какойто момент мы, возможно, незаметно для себя, покинем философию и перейдем в сферу социологического анализа. Или в антропологию, в изучение других культур (вспомним поздние работы К. Леви-Стросса [Леви-Стросс 2016]).

4

Более или менее осведомленный читатель укажет еще множество направлений, которые захватят весьма разнородные тексты. Стоит ли говорить, что нам придется выйти далеко за пределы XX столетия – актуальными окажутся и произведения (философские и не только), созданные в более отдаленном прошлом.

Number of purchasers: 0, views: 1557

Readers community rating: votes 0

1. Arendt, Hanna, The Origins of Totalitarianism (Russian translation).

2. Aristoteles, Metaphysica (Russian translation).

3. Aristoteles, De anima (Russian Translation).

4. Aristoteles, Analytica posteriora (Russian translation).

5. Bakhtin, Mihail M. The Text Problem (in Russian).

6. Bibler, Vladimir S. From the science of science to the logic of culture. Two Philosophical Introductions to the Twenty-First Century (in Russian).

7. Bibler, Vladimir S. Mihail Mihailovich Bakhtin or Poetics of Culture (in Russian).

8. Hegel G.W.F., Phänomenologie des Geistes (Russian translation).

9. Lévi-Strauss, Claude, L’anthropologie face aux problиmes du monde moderne (Russian translation).

10. Apel, Karl-Otto (1988) Transformation der Philosophie, Suhrkamp, Frankfurt am М. (Russian Translation 2001).

11. Habermas, Jürgen (2001) Moralbewusstsein und Kommunikatives Handeln, Suhrkamp, Frankfurt am M. (Russian Translation 2001)

12. Nagel, Thomas (1974) “What is It Like to Be a Bat”, Philosophical Review, Vol. 83, pp. 435–456.

13. Sokuler, Zinaida A. (2008) Hermann Cohen and Philosophy of Dialog, Progress-Traditsia, Moscow (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up