Идеи как переживание От психоистории к психоидеологии русской идеи

 
Код статьиS004287440007521-8-1
DOI10.31857/S004287440007521-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №12
Страницы20-30
Аннотация

Понятие психоидеологии вводится в контексте подхода психоистории (Ллойд Де Моз). Философии свойственно анализировать идеологии прежде всего как контент, то есть с точки зрения порождения и соотношения идей, их филиации и констелляции. Реже учитываются связанные с идеологиями психологические комплексы и эмоциональные реакции. Однако в ключевых моментах порождения и воздействия идей решающую роль могут играть именно личностные и коллективные, массовые переживания. Данные аспекты особенно важны в неклассических ситуациях латентной, теневой и диффузной, «проникающей» идеологии. В отличие от представлений об идеологии исключительно как о «сознании для другого» рассматривается собственная психоидеология личности. Во внутренней оппозиции «друг – враг» воспроизводятся все стандартные функции идеологической работы и борьбы. Собственная цензура внутреннего диалога и внутренней речи фильтрует, что может или не может говорить человек самому себе. Для выявления структур психоидеологии применяются методы составления композиционных психологических портретов целых идеологических линий, а также биографический анализ зарождения и первичного оформления базовых идей.

Ключевые словапсихоистория, психоидеология, русская идея, политический нарциссизм, теневая и латентная идеология, внутренний диалог, постмодернизм
Получено10.12.2019
Дата публикации11.12.2019
Кол-во символов31252
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Идеей психоистории Ллойд Де Моз реагирует на известную максиму социологии: «...Правило Дюркгейма: "Когда социальное явление прямо объясняется психологическим явлением, можно не сомневаться, что объяснение ложно" мы заменяем следующим правилом: "Все групповые явления имеют психологическое объяснение; индивиды в группе и поодиночке действуют по-разному лишь потому, что по-разному решают свои психические конфликты...» [Де Моз 2000, 176–177].
2 Кажется, что это типичный спор о сущностях – о сущности истории как науки и как процесса. Однако сама полемика ближе к методологии: объяснительная сила концепции оправдывает конституирование предмета. «Психоистория есть наука об исторической мотивации – не больше и не меньше» [Де Моз 2000, 6]. Это «не больше» защищает от обвинений в редукционизме, а «не меньше» даёт контратаку: «Похоже, что после слов «жажда власти» историки уже не считают нужным пускаться в дальнейшие рассуждения» и даже пускаясь в экономические «объяснения», они «никогда не доходят до того, чтобы спросить, почему именно война становилась средством разрешения того или иного экономического разногласия» [там же]. Еще никто не составлял список экономических выгод за вычетом стоимости войны, «однако историки продолжают наполнять целые библиотеки описаниями экономических условий перед войной, не затрудняя себя анализом слов и поступков лидеров, развязавших войну...» [там же]. «Мои собственные исследования держат в центре внимания мотивы поступков тех, кто принимает решение, а также тех, кто создает атмосферу ожидания и способствует тем самым решению о войне» [Де Моз 2000, 120].
3 Создавать атмосферу ожидания – это уже про психоидеологию, а держать что-либо в центре внимания собственных исследований – законное право исследователя, и это не о сущностях. Это ближе к постсовременному прагматизму Ричарда Рорти: «Метафизики верят, что там, вовне этого мира существуют реальные сущности, раскрывать которые наш долг, да и сами сущности расположены к тому, чтобы их открывали» [Рорти 1996, 106]. «Ироник же, наоборот, является номиналистом и историцистом» [Рорти 1996, 105]. Де Моз тоже номиналист и тоже ироничен: обвинение в редукционизме «заденет психоисторика не больше, чем Галилея обвинение со стороны астролога в "пренебрежении" целым звездным небом ради описания траектории одной-единственной планеты» [Де Моз 2000, 114]. «Обычное обвинение, что психоистория "сводит все к психологии", философски бессмысленно: конечно, с этой точки зрения психоистория действительно склонна к редукционизму, потому что изучает исключительно историческую мотивацию» [Де Моз 2000, 117]. И хотя в одном месте автор все же решается осадить Маркса и «вновь поставить на ноги» Гегеля, достаточно того, что психоистория имеет свою, работающую «методологию открытия».

Всего подписок: 1, всего просмотров: 2209

Оценка читателей: голосов 0

1. Габдуллина web – Габдуллина В.И. «Пушкинская» речь Ф. М. Достоевского (к вопросу о жанре) // https://cyberleninka.ru/article/n/pushkinskaya-rech-f-m-dostoevskogo-k-voprosu-o-zhanre)

2. Кочеров web – Кочеров С.Н. Русская идея в XX и в XXI веке // https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/218372191

3. Малинова 2001 – Малинова О.Ю. Когда идеи становятся идеологиями. К вопросу об изучении «измов» // Философский век. История идей как методология гуманитарных исследований. Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский центр истории идей, 2001. С. 11–26.

4. Рубцов 2018 – Рубцов А.В. Превращения идеологии. Понятие идеологического в «предельном» расширении // Вопросы философии. 2018. № 7. С. 18–27.

5. Рубцов 2019 – Рубцов А.В. Нарцисс в броне. Психоидеология грандиозного Я в политике и власти. М.: Прогресс-Традиция, 2019 (в производстве).

6. Смолененкова web – Смолененкова В.В. Пушкинская речь Ф. М. Достоевского. Риторико-критический анализ //http://genhis.philol.msu.ru/article_104.shtml (in Russian)

7. Соина web – Соина О.С. «Пушкинская речь» Ф.М. Достоевского. Опыт современного прочтения // Человек. 2001. № 3-4 // http://www.sibstrin.ru/files/pushkinskaya_rech.pdf

Система Orphus

Загрузка...
Вверх