Постгуманизм: преодоление и наследие постмодернизма

 
Код статьиS004287440005053-3-1
DOI10.31857/S004287440005053-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаВопросы философии
ВыпускВыпуск №5
Страницы24-35
Аннотация

В фокусе настоящей статьи одно из главных направлений актуальной философии – постгуманизм. Автор разграничивает его с понятием «трансгуманизм» и прослеживает его возникновение, развитие и актуальное состояние. Если постгуманизм изначально был связан с культурой (концепция критика Ихаба Хассана), то впоследствии он обратился к новой онтологии. В этом пункте постгуманизм сближается с такими направлениями современной философии и социальных учений, как акторно-сетевая теория и объектно-ориентированная онтология. От двух последних постгуманизм отличается тем, что не удовлетворяется только новой онтологией, в которой предлагается отойти от традиционных антропоцентричных понятий типа «человек» и обратиться к «индивидам», и предлагает этическую и политическую программу (Донна Харауэй, Рози Брайдотти). Автор статьи приходит к выводу, что постгуманизм является альтернативой культурному постмодернизму, исключившему природу из предмета своего внимания. Постгуманисты настаивают, что понятия культуры и природы должны быть переосмыслены. Однако многие исследователи в XXI в., обращаясь к постгуманизму, описывают его непосредственно через продукты популярной культуры, ослабляя тем самым программу постгуманизма. Несмотря на это, акцент на эпохе «антропоцена» позволяет постгуманизму отказаться от постмодерна как от исторической категории, замешанной именно на культуре, и перейти к обсуждению совершенно новых тем – экологии, Земли и т.д.

Ключевые словапостгуманизм, трансгуманизм, постмодернизм, постпостмодернизм, популярная культура, культура, не-человеческое, Фредрик Джеймисон, политика
Получено29.05.2019
Дата публикации07.06.2019
Кол-во символов28470
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Некоторым исследователям, специализирующимся в области «нового материализма» или «постгуманизма», может показаться, что постгуманизм неправомерно считать одной из версий постпостмодернизма. Во-первых, области исследований и сама изначальная теоретическая оптика у постгуманизма и постпостмодернизма различны. Так, постгуманизм интересуется тем, как следует мыслить, чтобы сосуществовать с не-человеческими формами жизни; постпостмодернизм пытается ухватить актуальные тенденции в искусстве и культуре и описать их. Постгуманизм ищет границы между человеческим и не-человеческим; постпостмодернизм ориентируется на социальное как таковое и репрезентацию искусства в социальном. Во-вторых, постгуманизм – философское направление мысли, в то время как постпостмодернизмом занимаются преимущественно культурологи, теоретики искусства, литературоведы, социальные теоретики и т.д. Однако при внимательном рассмотрении постгуманизм представляет собой одну из версий постпостмодернизма. С одной стороны, это связано с влиянием различных идей постмодерна на формирование последующих интеллектуальных и идеологических течений, с другой – это относится к генетической связи ранних концепций постмодерна и появления концепции постгуманизма. В дальнейшем мы попытаемся представить эти связи.
2 Сперва определимся с терминами. Термин «трансгуманизм» появился хотя и позже, чем слово «постмодернизм», но до того, как философы приняли понятие постмодерна и обратились к его теоретическому описанию. В частности, английский биолог, эволюционист и (транс)гуманист Джуллиан Хаксли ввел термин в широкий оборот в 1957 г. [Huxley 1957]. Хаксли считал, что новые технологии должны быть использованы для улучшения физической и умственной человеческой природы; причем внимание этическим вопросам в концепции не уделялось. Однако сегодня трансгуманизм принято считать одной из версий постгуманизма. Проблема с постгуманизмом состоит в том, что в рамках этого собирательного понятия существует множество различных направлений мысли. Эти направления часто не просто не пересекаются, но находятся в сложных отношениях. К таким выводам пришла философ Франческа Феррандо, попытавшись разобраться с понятиями «постгуманизм», «трансгуманизм», «антигуманизм», «метагуманизм» и «новые материализмы» [Ferrando 2013].
3 Итак, «постгуманизм» может представать во множестве версий. Важно, что это, скажем, не просто постгуманизм, ориентированный на новые технологии, и постгуманизм, ориентированный на природу во всем ее многообразии, но сами направления мысли теоретиков постчеловеческого состояния от онтологии и этики до политики и культуры. Таким образом, речь идет и об онтологии, и об этике, но главное – о конкретных политических стратегиях. Вот почему нам важно различать вероятные направления постгуманизма. Возможно, единственное, что объединяет все идеи, связанные с понятием «постгуманизм», так это твердое намерение теоретиков заявить, что кроме человека, в мире существуют и другие субъекты (как вариант – «индивиды», «агенты» или «сущности»). Но нас интересует конкретный вопрос, ответ на который многое прояснит в непростых отношениях постгуманизма и постмодернизма: какое место занимает культура в ее широком значении в теории постугманизма?

Всего подписок: 8, всего просмотров: 3881

Оценка читателей: голосов 0

1. Anderson, Perry (1998) Origins of Postmodernity, Verso, London, New York (Russian translation 2011).

2. Astakhov, Sergey S., Gavrilenko, Stanislav M., Pisarev, Alexander A. (2017) СActor-Network Theory: An Unfinished AssemblageТ, Logos, 27, 1, pp. 1?40 (in Russian).

3. Badmington, Neil (2004) Alien Chic: Posthumanism and the Other Within, Routledge, London, New York.

4. Braidotti, Rosi (2007) СFeminist Epistemology after Postmodernism: Critiquing Science, Technology and GlobalisationТ, Interdisciplinary Reviews of Science, 32, 1, pр. 65Ц74.

5. Cudworth, Erika, Hobden, Stephen (2018) The Emancipatory Project of Posthumanism, Routledge, London, New York.

6. Demos, Thomas J. (2017) Against the Anthropocene. Visual Culture and Environment Today, Sternberg Press, Berlin.

7. Ferrando, Francesca (2013) СPosthumanism, transhumanism, antihumanism, metahumanism, and new materialisms. Differences and RelationsТ, Existenz, 8, 2, pp. 26?32.

8. Ferrando, Francesca (2019) Philosophical Posthumanism, Bloomsbury Academic, London, New York, New Delhi, Sydney.

9. Gordijn, Bert, Chadwick, Ruth (eds.) (2008) Medical Enhancement and Posthumanity, Springer, Netherlands.

10. Harman, Graham (2017) СNetworks and Assemblages: the Rebirth of Things in Latour and DelandaТ, Logos, 27, 3, pp. 1?34 (in Russian).

11. Hauskeller, Michael, Philbeck, Thomas D., Carbonell, Curtis D. (eds.) (2015) The Palgrave Handbook of Posthumanism in Film and Television, Palgrave Macmillan UK, Houndmills, Basingstoke, Hampshire.

12. Hayles, Katherine (1986) The Cosmic Web. Scientific Field Models and Literary Strategies in the 20th Century, Cornell University Press, Ithaca, London.

13. Hayles, Katherine (1999) How We Became Posthuman: Virtual Bodies in Cybernetics, Literature, and Informatics, University of Chicago Press, Chicago, London.

14. Hayles, Katherine (2005) My Mother was a Computer: Digital Subjects and Literary Texts, University of Chicago Press, Chicago, London.

15. Kramar, Marya, Sarkisov, Karen (eds.) (2018) Essays on Unhuman Hostility: Anthology, V-A-C Press, Moscow (in Russian).

16. Kroker, Arthur (2014) Exits to the Posthuman Future, Polity, Cambridge.

17. Mitrofanova, Alla D. (2018) СThe Cyborg as the Code of a New Ontology, Political and Epistemological Aspects of Hybrid BodiesТ, Logos, 28, 4, pp. 109?128 (in Russian).

18. Serres, Michel (1980) Le parasite, Grasset & Fasquelle, Paris (Russian translation, 2016).

19. Trigg, Dylan (2014) The Thing: A Phenomenology of Horror, Zero Books, Croydon (Russian translation 2017).

20. Urry, John (2018) What is the Future?, Polity, Cambridge (Russian translation 2018).

21. Weinstock, Jeffrey (2013) СPostmodernism with Sam Raimi or, How I Learned to Stop Worrying About Theory and Love Evil DeadТ, Ahmad A., Moreland S. (eds.) Fear and Learning. Essays on the Pedagogy of Horror, McFarland, NC., pp. 19?39 (Russian translation 2014).

22. Wolfe, Cary (2009) What Is Posthumanism?, University of Minnesota Press, Minneapolis, London.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх