Russian Literary-Philosophical Romanticism of the First Half of the 19th Century (Hermeneutics of Love)

 
PIIS004287440007520-7-1
DOI10.31857/S004287440007520-7
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: Belgorod State National Research University
Address: Russian Federation, Belgorod
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 12
Pages15-19
Abstract

Hermeneutic discussions today are becoming increasingly important because philosophical hermeneutics sets itself the task of clarifying the essence of understanding, interpretation, interpretation, as the most important ways of obtaining knowledge, both in the field of philosophy and in the field of literature. The appeal to the problems of philosophical hermeneutics is due to the need to reconstruct the theme of love in Russian literary and philosophical romanticism, which emerged in the first half of the nineteenth century. Modern humanitarian knowledge pays special attention to the philosophy of romanticism, by virtue of the fact that it represents a certain ideological paradigm in which a person strives for a lofty ideal and opposes reality. Romanticism embodies a special value attitude to reality, a poetic and emotional-sensual attitude to the world and man. A characteristic feature of moral rebirth is an elevated attitude towards love. The theme of love in Russian literary and philosophical romanticism acquires a special spiritual value, which demonstrates the concept of a world where a person has intrinsic value. The mythological personification of the unearthly world in female images, the problems of dual peace show the special meaning of the philosophy of love among romantics. The essence of the world order among the romantics lies in love itself, understood in the cosmic sense. Representatives of romantic hermeneutics proposed to consider literary works of art as a universal way of mastering the world in which some co-creation of the author and interpreter of the text takes place. Using the method of historical interpretation and intellectual intuition, it becomes possible to more fully and comprehensively study this phenomenon.

Keywordsromanticism, hermeneutics, historical method, love, value, Russian literature, author, word
Received10.12.2019
Publication date11.12.2019
Number of characters9759
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1 В современном гуманитарном знании одним из ведущих философских векторов исследования выступает тема понимания. Многие ученые отмечают, что герменевтика является основной проблемой современности. На мой взгляд, это утверждение связано, прежде всего, с различными трактовками самой герменевтики. Некоторые авторы видят в ней методологию гуманитарных наук, для других она есть универсальный метод познания или даже онтологическая основа любого познания. На протяжении всего XX в. интерес к данной проблематике не угасал, хотя, к примеру, в Советском Союзе только в 70–80-е гг. можно было увидеть некоторый всплеск интереса к герменевтическим вопросам. Об этом писали такие авторы, как Г.И. Богин, А.А. Брудный, П.П. Гайденко, В.Г. Кузнецов, А.А. Митюшин и др. (см.: [Богин 1982; Брудный 1998; Гайденко 1997; Кузнецов 1991; Митюшин 1989]). В XXI в. интерес к философской герменевтике, в частности к идеям М. Хайдеггера, Г.Г. Гадамера, а также Г.Г. Шпета, значительно возрос.
2 Сегодня можно констатировать, что герменевтическая традиция в России объединяет междисциплинарные исследования, в том числе и культурно-историческую проблематику, неотъемлемой частью которой является литературно-философская романтическая традиция. В философии романтизма рассматривается особый тип личности, который воспроизводится в различные исторические, чаще переломные эпохи. В частности, в европейской культуре на рубеже XVIII‒XIX вв. с зарождением романтизма как реакции на разрыв с традициями Просвещения и с развитием романтической эстетики, философии и языка, происходит универсализация герменевтической проблематики, в которой прослеживалась связь искусства понимания и истолкования. Эти же процессы происходят и на рубеже XIX‒XX вв. в России. Обращение к романтической традиции понимания личности, ее души, устремленности к идеалу дают возможность в герменевтических дискуссиях как в области философии, так и в области литературы, реконструировать тему любви в русском литературно-философском романтизме, сформировавшемся в первой половине XIX в. На основе герменевтического метода, предложенного Ф. Шлейермахером, появилась возможность интерпретации текстов различных культур и душевно-духовных миров. Именно этот принцип был особенно близок романтикам, которые ратовали за своеобразие различных культур и несводимость их друг к другу. Шлейермахер и романтики считали, что необходимо настроиться на «волну автора», войти в контекст его идей и представлений, в его психику, стать «им самим» и созерцать как бы изнутри саму индивидуальность автора. В современной философской мысли именно его психологическая интерпретация понимания и толкования приобрела дискуссионный характер. По мнению Шлейермахера, понимание, интерпретация, толкование как целого, так и части, является процессом принципиально незавершенным, к нему «можно лишь приближаться» [Schleiermacher 1995, 76].

Number of purchasers: 0, views: 1346

Readers community rating: votes 0

1. Bogin, Georgiy I. (1982) Philological hermeneutics, KGU, Kalinin (in Russian).

2. Brudny, Aron A. (1998) Psychological hermeneutics, Labirint, Moscow (in Russian).

3. Gaidenko, Piama P. (1997) Break to the Transcendent: a New Ontology of the 20th Century, Respublika, Moscow (in Russian).

4. Kuznetsov, Valery G. (1991) Hermeneutics and humanitarian knowledge, MGU, Moscow (in Russian).

5. Mityushin, Aleksandr A. (1989) ‘About the study of G.G. Shpet Hermeneutics and its problems’, Context. Literary and theoretical studies, Nauka, Moscow, pp. 229–230 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up